Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 47
Приморского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТО
Педагогическим советом
ГБДОУ детского сада № 47
Приморского района Санкт-Петербурга
(протокол от 29.08.2025 № 1)
УТВЕРЖДЕНО
Приказом заведующего
ГБДОУ детского сада № 47
Приморского района Санкт-Петербурга
от 01.09.2025г. № 324
_____________________О.В.Викторова
Дополнительная образовательная
общеразвивающая программа
«Волшебная кисточка»
Срок освоения: 1 год
Возраст обучающихся: 5 – 6 лет
Разработчик:
Антонец Оксана Николаевна,
педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
2025
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Волшебная
кисточка» составлена в соответствии с:
Законом «Об образовании в Российсской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
Распоряжением Правительства Санкт-Петербурга Комитета по образованию от
25.08.2022 № 1676-р «Об утверждении критериев оценки качества дополнительных
общеразвивающих программ, реализуемых организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, и индивидуальными предпринимателями СанктПетербурга»;
Гигиеническими нормативами и требованиями к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания» (Постановление Главного
государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении
санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21);
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи; санитарные правила СП
2.4.3648-20.
Направленность: художественная.
Актуальность реализации
Правополушарное рисование – один из эффективных методов раскрытия
творческого потенциала и обучения навыкам рисования. В ходе реализации Программы
дети приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран, приобретают
практические навыки изобразительного творчества.
Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании
детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления,
колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала
личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребенка, его
эмоциональной отзывчивости. Все большей популярностью в современном мире
пользуются нетрадиционные методики по развитию творческих талантов. Научиться
рисовать за короткое время можно используя инновационную методику
правополушарного рисования. Основа метода правополушарного рисования заключается
в активации правого полушария в режим творчества.
Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества,
дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать
желание создавать нечто новое своими силами. Занятия детей правополушарным
рисованием совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать,
анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное. Данная программа создает
условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе,
доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей,
способность работать в группе и проявлять лидерские качества.
Отличительны особенности (новизна)
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию
эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и
развития личности в целом. Программа обусловлена тем, что происходит знакомство с
нетрадиционными материалами и техниками исполнения. В системе эстетического,
творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит
изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира,
способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического
вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость,
чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Новизной данной программы является включение в программу метода
правополушарного рисования. Разнообразие материалов и техник будят творческую
инициативу, развивают фантазию и воображение учащихся. Не обладая
достаточными навыками, дети обычно не удовлетворяются своими слабыми рисунками и
постепенно утрачивают интерес к изобразительному искусству. При выполнении же
нестандартных работ с использованием различных материалов, учащиеся начинают с
увлечением заниматься рисованием, стремятся выполнять свои работы на высоком
уровне, творчески подходить к выполнению задачи. В результате повышается мотивация
учащихся, качество знаний, развивается познавательный интерес к искусству, учащиеся
становятся более активными.
Во время правополушарного рисования у обучающих открывается самое главное –
видение. Обучающие смогут правым полушарием не только копировать, но и создавать
свои шедевры. Правое полушарие синтезирует, дает множество вариантов, как для картин,
так и для решения задач в жизни.
Рисование в правополушарном режиме снимает психологическую усталость,
убирает внутреннего критика, повышает уверенность в себе. У обучающихся развивается
креативная часть мозга, они начинают лучше учиться.
Метод правополушарного рисования скоростной, и ученик очень быстро обучается.
Если человек никогда не брал кисточку в руки, уже после первого занятия он приносит
картины, собственноручно написанные.
Программа несет сильный оздоровительный эффект. Правополушарная методика
очень хорошо погружает человека в процесс медитации, в состояние «здесь и сейчас».
Полностью абстрагирует от внешних проблем человека, переключая внимание, снимает
психологическое напряжение.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что в процессе реализации
данной Программы обучающиеся не только обучаются рисовать, но и справляются с
проблемами, вызывающими у них запредельные эмоции, которые зачастую он не может
вербализовать. Учащиеся вооружаются одним из доступных и приятных для них способов
снятия эмоционального напряжения. Дети, у которых развиты оба полушария, меньше
устают, повышается работоспособность.
Есть у правополушарного рисования и нетрадиционных техник рисования еще одно
заметное преимущество – родителям будет гораздо легче оторвать ребенка от телевизора
и компьютера, ведь творчество – это естественная и очень сильная мотивация для
развития творческого мышления у ребенка.
