Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 47
Приморского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТО
Педагогическим советом
ГБДОУ детского сада № 47
Приморского района Санкт-Петербурга
(протокол от 29.08.2025 № 1)
УТВЕРЖДЕНО
Приказом заведующего
ГБДОУ детского сада № 47
Приморского района Санкт-Петербурга
от 01.09.2025г. № 324
_____________________О.В.Викторова
Дополнительная образовательная
общеразвивающая программа
«Академия дошколят»
Срок освоения: 1 год
Возраст обучающихся: 6 – 7 лет
Разработчик:
Чередилина Ирина Юрьевна,
педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
2025
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Академия
дошколят» составлена в соответствии с:
Законом «Об образовании в Российсской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
Распоряжением Правительства Санкт-Петербурга Комитета по образованию от
25.08.2022 № 1676-р «Об утверждении критериев оценки качества дополнительных
общеразвивающих программ, реализуемых организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, и индивидуальными предпринимателями СанктПетербурга»;
Гигиеническими нормативами и требованиями к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания» (Постановление Главного
государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении
санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21);
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи; санитарные правила СП
2.4.3648-20.
Направленность: социально-гуманитарная.
Актуальность реализации
Разработка и внедрение дополнительной образовательной общеразвивающей
программы «Академия дошколят» для детей 6-7 лет обусловлена комплексом современных
социальных, образовательных и психологических факторов. Ее актуальность заключается
в следующем:
1. Возросшие требования Федерального Государственного Образовательного
Стандарта начального общего образования (ФГОС НОО).
Современная школа ожидает от первоклассника не столько умения читать и писать,
сколько сформированности предпосылок учебной деятельности:
коммуникативные УУД (универсальные учебные действия): умение слушать и
слышать учителя, задавать вопросы, работать в паре и группе;
познавательные УУД: развитие логического мышления, памяти, внимания, умения
сравнивать, анализировать и делать выводы;
регулятивные УУД: способность понимать и принимать учебную задачу,
планировать свои действия, контролировать процесс их выполнения и адекватно
оценивать результат;
личностные УУД: мотивационная готовность к обучению, умение преодолевать
трудности, сформированность самооценки.
Базовая программа детского сада не всегда может в полной мере и индивидуально
сформировать этот сложный комплекс качеств, что делает дополнительную программу
необходимой.
2. Психологическая готовность к новой социальной роли.
Переход из детского сада в школу — это кризисный период, связанный со сменой
социальной позиции и вида деятельности («дошкольник» → «ученик»). Программа
«Академия дошколят» помогает:
сформировать «внутреннюю позицию школьника»: ребенок начинает осознавать
важность и необходимость учебы, у него появляется желание учиться;
развить произвольность поведения и познавательных процессов: умение управлять
своими желаниями, поведением и вниманием в соответствии с правилами и
требованиями;
снизить уровень школьной тревожности и стресса: знакомство со структурой урока
(звонки, перемена, требования учителя) в привычной, игровой обстановке детского
сада делает будущее поступление в школу менее пугающим.
3. Неоднородность исходного уровня подготовки детей.
В одну группу детского сада или будущий первый класс приходят дети с разным
уровнем развития:
одни уже читают, другие не знают букв;
у одних хорошо развита мелкая моторика, у других — нет;
разный уровень речевого развития и словарного запаса.
Данная
программа
позволяет выровнять
стартовые
возможности будущих
первоклассников, обеспечивая базовый стандарт знаний и умений для всех.
4. Запрос родителей (законных представителей).
Современные родители часто озабочены успешным стартом своего ребенка в школе.
Они понимают, что от этого зависит его дальнейшая учебная траектория.
Дополнительная программа:
• дает родителям уверенность в том, что ребенок подготовлен системно, а не
фрагментарно;
• снимает родительскую тревожность и необходимость самостоятельно искать
репетиторов или курсы, что экономит их временные и финансовые ресурсы;
• обеспечивает прозрачность и преемственность между детским садом, семьей и
школой.
5. Развитие специфических навыков, необходимых для письма и чтения.
Программа целенаправленно работает над:
развитием мелкой моторики и подготовкой руки к письму (графические диктанты,
штриховка, работа с карандашом);
фонематическим слухом — основой грамотного чтения и письма.
пространственным и временным ориентированием (право-лево, верх-низ, дни
недели, времена года), что напрямую связано с успехами в математике и русском
языке.
6. Профилактика школьной дезадаптации.
Неготовность к школе может привести к стойким проблемам: неуспеваемости,
нежеланию учиться, конфликтам с учителями и сверстниками. Систематическая
подготовка
в
рамках
дополнительной
программы
является
эффективной
мерой профилактики этих негативных явлений, закладывая прочный фундамент для
успешной и комфортной школьной жизни.
Таким образом, дополнительная образовательная общеразвивающая программа
«Академия дошколят» для детей 6-7 лет является не просто «натаскиванием» на
академические знания, а комплексным, системным и своевременным ответом на вызовы
современного образования. Она обеспечивает преемственность между дошкольным и
начальным звеном, способствует гармоничному развитию личности ребенка и является
ключевым фактором его успешной адаптации и дальнейших достижений в школе.
Отличительны особенности (новизна)
В отличие от существующих традиционных программ подготовки, данная программа
предлагает комплексный метапредметный подход, где акцент смещен с узконаправленной
тренировки академических навыков (чтение, счет, письмо) на формирование целостной
готовности ребенка к новой социальной ситуации развития.
Ключевые отличия и элементы новизны:
1. Интегративная модель.
В основе программы лежит развитие ключевых компетенций XXI века,
адаптированных для дошкольников:
критическое мышление: решение нестандартных, открытых задач, где нет одного
правильного ответа (например, «Как можно использовать куб?» (построить дом,
представить, что это камень, машина и т.д.);
коммуникация: использование техник сторителлинга (сочинение общих историй),
участие в мини-дебатах («Зачем нужны правила?»), проектная работа в малых
группах;
креативность: задания по методике ТРИЗ (теории решения изобретательских задач)
для детей (например, «Усовершенствуй школьный портфель»);
кооперация (командная работа): решение общих задач, где успех зависит от вклада
каждого (например, собрать большой пазл на время);
эмоциональный интеллект (ЭИ): целенаправленное обучение распознаванию и
управлению своими эмоциями (гнев, обида, радость), а также пониманию эмоций
сверстников через ролевые игры и обсуждение сказок.
Отличительной особенностью программы является ее фокус на формировании гибких
навыков и психологической устойчивости будущего первоклассника через современные
игровые и проектные технологии.
Новизна программы
подтверждается
ее практико-ориентированным,
метапредметным характером и созданием единой развивающей экосистемы «Ребенок –
Педагог – Родитель – Среда», что в совокупности гарантирует не только поступление в
школу, но и успешную, комфортную адаптацию к ней.
Адресат: программа предназначена для детей 6 – 7 лет, независимо от их гендерной
принадлежности и возможностей.
Уровень освоения: общекультурный.
Объем и срок освоения: общее количество учебных часов в год – 56, лет – 1.
Цель программы: формирование у детей 6-7 лет комплексной готовности к
обучению в школе через развитие ключевых компетенций (мягких навыков),
познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы, обеспечивающей успешную
адаптацию и положительную мотивацию к будущей учебной деятельности.
Задачи
1. Личностные и мотивационные задачи:
сформировать внутреннюю позицию школьника (позитивное отношение к школе,
понимание важности и необходимости учения);
развить учебную мотивацию (стремление к получению новых знаний, интерес к
решению познавательных задач);
воспитывать навыки самоорганизации и самостоятельности при выполнении
учебных заданий.
2. Познавательные и метапредметные задачи:
развивать высшие психические функции:
внимание (устойчивость, концентрация, переключение, объем);
память (зрительная, слуховая, смысловая);
мышление (логическое, наглядно-образное, умение анализировать, сравнивать,
обобщать, устанавливать причинно-следственные связи);
сформировать базовые предпосылки учебной деятельности (УУД):
- регулятивные: умение принимать и удерживать учебную задачу, планировать свои
действия, контролировать процесс и результат, адекватно оценивать свою работу;
- познавательные: развитие фонематического слуха, навыков звуко-буквенного
анализа, представлений о числе и счете, пространственно-временных ориентировок;
- коммуникативные: умение работать в паре и мини-группе, договариваться, слушать
собеседника и аргументировать свою точку зрения.
3. Коммуникативные и социальные задачи:
развивать эмоциональный интеллект (умение распознавать свои и чужие эмоции,
управлять ими в учебных и социальных ситуациях);
совершенствовать социально-коммуникативные
навыки для
бесконфликтного
взаимодействия со сверстниками и взрослыми (учителем);
обучать конструктивным способам разрешения конфликтов.
4. Практико-ориентированные задачи:
подготовить руку к письму через развитие мелкой моторики, графомоторных
навыков и зрительно-моторной координации;
создать прочный фундамент предметных знаний (в области развития речи, основ
грамоты, элементарных математических представлений) в соответствии с
возрастными возможностями;
сформировать первичные навыки работы с информацией (умение слушать
инструкцию, задавать уточняющие вопросы, находить нужные данные).
5. Задачи по профилактике дезадаптации:
познакомить детей с нормами и правилами школьной жизни в безопасной игровой
форме;
снизить уровень тревожности и страхов, связанных с поступлением в школу;
развить волевые качества (усидчивость, терпение, умение преодолевать трудности).
Планируемые результаты освоения Программы
В результате успешного освоения Программы воспитанник будет обладать
следующими качествами и умениями:
1. Личностные и мотивационные результаты:
• сформирована внутренняя позиция школьника: ребенок проявляет осознанный
интерес к школе и учебной деятельности, положительно настроен на поступление в
1 класс;
• развита учебная мотивация: проявляет познавательную активность, задает вопросы,
стремится узнать новое, испытывает удовольствие от решения интеллектуальных
задач;
• проявляет навыки самоорганизации: способен самостоятельно или с минимальной
помощью подготовить рабочее место, выполнить задание до конца и убрать его
после себя.
2. Метапредметные результаты (развитие предпосылок УУД):
а) регулятивные:
• умеет принимать и понимать учебную задачу, поставленную педагогом;
-
•
•
•
б)
•
•
•
в)
•
•
•
3.
а)
•
•
•
•
б)
•
•
•
•
в)
•
•
•
4.
•
может составить простой план действий для решения задачи (например, «сначала
обведу по точкам, потом напишу сам»);
способен сосредоточенно работать в течение 25-30 минут, следуя инструкции;
адекватно оценивает результат своей работы, используя системы «смайликов»,
«светофор» или вербально («у меня получилось аккуратно», «здесь я ошибся»);
познавательные:
владеет основными мыслительными операциями: сравнивает предметы по 3-4
признакам, находит лишний предмет в группе и аргументирует свой выбор,
устанавливает простые причинно-следственные связи;
умеет классифицировать и обобщать понятия (например, «овощи-фрукты»,
«одежда-обувь»);
обладает развитым пространственным восприятием (ориентируется в понятиях
«право-лево», «над-под», «сзади-спереди») и временными представлениями (знает
дни недели, времена года, их последовательность);
коммуникативные:
активно владеет диалогической речью: умеет задавать вопросы, отвечать на них,
вступать в дискуссию;
способен договариваться со сверстниками в ходе совместной деятельности,
распределять роли, учитывать мнение партнера;
умеет слушать собеседника и понимать его точку зрения.
Предметные результаты:
в области развития речи и основ грамоты:
имеет хорошо развитый фонематический слух: может определить первый и
последний звук в слове, подобрать слово на заданный звук;
владеет навыком звуко-буквенного анализа простых слов (из 3-4 звуков);
читает по слогам (на уровне слов и простых предложений);
составляет рассказ по серии сюжетных картинок из 4-5 элементов, используя
распространенные предложения;
в области элементарных математических представлений:
считает в прямом и обратном порядке в пределах 10, решает простые задачи на
наглядной основе на сложение и вычитание;
знает состав чисел в пределах 10;
узнает и называет основные геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник,
прямоугольник, овал);
ориентируется на листе бумаги в клетку, умеет выполнять графический диктант под
диктовку взрослого («2 клетки вправо, 1 вниз»);
в области подготовки руки к письму:
развита мелкая моторика: уверенно владеет карандашом, ножницами, различными
техниками лепки;
умеет выполнять различные виды штриховки (горизонтальная, вертикальная,
наклонная), не выходя за контуры рисунка;
правильно пишет печатные буквы и цифры с ориентиром на образец.