Отличительной особенностью программы по правополушарному рисованию и
нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный
характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития
детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты,
природные и бросовые материалы. Нетрадиционное рисование доставляет детям
множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо
знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов,
удивляет своей непредсказуемостью.
Для современных детей стандартных наборов изобразительных материалов и
способов передачи информации стало недостаточно, так как уровень умственного
развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим,
правополушарное рисование и нетрадиционные техники рисования дают толчок к
развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить
нестандартно.
Адресат: программа предназначена для детей 5 – 6 лет, независимо от их гендерной
принадлежности и возможностей.
Уровень освоения: общекультурный.
Объем и срок освоения: общее количество учебных часов в год – 28, лет – 1.
Цель Программы: развитие интереса к самостоятельной изобразительнотворческой деятельности, формирование художественного восприятия, образных
представлений,
воображения
посредством
правополушарного
рисования
и
нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
обучающие:
обучить основным навыкам правополушарного рисования:
восприятие краев предмета (умение видеть, где кончается один предмет и
начинается второй);
восприятие пространства (умение выделять пространство вокруг предмета);
восприятие соотношений предметов и их частей (умение передавать перспективу и
пропорции);
восприятие света и тени (умение видеть и передавать характеристики цвета);
восприятие целостного образа (умение видеть целое и его части);
расширить представления о многообразии нетрадиционных техник рисования;
обучить приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с
использованием различных материалов;
а) развивающие:
раскрепостить, убрать и раздвинуть рамки для свободного творчества;
формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной
деятельности;
развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное
воображение;
развивать желание экспериментировать, стимулируя яркие познавательные
чувства: удивление, сомнение, радость от познания нового;
б) воспитательные:
формировать эмоционально-положительное восприятие окружающего мира;
воспитывать художественный вкус;
прививать любовь и уважение к различным видам искусства;
воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость,
творческую самореализацию.
Планируемые результаты освоения Пограммы
К концу года обучающиеся:
владеют основными навыками правополушарного рисования: умеют видеть, где
кончается один предмет и начинается второй, умеют выделять пространство
вокруг предмета, передавать перспективу и пропорции, видеть и передавать
характеристики цвета, умение видеть целое и его части;
используют в одной работе разные изобразительные материалы;
освоили цветоведение, умеют экспериментировать с красками;
самостоятельно составляют сюжеты своих рисунков, способны свободно
выражать свой замысел в творческой работе;
получают эстетическое удовольствие от процесса и результата рисования;
уважительно относятся к работам товарищей, при этом, способны объективно
оценивать свою работу;
владеют достаточно широким кругозором;
имеют достаточно сформированные предпосылки учебной деятельности
(самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения
взаимодействовать друг с другом;
уверены в своих силах, не испытывают страха перед рисованием.
Организационно-педагогические условия реализации
Язык реализации: государственный язык Российской Федерации – русский.
Форма обучения: очная.
Особенности реализации
Условия набора и формирования групп
Принимаются все желающие в возрасте 5 – 6 лет без специального отбора.
Списочный состав формируется с учетом вида деятельности и возможностями
помещения. Занятия проводятся с группами детей, количество которых составляет не
более 12 человек. Программа обусловлена возрастом воспитанников и не предъявляет
требований к содержанию и объему стартовых знаний к уровню развития ребенка.
Формы организации и проведения занятий
Обучение нетрадиционным техникам рисования в соответствии с Программой
осуществляется с учётом следующих условий:
ребёнок должен быть психологически готов к обучению нетрадиционным
техникам рисования, у него должны быть достаточно развиты зрительное и слуховое
внимание, мышление, память, устная речь, мелкая моторика;
обучение проводится с использованием игровых методик, ориентируясь на игру
как основную форму деятельности дошкольника, так как именно игра наиболее
доступна, понятна и интересна дошкольникам;
обучение проходит на положительном эмоциональном фоне;
процесс обучения строится на материале понятном в познавательном развитии
дошкольнику.
образовательная деятельность проводится в помещении с хорошим освещением
и вентиляцией;
бучение и развитие воспитанников происходит в игровой форме;
развитию активности и любознательности, заинтересованности и концентрации
внимания способствует использование на занятиях пословиц, поговорок, загадок,
стихов; задания игрового характера.
Структура занятия:
знакомство детей с правополушарным рисованием и многообразием
нетрадиционных техник рисования;
самостоятельная продуктивная деятельность (правополушарное и нетрадиционное
рисование).