Социально-эмоциональные результаты:
распознает и называет основные эмоции (радость, грусть, злость, удивление, страх)
как свои, так и окружающих;
•
•
•
владеет простыми стратегиями управления эмоциями (например, «глубоко
вдохнуть, если злишься»);
понимает и принимает правила школьной жизни, умеет адекватно реагировать на
замечания учителя;
имеет положительную самооценку, адекватно воспринимает учебные трудности как
задачу, которую можно решить, а не как неудачу.
Организационно-педагогические условия реализации
Язык реализации: государственный язык Российской Федерации – русский.
Форма обучения: очная.
Особенности реализации
Условия набора и формирования групп
Принимаются все желающие в возрасте 6 – 7 лет без специального отбора. Списочный
состав формируется с учетом вида деятельности и возможностями помещения. Занятия
проводятся с группами детей, количество которых составляет не более 12 человек.
Программа обусловлена возрастом воспитанников и не предъявляет требований к
содержанию и объему стартовых знаний к уровню развития ребенка.
Формы организации и проведения занятий
Система
организации
занятий
построена
на принципах вариативности,
интерактивности и интеграции, что позволяет поддерживать высокую познавательную
активность детей и учитывать их индивидуальные особенности.
1. По количеству участников:
фронтальные (групповые) занятия:
- цель: отработка общих тем, введение новых понятий, проведение коллективных игр
и обсуждений;
- пример: «Урок-открытие» по теме «Почему у чисел есть соседи?», групповой квест
«В поисках пропавшей буквы»;
подгрупповые занятия (работа в малых группах):
- цель: развитие кооперации, коммуникации и навыков работы в команде;
- пример: работа над проектом «Построй свой город» (одна группа — жилые дома,
другая — парки, третья — транспорт); решение логической задачи в команде на
скорость;
индивидуальные занятия (или работа в парах):
- цель: отработка навыков, требующих индивидуального подхода (например,
подготовка руки к письму, коррекция звукопроизношения), а также развитие
навыков взаимопомощи;
- пример: работа с прописями за столом, выполнение задания по карточкам в паре
«все по очереди», дидактическая игра «Найди пару».
2. По виду деятельности (основные инновационные формы):
занятие-квест (игровое приключение):
- структура: дети перемещаются по «станциям» (уголкам группы), выполняя
различные задания (логические, графомоторные, буквенные), чтобы достичь
конечной цели (найти клад, расколдовать сказочного героя);
- решаемые задачи: комплексное применение знаний, развитие инициативности и
командного духа;
занятие-исследование (экспериментирование):
- структура: постановка проблемы («Как буквы дружат в слогах?»), выдвижение
гипотез, проведение опытов (составление слогов из магнитных букв), анализ
результатов и формулирование вывода;
- решаемые задачи: развитие критического и исследовательского мышления;
занятие-проект (творческая мастерская):
- структура: выбор темы (например, «Создаем свою книгу сказок»), распределение
ролей (художники, рассказчики, «переплетчики»), сбор материала и реализация,
презентация результата;
- решаемые задачи: развитие креативности, долговременного планирования и умения
презентовать свою работу;
занятие-тренинг (практикум эмоций):
- структура: Использование ролевых игр, проигрывание типичных школьных
ситуаций («Как познакомиться с одноклассником?», «Что делать, если не получается
задача?»), обсуждение эмоций и поиск конструктивных решений;
- решаемые задачи: развитие эмоционального интеллекта и навыков конструктивного
общения;
занятие-сказка (сторителлинг):
- структура: «Погружение» в сказку, где каждый ребенок становится ее участником,
задания интегрированы в сюжет (помочь герою решить головоломку, написать
письмо волшебными буквами);
- решаемые задачи: развитие речи, воображения и произвольности внимания;
занятие с использованием образовательной платформы («Цифровая минутка»):
- структура: кратковременная (5-7 минут) индивидуальная или парная работа на
планшете/интерактивной доске с обучающими приложениями на развитие логики,
памяти и грамотности;
- решаемые
задачи: формирование
цифровой
культуры,
мотивация,
индивидуализация обучения.
3. По месту проведения:
занятия в учебной зоне (за столами): для заданий, требующих концентрации и
письма (работа в прописях, графические диктанты);
занятия в игровой зоне (на ковре): для групповых обсуждений, сюжетно-ролевых
игр, подвижных дидактических игр;
занятия в «уголках активности» (центры развития): самостоятельная или
подгрупповая работа в специально организованных зонах (математический центр,
центр грамоты, центр искусства).
Итоговая форма: «Пробный учебный день»
В конце курса проводится итоговое занятие в форме «Пробного учебного дня»,
которое полностью имитирует расписание и правила настоящей школы: несколько
коротких «уроков» (математика, чтение, окружающий мир) с переменами, ведением
самодельного дневника и общением с «учителем». Это позволяет комплексно оценить все
полученные навыки в условиях, максимально приближенных к реальным.
Используемые методы
Методы подобраны с учетом принципа «от игры к учебе» и направлены на
максимальную активизацию познавательной, эмоциональной и двигательной сферы
ребенка.
1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (по
источнику знаний):
а) наглядные методы:
демонстрация: показ видео-роликов о школе, презентаций, плакатов, моделей
(например, модель часов для изучения времени);
иллюстрация: использование картинок, схем, пиктограмм эмоций, пооперационных
карт (как правильно держать карандаш);
б) практические методы:
упражнение: многократное
выполнение действий для отработки навыка
(письменные упражнения в прописях, графические диктанты, артикуляционная
гимнастика);
игровой метод (ключевой метод программы):
- сюжетно-ролевые игры: «Мы — ученики», «Урок в школе»;
- дидактические игры: игры с правилами («Лото», «Домино», «Найди пару»);
- игры-драматизации: инсценировка сказок, проигрывание ситуаций из школьной
жизни;
элементарные опыты и экспериментирование: «Что тонет, а что плавает?», «Как
смешиваются цвета?», «Измеряем длину разными способами»;
моделирование: создание и использование моделей (составление слова из разрезной
азбуки, моделирование задачи с помощью счетных палочек, создание «Ленты
времени» из картинок);
в) словесные методы (в сочетании с другими):
рассказ педагога и беседа: обсуждение прочитанного, беседы о школе, правилах
поведения;
чтение художественной литературы: обсуждение рассказов и стихов о школе,
историй, затрагивающих морально-этические дилеммы;
развивающий диалог (проблемный метод): педагог создает проблемную ситуацию
(«Как узнать, чего больше: яблок или груш, не считая их?»), а дети совместно ищут
пути решения.
2. Инновационные методы, отражающие новизну программы:
а) методы развития мягких навыков:
метод проектов: дети совместно работают над долгосрочным проектом (например,
«Создаем музей чисел»), что развивает кооперацию, креативность и коммуникацию;
ТРИЗ-технологии (теория решения изобретательских задач):
- «Хорошо-плохо»: найти положительные и отрицательные стороны в объекте или
явлении (например, «Дождь: хорошо — поливаются растения, плохо — нельзя
гулять»);
- «Мозговой штурм»: генерация идей для решения задачи («Как сделать портфель
легче?»),развивает критическое и креативное мышление;
Кейс-метод (адаптированный): решение реальных жизненных ситуаций на основе
готового «кейса» (истории) (например, «Миша поссорился с другом на перемене.
Что делать?»);
б) методы эмоционально-личностного развития:
сказкотерапия: использование терапевтических сказок для обсуждения страхов,
связанных со школой, и поиска внутренних ресурсов;
игротерапия: использование игр для отреагирования эмоций, снятия напряжения и
проигрывания сложных ситуаций;
метод
рефлексии: использование
«Экрана
настроения»,
незаконченных
предложений («Сегодня я узнал…», «У меня получилось…»), что
формирует самооценку и регулятивные УУД;
в) методы интеграции цифровых технологий:
ротация станций (модель «перевернутый класс»): на одной станции дети работают с
педагогом, на другой — с дидактическим материалом, на третьей — выполняют
задание
на
образовательной
платформе
на
планшете,
что
обеспечивает индивидуализацию обучения;
г) методы работы с мотивацией:
метод «Ситуации успеха»: создание условий, где каждый ребенок может проявить
себя и получить признание своих достижений (например, ведение «Портфолио
успехов»);
«Педагогика сотрудничества»: педагог выступает в роли наставника и старшего
товарища, что создает благоприятный психологический климат.
Данный комплекс методов позволяет не просто передавать знания, а активно
вовлекать ребенка в процесс познания, формируя у него умение учиться,
взаимодействовать с другими и управлять собой, что является главной целью современной
подготовки к школе. Все методы применяются не изолированно, а в интегрированной
форме в рамках одного занятия.
Материально-техническое оснащение:
Оснащение направлено на создание развивающей предметно-пространственной
среды, которая поддерживает все ключевые направления программы: интеллектуальное,
эмоциональное и социальное развитие.
1. Учебная зона (для занятий за столами):
мебель:
- столы и стулья, соответствующие росту детей 6-7 лет;
- мобильные контейнеры или стеллажи для хранения дидактических материалов;
- доска магнитно-маркерная (или меловая) с набором цветных маркеров и мела;
- фланелеграф;
дидактические материалы:
- развитие речи и грамота: наборы магнитных букв и слогов; разрезные азбуки;
предметные картинки для классификации и составления рассказов; серии сюжетных
картинок (4-6 картин); карточки со схемами слов для звукового анализа;
- математика: счетные палочки; комплекты цифр и математических знаков;
логические блоки Дьенеша; палочки Кюизенера; наборы геометрических фигур
(объемные и плоские); часы со стрелками (учебные); весы с набором гирь;
- подготовка руки к письму: простые карандаши, ручки, цветные карандаши;
прописи (по возрасту, с постепенным усложнением); карточки с графическими
диктантами и лабиринтами; трафареты (геометрические, тематические); ножницы с
закругленными концами, клей-карандаш, бумага разной плотности.
2. Игровая и трансформируемая зона:
мягкое модульное оборудование: кубы, треугольники, цилиндры (используются для
зонирования, построения конструкций, организации подвижных игр);
ковер для коллективных игр, обсуждений и «круга рефлексии»;
-
настольно-печатные и дидактические игры:
игры на развитие памяти («Мемо»), внимания («Доббль», «Халли-Галли»);
игры на логику и стратегию (детское домино, лото, простые ходилки);
игры на социальное взаимодействие и эмоции (набор карточек «Эмоции», «Что
такое хорошо и что такое плохо»).
3. Центры активности (уголки развития):
центр «Юный исследователь» (для экспериментирования):
приборы: лупы, магниты, песочные часы;
природный материал: шишки, камешки, ракушки, крупы;
емкости: стаканчики, пробирки (пластиковые), миски;
центр «Библиотека и речь»:
подборка детских книг (хрестоматии для дошкольников, энциклопедии, книги о
школе);
наглядный материал по лексическим темам;
картотеки: артикуляционной гимнастики, пальчиковых игр, словесных игр;
центр «Искусство и творчество» (для проектной деятельности):
бумага разных форматов и цветов, картон;
краски (гуашь, акварель), кисти, пластилин, доски для лепки;
материалы для коллажей: нитки, ткани, пуговицы.
4. Цифровое оборудование (минимально необходимое):
ноутбук/компьютер для педагога с выходом в интернет для:
показа презентаций и образовательных видео;
использования интерактивных ресурсов (например, Uchi.ru);
ведения документации и «Портфолио дошкольника»;
колонки для прослушивания аудиосказок и фонетических упражнений;
проектор и экран;
1-2 планшета для организации подгрупповой «цифровой минутки» (дети работают
парами по очереди).
5. Оснащение для психолого-эмоционального развития:
«Уголок уединения»: палатка, ширма или мягкий модуль, где ребенок может побыть
один, чтобы успокоиться;
«Коробочка эмоций»: наполняется предметами для снятия напряжения: мячикиантистресс, «бутылочка спокойствия» (глиттер), тактильные игрушки;
релаксационное оборудование: коврик, подушечки, аудиозаписи со звуками
природы, спокойной музыкой.
6. Методическое обеспечение для педагога:
учебно-методический комплекс (УМК) по программе: конспекты занятий, рабочие
тетради для детей;
материалы для работы с родителями: папки-передвижки, памятки, анкеты,
презентации для родительских собраний.
Кадровое обеспечение
Реализацию программы осуществляет педагог дополнительного образования.
Учебный план
№
п/п
Количество часов
Название раздела, тема
Всего
Теория
Практика
«Я – будущий школьник» (адаптационно-мотивационный модуль)
Знакомство.
В
стране
1
1
0,2
0,8
«Школяндия»
Что такое школа? Зачем туда
2
1
0,3
0,7
идти?
Волшебные слова: учимся
3
1
0,2
0,8
общаться
4
Настроение и эмоции
1
0,2
0,8
Я могу! Учимся пробовать и
5
1
0,3
0,7
ошибаться
Школьные правила: зачем они
6
1
0,3
0,7
нужны?