Используемые методы
Для качественного развития творческой деятельности юных художников
дошкольникам предоставляется возможность выбора художественной формы и
художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной
деятельности в графике и живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если
развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти
задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в
тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.
Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых
занятиях, а затем закрепляются в практической работе.
Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в
программе в их содержательном единстве.
Методы, которые используются в работе:
репродуктивный (воспроизводящий);
иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного
материала);
проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются
способы её решения).
В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе,
завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
В период обучения происходит постепенное усложнение материала.
Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с
обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все
стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения
работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления.
Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в
изобразительном искусстве.
Материально-техническое оснащение:
мебель по количеству и росту детей;
учебная доска, мел;
инструменты и приспособления (бумага, простые, цветные карандаши,
стирательная резинка, разный нетрадиционный материал: зубная щётка, губка,
перчатки, трубочка из-под коктейля).
Кадровое обеспечение
Реализацию программы осуществляет педагог дополнительного образования.
Учебный план
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
Количество часов
Название раздела, тема
Всего
Вводное занятие.
Знакомство
с
инструментами художника.
Различные фоны. Смешение
красок.
Вкусные дары щедрой осени.
В грибном царстве, лесном
государстве.
Рябина.
Разноцветная осень.
Какие они разные деревья и
кусты.
Рисуем елочку
разными способами.
Елочные
игрушки.
Диагональный фон.
Зимний лес. Перспектива.
Снегири на ветке. Круговой фон.
Рыбка.
Городской пейзаж.
Домашние питомцы.
Пушистый котик.
Дикие животные.
Космос.
Валентинка.
Поздравительная открытка.
Подснежники.
Подарок для мамы. Тюльпаны.
Весенние мотивы.
Цветущее дерево.
Весенние мотивы.
Насекомые.
Космос.
Одуванчики.
Пасхальная открытка.
Итоговое занятие. Едем на море.
28
ИТОГО:
Теория
Практика
Форма
аттестации
/контроля
1
-
1*
Рисунок
1
-
1*
1
-
1*
Рисунок
Рисунок
1
1
-
1*
1*
1
-
1*
1
-
1*
1
-
1*
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
-
1*
1*
1*
1*
1*
1*
1*
1*
1*
1*
1*
1*
1*
1*
1*
1*
1*
1*
1*
1
-
1*
28
-
28
Рисунок
Рисунок
Рисунок
Рисунок
Рисунок
Рисунок
Рисунок
Рисунок
Рисунок
Рисунок
Рисунок
Рисунок
Рисунок
Рисунок
Рисунок
Рисунок
Рисунок
Рисунок
Рисунок
Рисунок
Рисунок
Рисунок
Рисунок
Рисунок
Выставка
творческих
работ
* Педагог объясняет теоретическое выполнение работы по ходу практической
деятельности.
Календарный учебный график
Год
обучения
1
Дата
начала
занятий
06.10
2025
Количест
Дата
во
окончани
учебных
я занятий
недель
30.04
28
2026
Количест
во
Количест
учебных во часов
дней
28
28
Количест
Режим
во часов
занятий
в неделю
1
*1 академический час = 25 мин в соответствии с возрастом детей
1 раз в
неделю
по 1 часу
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 47
Приморского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТО
Педагогическим советом
ГБДОУ детского сада № 47
Приморского района Санкт-Петербурга
(протокол от 29.08.2025 № 1)
УТВЕРЖДЕНО
Приказом заведующего
ГБДОУ детского сада № 47
Приморского района Санкт-Петербурга
от 01.09.2025г. № 324
_____________________О.В.Викторова
Рабочая программа
к дополнительной образовательной
общеразвивающей программе
«Волшебная кисточка»
Срок освоения: 1 год
Возраст обучающихся: 5 – 6 лет
Разработчик:
Антонец Оксана Николаевна,
педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
2025
Цель Программы: развитие интереса к самостоятельной изобразительнотворческой деятельности, формирование художественного восприятия, образных
представлений,
воображения
посредством
правополушарного
рисования
и
нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
обучающие:
обучить основным навыкам правополушарного рисования:
восприятие краев предмета (умение видеть, где кончается один предмет и
начинается второй);
восприятие пространства (умение выделять пространство вокруг предмета);
восприятие соотношений предметов и их частей (умение передавать перспективу и
пропорции);
восприятие света и тени (умение видеть и передавать характеристики цвета);
восприятие целостного образа (умение видеть целое и его части);
расширить представления о многообразии нетрадиционных техник рисования;
обучить приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с
использованием различных материалов;
в) развивающие:
раскрепостить, убрать и раздвинуть рамки для свободного творчества;
формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной
деятельности;
развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное
воображение;
развивать желание экспериментировать, стимулируя яркие познавательные
чувства: удивление, сомнение, радость от познания нового;
г) воспитательные:
формировать эмоционально-положительное восприятие окружающего мира;
воспитывать художественный вкус;
прививать любовь и уважение к различным видам искусства;
воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость,
творческую самореализацию.