7
Мы – команда!
1
0,1
0,9
Портфолио
дошкольника:
8
1
0,2
0,8
начинаем путешествие
«В мире звуков и букв» (развитие речи и подготовка к грамоте)
Звуки вокруг нас. Гласные и
9
1
0,3
0,7
согласные
Гласные звуки [А], [О], [У],
10
1
0,2
0,8
[И], [Ы], [Э]
Согласные звуки: твердые и
11
1
0,3
0,7
мягкие
12
Знакомство с ударением
1
0,3
0,7
13
Звук и буква А, а
1
0,3
0,7
Цикл занятий по изучению
14-23 основных букв (М, С, Ш, Л, Р, 10
3
7
Н, К, П, Т, И и др.)
Читаем
сами!
Итоговое
24
1
0,1
0,9
занятие-квест
«Веселая математика» (развитие математических представлений)
Счет в прямом и обратном
25
1
0,2
0,8
порядке в пределах 10
Числа и цифры 1-5. Состав
26
1
0,3
0,7
числа
Числа и цифры 6-10. Состав
27
1
0,3
0,7
числа
28
Больше, меньше, равно
1
0,2
0,8
Геометрические
фигуры:
29
1
0,2
0,8
плоские и объемные
30
Ориентировка в пространстве 1
0,2
0,8
Форма
аттестации
/контроля
Обобщающ
ее занятие
по теме
Обобщающ
ее занятие
по теме
Обобщающ
ее занятие
по теме
Решение простых задач (на
31-39 сложение/вычитание),
9
2,7
6,3
измерение величин, время
40
Математический КВН
1
0,1
0,9
«Умелые ручки» (подготовка руки к письму, развитие моторики)
Волшебные
линии
Обобщающ
41
(вертикальные,
1
0,2
0,8
ее занятие
горизонтальные)
по теме
42
Штриховка и обводка
1
0,1
0,9
Письмо печатных букв и
43-47
5
1
4
цифр (по группам сложности)
Графический
диктант
48
1
0,1
0,9
«Создаем картину»
«Скоро в первый класс!» (итоговый, обобщающий модуль)
Пробные уроки (математика,
Обобщающ
49-54
6
1,8
4,2
грамота, окружающий мир)
ее занятие
по теме
Выпускной
проект
«Моя
55
1
0,2
0,8
будущая школа»
Выпускной
«Мы
теперь
56
1
0,1
0,9
готовы в школу!»
56
14
42
ИТОГО:
Соотношение теоретических и практических часов условно, так как каждое занятие
построено на принципе интеграции и практико-ориентированного подхода. Теоретическая
часть – это краткое объяснение педагога, погружение в игровую ситуацию, а практическая
– основное время занятия.
Год
обучения
1
Дата
начала
занятий
06.10
2025
Календарный учебный график
Количест Количест
Дата
Количест
во
во
Количест
Режим
окончани
во часов
учебных учебных во часов
занятий
я занятий
в неделю
недель
дней
30.04
28
56
56
2
2 раза в
2026
неделю
по 1 часу
*1 академический час = 30 мин в соответствии с возрастом детей
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 47
Приморского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТО
Педагогическим советом
ГБДОУ детского сада № 47
Приморского района Санкт-Петербурга
(протокол от 29.08.2025 № 1)
УТВЕРЖДЕНО
Приказом заведующего
ГБДОУ детского сада № 47
Приморского района Санкт-Петербурга
от 01.09.2025г. № 324
_____________________О.В.Викторова
Рабочая программа
к дополнительной образовательной
общеразвивающей программе
«Академия дошколят»
Срок освоения: 1 год
Возраст обучающихся: 6 – 7 лет
Разработчик:
Чередилина Ирина Юрьевна,
педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
2025
Цель программы: формирование у детей 6-7 лет комплексной готовности к
обучению в школе через развитие ключевых компетенций (мягких навыков),
познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы, обеспечивающей успешную
адаптацию и положительную мотивацию к будущей учебной деятельности.
Задачи
1. Личностные и мотивационные задачи:
сформировать внутреннюю позицию школьника (позитивное отношение к школе,
понимание важности и необходимости учения);
развить учебную мотивацию (стремление к получению новых знаний, интерес к
решению познавательных задач);
воспитывать навыки самоорганизации и самостоятельности при выполнении
учебных заданий.
2. Познавательные и метапредметные задачи:
развивать высшие психические функции:
- внимание (устойчивость, концентрация, переключение, объем);
- память (зрительная, слуховая, смысловая);
- мышление (логическое, наглядно-образное, умение анализировать, сравнивать,
обобщать, устанавливать причинно-следственные связи);
сформировать базовые предпосылки учебной деятельности (УУД):
- регулятивные: умение принимать и удерживать учебную задачу, планировать свои
действия, контролировать процесс и результат, адекватно оценивать свою работу;
- познавательные: развитие фонематического слуха, навыков звуко-буквенного
анализа, представлений о числе и счете, пространственно-временных ориентировок;
- коммуникативные: умение работать в паре и мини-группе, договариваться, слушать
собеседника и аргументировать свою точку зрения.
3. Коммуникативные и социальные задачи:
развивать эмоциональный интеллект (умение распознавать свои и чужие эмоции,
управлять ими в учебных и социальных ситуациях);
совершенствовать социально-коммуникативные
навыки для
бесконфликтного
взаимодействия со сверстниками и взрослыми (учителем);
обучать конструктивным способам разрешения конфликтов.
4. Практико-ориентированные задачи:
подготовить руку к письму через развитие мелкой моторики, графомоторных
навыков и зрительно-моторной координации;
создать прочный фундамент предметных знаний (в области развития речи, основ
грамоты, элементарных математических представлений) в соответствии с
возрастными возможностями;
сформировать первичные навыки работы с информацией (умение слушать
инструкцию, задавать уточняющие вопросы, находить нужные данные).
5. Задачи по профилактике дезадаптации:
познакомить детей с нормами и правилами школьной жизни в безопасной игровой
форме;
снизить уровень тревожности и страхов, связанных с поступлением в школу;
развить волевые качества (усидчивость, терпение, умение преодолевать трудности).
Планируемые результаты освоения Программы
В результате успешного освоения Программы воспитанник будет обладать
следующими качествами и умениями:
1. Личностные и мотивационные результаты:
• сформирована внутренняя позиция школьника: ребенок проявляет осознанный
интерес к школе и учебной деятельности, положительно настроен на поступление в
1 класс;
• развита учебная мотивация: проявляет познавательную активность, задает вопросы,
стремится узнать новое, испытывает удовольствие от решения интеллектуальных
задач;
• проявляет навыки самоорганизации: способен самостоятельно или с минимальной
помощью подготовить рабочее место, выполнить задание до конца и убрать его
после себя.
2. Метапредметные результаты (развитие предпосылок УУД):
г) регулятивные:
• умеет принимать и понимать учебную задачу, поставленную педагогом;
• может составить простой план действий для решения задачи (например, «сначала
обведу по точкам, потом напишу сам»);
• способен сосредоточенно работать в течение 25-30 минут, следуя инструкции;
• адекватно оценивает результат своей работы, используя системы «смайликов»,
«светофор» или вербально («у меня получилось аккуратно», «здесь я ошибся»);
д) познавательные:
• владеет основными мыслительными операциями: сравнивает предметы по 3-4
признакам, находит лишний предмет в группе и аргументирует свой выбор,
устанавливает простые причинно-следственные связи;
• умеет классифицировать и обобщать понятия (например, «овощи-фрукты»,
«одежда-обувь»);
• обладает развитым пространственным восприятием (ориентируется в понятиях
«право-лево», «над-под», «сзади-спереди») и временными представлениями (знает
дни недели, времена года, их последовательность);
е) коммуникативные:
• активно владеет диалогической речью: умеет задавать вопросы, отвечать на них,
вступать в дискуссию;
• способен договариваться со сверстниками в ходе совместной деятельности,
распределять роли, учитывать мнение партнера;
• умеет слушать собеседника и понимать его точку зрения.
3. Предметные результаты:
г) в области развития речи и основ грамоты:
• имеет хорошо развитый фонематический слух: может определить первый и
последний звук в слове, подобрать слово на заданный звук;
• владеет навыком звуко-буквенного анализа простых слов (из 3-4 звуков);
• читает по слогам (на уровне слов и простых предложений);
• составляет рассказ по серии сюжетных картинок из 4-5 элементов, используя
распространенные предложения;
д) в области элементарных математических представлений:
•
считает в прямом и обратном порядке в пределах 10, решает простые задачи на
наглядной основе на сложение и вычитание;
• знает состав чисел в пределах 10;
• узнает и называет основные геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник,
прямоугольник, овал);
• ориентируется на листе бумаги в клетку, умеет выполнять графический диктант под
диктовку взрослого («2 клетки вправо, 1 вниз»);
е) в области подготовки руки к письму:
• развита мелкая моторика: уверенно владеет карандашом, ножницами, различными
техниками лепки;
• умеет выполнять различные виды штриховки (горизонтальная, вертикальная,
наклонная), не выходя за контуры рисунка;
• правильно пишет печатные буквы и цифры с ориентиром на образец.
4. Социально-эмоциональные результаты:
• распознает и называет основные эмоции (радость, грусть, злость, удивление, страх)
как свои, так и окружающих;
• владеет простыми стратегиями управления эмоциями (например, «глубоко
вдохнуть, если злишься»);
• понимает и принимает правила школьной жизни, умеет адекватно реагировать на
замечания учителя;
• имеет положительную самооценку, адекватно воспринимает учебные трудности как
задачу, которую можно решить, а не как неудачу.
Содержание работы
Календарно – тематическое планирование и содержание обучения
№
п/п
1-8
Тема
Программное содержание
Оборудование
«Я – будущий
школьник»
(адаптационномотивационный
модуль)
Главная цель: формирование
положительной «внутренней
позиции
школьника»
и
психологической готовности к
переходу из детского сада в
школу.
Социальнокоммуникативное развитие:
формирование
навыков
конструктивного общения со
сверстниками и взрослыми
(умение знакомиться, слушать,
высказывать свое мнение,
договариваться);
- освоение норм и правил
поведения
в
группе,
понимание их необходимости;
Раздаточный
материал: бейджики, листы
А4, цветные карандаши,
фломастеры,
шаблоны
«ладошки»,
анкетысмайлики для рефлексии.
Демонстрационный
материал: плакат «Дерево
дружбы», набор картинок
«Школьные
принадлежности», картинки
с ситуациями общения,
пиктограммы эмоций, набор
карточек
«Вежливые
слова».
Игровое оборудование: мяч,
куклы-перчатки (например,
«Невежа» и «Вежливый
9-24
«В мире звуков и
букв» (развитие
речи
и
подготовка
к
грамоте)
- развитие эмпатии, умения
понимать и учитывать чувства
других;
формирование
основ
безопасного
поведения
в
новых школьных ситуациях.
Эмоционально-личностное
развитие:
- знакомство с базовыми
эмоциями (радость, грусть,
удивление, злость, страх),
обучение их распознаванию и
вербальному выражению;
- развитие умения управлять
своими эмоциями, снимать
мышечное и эмоциональное
напряжение;
- формирование адекватной
самооценки,
позитивного
отношения к себе и своим
возможностям;
- воспитание умения адекватно
воспринимать
учебные
трудности и ошибки как часть
процесса
обучения,
формирование стойкости и
настойчивости.
Мотивационная подготовка:
- создание целостного и
привлекательного
образа
школы;
- развитие познавательного
интереса и учебной мотивации
(желания узнавать новое,
решать
интеллектуальные
задачи);
- формирование понимания
роли ученика и учителя.
Главная цель: формирование
предпосылок
грамотного
чтения и
письма через
развитие
фонематического
слуха,
звуко-буквенного
анализа и связной речи.
Кролик»),
зеркальца
(небьющиеся).
Цифровое
оборудование: ноутбук,
проектор/экран,
колонки
для показа видеоэкскурсии
по школе и прослушивания
аудиозаписей
(звуки
школы, веселая/спокойная
музыка).
Канцелярия: клейкарандаш,
ножницы,
цветная
бумага
для
создания «Цветка правил» и
страниц портфолио.
Для
релаксации: «Коробочка
эмоций»
с
мячикомантистресс,
тактильными
игрушками.
Раздаточный
материал: индивидуальные
кассы букв и слогов,
разрезные азбуки, зеркала
для
артикуляционной
гимнастики, карточки для
звукового анализа (синие,
Развитие
фонематических
процессов:
- обучение умению выделять
отдельные звуки в слове,
определять
их
последовательность;
- развитие навыка звукового
анализа и синтеза (умение
«разбирать» слово на звуки и
«собирать» слово из звуков);
- дифференциация понятий
«звук» и «буква»;
различение
гласных
и
согласных звуков, твердых и
мягких согласных;
- формирование умения делить
слова на слоги, определять
место ударения.