Планируемые результаты освоения Пограммы
К концу года обучающиеся:
владеют основными навыками правополушарного рисования: умеют видеть, где
кончается один предмет и начинается второй, умеют выделять пространство
вокруг предмета, передавать перспективу и пропорции, видеть и передавать
характеристики цвета, умение видеть целое и его части;
используют в одной работе разные изобразительные материалы;
освоили цветоведение, умеют экспериментировать с красками;
самостоятельно составляют сюжеты своих рисунков, способны свободно
выражать свой замысел в творческой работе;
получают эстетическое удовольствие от процесса и результата рисования;
уважительно относятся к работам товарищей, при этом, способны объективно
оценивать свою работу;
владеют достаточно широким кругозором;
имеют достаточно сформированные предпосылки учебной деятельности
(самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения
взаимодействовать друг с другом;
уверены в своих силах, не испытывают страха перед рисованием.
Содержание работы
Календарно – тематическое планирование и содержание обучения
№
Тема
п/п
Вводное
занятие.
Знакомство с
инструментами
художника.
1
Различные
фоны.
Смешение красок.
2
3.
Программное содержание
Познакомить детей с инструментами
художника (кисть, палитра и т.д.); с
правилами
правополушарного
рисования.
Показать порядок выполнения фона
– большой и средней кисточкой
щетинкой.
Учить грунтовать листа бумаги.
Упражнять в смешении цветов на
листе кисточками.
Вкусные
дары Познакомить
с
техникой
щедрой осени.
правополушарного
рисования
горизонтального фона.
Учить
правильно
располагать
рисунка на листе.
Познакомить со светом, тенью,
бликами на рисунке.
Учить рисовать горизонтальный
фон, вертикальные и горизонтальные
полосы, изображение яблок, ставить
блики.
В грибном царстве, Знакомить
с
техникой
лесном государстве.
правополушарного
рисования
горизонтального фона.
Учить
правильно
располагать
рисунка на листе.
Показать способы рисования грибов.
Учить рисовать изображения грибов
на горизонтальном фоне.
Закрепить навык рисования травы
распушенной щетинкой, ставить
блики,
выполнять
творческие
задания.
Оборудование
Альбомный
лист,
набор
гуашевых
красок,
кисть,
стаканы с водой,
салфетки, фартук.
Альбомный
лист,
набор
гуашевых
красок,
кисть,
стаканы с водой,
салфетки, фартук.
Альбомный
лист,
набор
гуашевых
красок,
кисть,
стаканы с водой,
салфетки, фартук.
Рябина.
4
5
6
7
8
Знакомить
с
техникой
правополушарного
рисования
горизонтального
монохромного
фона.
Учить прорабатывать детали на
переднем плане.
Показать
способы
изображения
гроздей
рябины
подушечками
пальцев, последовательно нанося
цветовые пятна (бардовый, красный,
свет и тень).
Наносить свет, тени, блики.
Разноцветная осень.
Закрепить знания детей об осени.
Знакомить
с
техникой
правополушарного
рисования
вертикального фона хаотичными
мазками в разных направлениях.
Показать способы рисования дерева
«вверх ногами».
Наносить световые пятна на стволы
и ветки.
Какие они разные Показать
различные
способы
деревья и кусты.
рисования
листвы
ватными
палочками и подушечками пальцев,
последовательно нанося цвета от
темного к светлому.
Закреплять умение рисовать дерево
«вверх ногами», листву ватными
палочками или пальцами, используя
при этом палитру красок Осени.
Рисуем елочку
Показать способы рисования ели
разными способами.
мазками, жесткой кистью.
Познакомить с техникой «набрызг» с
помощью жесткой кисти.
Учить рисовать облака пальцами,
ель – мазками; украшать ель
игрушками.
Учить рисовать ель по схеме
жесткой кистью, снегирей на ветках
– подушечкой пальца; дорисовывать
детали (голова, крылья, хвост);
рисовать снег «набрызгом».