Обучение грамоте:
- знакомство с буквами
русского алфавита на основе
изучаемых звуков;
формирование
навыка
послогового чтения (от слогов
к словам, от слов к простым
предложениям);
развитие
зрительного
восприятия и памяти для
запоминания
графического
образа букв.
Развитие связной речи:
обогащение
активного
словаря;
- совершенствование умения
строить диалог и монолог
(составлять
рассказы
по
картине, по серии сюжетных
картинок, пересказывать);
- развитие грамматического
строя
речи
(правильное
употребление слов в роде,
числе, падеже).
зеленые,
красные
квадраты), рабочие листы с
заданиями.
Демонстрационный
материал: набор
предметных картинок на все
изучаемые звуки, схемы
слов
для
составления,
карточки
с
буквами,
алфавитная
лента,
«звуковые дорожки».
Игровое оборудование:
для
развития
фонематического
слуха: «Шумовые
коробочки»,
детские
музыкальные инструменты
(бубен,
колокольчик,
дудочка);
дидактические
игры: «Логопедическое
лото», «Найди место звука в
слове», «Поймай звук»,
игры-бродилки с буквами.
Для
моторики
и
конструирования: пластили
н,
счетные
палочки,
шерстяные нитки, мелкие
бусины для выкладывания
букв.
Канцелярия: простые
карандаши, прописи для
подготовки руки к письму.
Цифровое
оборудование: ноутбук,
проектор
для
показа
интерактивных презентаций
по теме «Звуки и буквы»,
видеороликов
с
артикуляционной
гимнастикой.
Для
квеста
(занятие
24): маршрутные
листы,
«зашифрованные» записки,
конверты с заданиями,
«Веселая
математика»
(развитие
математических
представлений)
25-40
Главная
цель: развитие
логического мышления и
формирование элементарных
математических
представлений, необходимых
для
успешного
начала
обучения в школе.
Количество и счет:
- закрепление навыков счета в
прямом и обратном порядке в
пределах 10, а затем и 20;
- знакомство с составом чисел
в пределах 10;
формирование
умения
соотносить
цифру
с
количеством предметов;
- обучение решению простых
арифметических задач на
наглядной основе (сложение и
вычитание),
понимание
смысла действий «+» и «–».
Величина и форма:
- развитие умения сравнивать
предметы по длине, ширине,
высоте, объему;
знакомство
с
геометрическими
фигурами
(круг, квадрат, треугольник,
прямоугольник,
овал)
и
объемными телами (шар, куб,
цилиндр);
- обучение классификации
фигур
по
различным
признакам
(форма,
цвет,
размер).
Ориентировка
в
пространстве и времени:
закрепление
умения
ориентироваться
в
пространстве (слева, справа,
вверху, внизу, впереди, сзади)
тематический
реквизит
(например,
«сундук
с
сокровищами-словами»).
Раздаточный
материал: счетные палочки,
индивидуальные
наборы
цифр и знаков (>, <, =),
наборы
геометрических
фигур
(плоских
и
объемных), листы в клетку,
простые
карандаши,
карточки
для
самостоятельной работы.
Демонстрационный
материал: большие цифры,
набор карточек «Состав
числа» («домики»), плакат
«Дни недели», «Календарь
природы», модель часов со
стрелками.
Игровое оборудование:
- дидактические игры и
материалы: блоки Дьенеша,
палочки
Кюизенера,
математическое
лото,
домино,
«Волшебный
мешочек», весы с набором
гирек, сантиметровая лента,
мерные стаканы;
- для сюжетно-ролевых
игр: игрушечные
деньги,
товары для «магазина».
Канцелярия: цветные
карандаши, фломастеры для
разметки и оформления
задач.
Цифровое
оборудование: ноутбук,
проектор
для
показа
интерактивных
заданий,
мультфильмов
математического
содержания
(«Фиксики»,
«Смешарики. Пин-код»).
и на плоскости (на листе
бумаги, в клетку);
формирование
представлений о временных
отношениях: части суток,
вчера/сегодня/завтра,
дни
недели, времена года, их
последовательность
и
характерные признаки.
Развитие
логического
мышления:
формирование
умения
анализировать,
сравнивать,
обобщать, классифицировать
предметы по 1-2 и более
признакам;
- развитие способности к
установлению
простых
причинно-следственных
связей.
«Умелые ручки» Главная
цель: развитие
(подготовка руки мелкой моторики и зрительнок
письму, моторной координации как
развитие
фундамента
для
моторики)
формирования навыка письма.
Развитие мелкой моторики:
- укрепление мышц кисти и
пальцев рук через различные
виды деятельности: лепка,
конструирование из мелких
деталей, работа с мозаикой,
пазлами, бусинами, шнуровка;
41-48
- проведение пальчиковой
гимнастики и самомассажа
кистей рук.
Формирование
графомоторных навыков:
отработка
правильного
захвата карандаша и ручки;
развитие
умения
регулировать силу нажима на
карандаш;
- обучение проведению четких
линий разной направленности
(вертикальных,
Для
КВН
(занятие
40): эмблемы для команд,
табло для счета, конверты с
заданиями, песочные часы,
призы (например, медали
«Лучшему математику»).
Раздаточный
материал: прописи разного
уровня
сложности
(от
штриховки до написания
букв и цифр), листы в
крупную и обычную клетку,
листы в линейку, простые и
цветные карандаши.
Демонстрационный
материал: образцы
графических
диктантов,
плакаты
с
правильной
посадкой при письме и
хваткой карандаша, схемы
последовательности
написания печатных букв и
цифр.
Игровое оборудование:
для
развития
моторики: мелкий
конструктор (Лего), пазлы,
мозаика,
бусины
и
шнуровки,
прищепки,
трафареты,
пальчиковые
лабиринты;
49-56
горизонтальных, наклонных),
округлых линий;
- освоение различных видов
штриховки (внутри контура, в
разных
направлениях),
обводки
по
контуру
и
трафарету.
Подготовка
к
технике
письма:
- знакомство с правильной
посадкой во время письма,
положением тетради;
отработка
написания
элементов печатных букв, а
затем и целых печатных букв и
цифр по образцу;
- выполнение графических
диктантов,
развивающих
умение
действовать
по
инструкции
и
пространственную
ориентацию.
«Скоро в первый Главная цель: интеграция и
класс!»
закрепление
полученных
(итоговый,
знаний, умений и навыков в
обобщающий
условиях,
моделирующих
модуль)
школьное
обучение;
завершение
формирования
психологической готовности.
Применение
знаний
и
умений на практике:
- закрепление навыков чтения,
счета, письма в рамках
«пробных уроков»;
- развитие умения применять
полученные
знания
(математические,
лингвистические,
об
окружающем мире) в новых,
нестандартных ситуациях (в
рамках квеста или проекта).
Развитие самостоятельности
и саморегуляции:
формирование
умения
работать в общем темпе с
для
самомассажа: массажные
мячики «Су-джок», шишки,
карандаши с ребристой
поверхностью.
Канцелярия: ластики,
точилки,
ручки
(эргономичные,
для
тренировки).
Для пробных уроков (4954):
оборудование
для
создания
школьной
атмосферы: школьная доска
(магнитная или меловая),
мел/маркеры,
школьный
звонок (настольный или
аудиозапись);
школьные
атрибуты: рюкзаки
или
портфели, пеналы, ручки,
простые
карандаши,
линейки,
самодельные
дневники,
расписание
уроков;
учебные
материалы: учебные
пособия для 1 класса (для
ознакомления), карточки с
заданиями
для
самостоятельной работы.
группой, слышать и выполнять
инструкцию учителя;
развитие
навыков
самоконтроля и проверки
выполненной работы.
закрепление
умения
организовывать свое рабочее
место.
Социальная консолидация и
рефлексия:
осознание себя как будущего
школьника, способного к
совместной
учебной
деятельности;
творческое
осмысление
пройденного
пути
через
создание итогового проекта;
формирование
чувства
уверенности в своих силах и
положительного ожидания от
школьной
жизни,
что
фиксируется в ходе итогового
праздника.
Для выпускного проекта
(55):
творческие
материалы: ватман, краски
(гуашь), кисти, цветная
бумага и картон, старые
журналы, ножницы, клей
ПВА и клей-карандаш,
стеки, пластилин.
Для выпускного (56):
- оформление: воздушные
шары, плакаты «С днем
выпускника!», фотозона с
тематическими атрибутами
(колокольчик,
большая
буква «А» и т.д.);
- награды: грамоты или
сертификаты об окончании
курса,
медали,
ленты
«Выпускник»;
- прочее: аудиосистема для
фоновой
музыки
и
праздничных
песен,
фотоаппарат/камера,
угощение для сладкого
стола.
Методические и оценочные материалы
Педагог оценивает достижения детей в начале и в конце работы по данной Программе
и фиксирует их в протокол, который включает оценку по ключевым критериям:
мотивационно-личностный блок: желание учиться, отношение к школе,
познавательная активность;
интеллектуальный блок: развитие памяти, внимания, мышления, речи, кругозор;
эмоционально-волевой блок: умение следовать инструкции, работать по правилу,
контролировать свои действия.
Набор диагностических методик и заданий:
беседа о школе (модификация методики Т.А. Нежновой) – выявление «внутренней
позиции школьника»;
графический диктант (по Д.Б. Эльконину) – диагностика умения действовать по
инструкции и ориентации в пространстве;
методика «Домик» (Н.И. Гуткина) – диагностика сформированности мелкой
моторики и умения копировать образец;
методика «Сапожки» (на исключение лишнего) – диагностика логического
мышления, способности к обобщению;
задания на звуковой анализ слова (определить первый звук, найти место звука в
слове);
задания на счетные операции (прямой/обратный счет, решение задачи на наглядной
основе).
Материалы для текущего (формирующего) оценивания:
лист индивидуальных наблюдений – таблица, где педагог кратко отмечает прогресс
ребенка по ключевым показателям после каждого модуля или занятия (например:
«+» – стабильно, «+/-» – проявляет ситуативно, «-» – затрудняется);
карты наблюдений за развитием УУД (универсальных учебных действий):
- регулятивные УУД: удерживает цель, составляет план, преодолевает трудности;
- познавательные УУД: задает вопросы, сравнивает, классифицирует, делает выводы;
- коммуникативные УУД: умеет договариваться, понимает позицию другого,
участвует в коллективном обсуждении.
Инструменты самооценки и рефлексии для детей:
- «Лестница успеха»: Ребенок ставит фишку на ту ступеньку, которая соответствует
его ощущению от работы («Я все понял», «Мне нужно еще потренироваться», «Мне
было трудно»);
- «Светофор»: Дети показывают кружок красного, желтого или зеленого цвета,
оценивая свое понимание темы;
- «Листы моих достижений»: Вкладыш в портфолио, где ребенок вместе с педагогом
рисует или ставит наклейку напротив освоенного умения («Я научился читать
слоги», «Я умею решать задачи»).
Материалы для итоговой оценки и презентации результатов:
«Портфолио дошкольника «Мои первые успехи»: папка с индивидуальными
работами ребенка (лучшие прописи, рисунки, фотографии с проектов), листами
самооценки, диагностическими картами; является наглядным доказательством роста
и достижений ребенка;
«Сертификат об окончании курса» – торжественное вручение, создающее ситуацию
успеха.
Данный комплекс материалов позволяет педагогу не только профессионально
организовать учебный процесс, но и системно отслеживать динамику развития каждого
ребенка, своевременно оказывать поддержку и объективно демонстрировать результаты
своей работы родителям.
Информационные источники
1. «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.
Васильевой.
2. «Предшкольная пора» под ред. Н. Ф. Виноградовой.
3. Е. В. Колесникова: Серия пособий «От звука к букве».
4. Н. С. Жукова: «Букварь».
5. О. С. Гомзяк: «Говорим правильно» (серия альбомов и конспектов занятий).
6. Е. В. Колесникова: Серия пособий «Математические ступеньки».
7. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина: «Раз - ступенька, два - ступенька...»
8. З. А. Михайлова, И. Н. Чеплашкина: «Математика – это интересно».
9. Т. В. Шклярова: «Прописи. Учимся писать буквы».
10. К. В. Шевелев: «Готовим руку к письму», «Прописи для дошкольников».
11. А. А. Плешаков: «Зеленая тропинка».
12. О. В. Дыбина: «Занятия по ознакомлению с окружающим миром».
13. О. Н. Земцова: «Грамотейка», «Развиваем мышление», «Развиваем память» и др.
(серия «Умные книжки»).
14. Л. Ф. Тихомирова, А. В. Басов: «Развитие логического мышления детей».