Елочные
игрушки. Показать
способ
изображения
Диагональный фон.
еловой ветки, сплющенной большой
щетинкой движениями от середины
Альбомный
лист,
набор
гуашевых
красок,
кисть,
стаканы с водой,
салфетки, фартук.
Альбомный
лист,
набор
гуашевых
красок,
кисть,
стаканы с водой,
салфетки, фартук.
Альбомный
лист,
набор
гуашевых
красок,
кисть,
стаканы с водой,
салфетки, фартук.
Альбомный
лист,
набор
гуашевых
красок,
кисть,
стаканы с водой,
салфетки, фартук.
Альбомный
лист,
набор
гуашевых
красок,
кисть,
9
10
11
12
13
в сторону.
Учить рисовать елочную игрушку по
показу, придавая ей объем (свет,
тень).
Зимний
лес. Рассматривать зимние пейзажи.
Перспектива.
Познакомить с линией горизонта,
понятием «воздушная перспектива»,
показать,
как
ее
изображали
художники.
Учить самостоятельно изображать
зимний пейзаж, применяя полученные
ранее навыки.
Снегири на ветке. Показать новый способ создания
Круговой фон.
фона – по спирали.
Учить рисовать снегиря от яркого
цветового пятна.
Учить самостоятельно изображать
зимний пейзаж, деревья, снегирей,
наносить светотени, снег на грозди
рябины, ветки деревьев.
Рыбка.
Показать новый способ создания
фона – по диагонали.
Учить рисовать рыбку при помощи
простых форм.
Учить выбирать цвет для нового
фона, рисовать рыбку по показу
педагога.
Учить самостоятельно выполнять
творческое задание: дорисовывать
пузырьки, водоросли и т.д.
Городской пейзаж.
Закреплять
способы
рисования
правополушарного
фона
–
волнистыми линиями, передний и
задний план, силуэтный рисунок.
Учить прорабатывать детали на
переднем плане, свет, блики на воде.
Учить
выполнять
силуэтный
рисунок города на заднем плане
берега, дерева и т.д.
Домашние питомцы. Продолжать знакомить с техникой
правополушарного рисования от
простых форм, цветового пятна,
используя разные кисти.
Учить создавать выразительные
образа.
стаканы с водой,
салфетки, фартук.
Альбомный
лист,
набор
гуашевых
красок,
кисть,
стаканы с водой,
салфетки, фартук.
Альбомный
лист,
набор
гуашевых
красок,
кисть,
стаканы с водой,
салфетки, фартук.
Альбомный
лист,
набор
гуашевых
красок,
кисть,
стаканы с водой,
салфетки, фартук.
Альбомный
лист,
набор
гуашевых
красок,
кисть,
стаканы с водой,
салфетки, фартук.
Альбомный
лист,
набор
гуашевых
красок,
кисть,
стаканы с водой,
салфетки, фартук.
Пушистый котик.
14
Дикие животные.
15
Космос.
16
Валентинка.
17
Поздравительная
открытка.
18
Учить рисовать щенка (кота) по
схеме,
в
определенной
последовательности, от простых
форм (круга, овала).
Показать новый способ создания
фона – подушечками пальцев.
Учить рисовать пушистого кота,
используя
кисть
щетинку,
прорисовывать
детали
тонкой
круглой синтетикой (глаза, нос, рот,
усы).
Закреплять способы рисования фона
– от середины листа.
Учить рисовать ежа по показу
педагога подушечками пальцев,
нанося
последовательно
коричневую, охру, черную и белую
краску.
Учить выполнение
творческое
задание: дорисовывать листочки,
грибочки, траву и т.д.
Рассматривать
коллекции
«Картинки космоса».
Учить подбирать цветовую гамму,
проговаривать приемы рисования
планет, звезд, космических кораблей.
Совершенствовать
использование
правополушарных
техник
для
создания картины: пальчиковое
рисование, набрызг, от пятна, от
простых форм.
Показать новый способ создания
фона – от центра.
Рассматривать валентинки, выбирать
образец.
Учить выбирать цвет для рисования
нового фона, рисовать овечку по
показу
педагога,
выполнять
творческое задание: дорисовывать
сердечки.
Показать новый способ создания
фона – подушечками пальцев,
используя различные оттенки синего
цвета.
Учить рисовать самолет по показу
Альбомный
лист,
набор
гуашевых
красок,
кисть,
стаканы с водой,
салфетки, фартук.
Альбомный
лист,
набор
гуашевых
красок,
кисть,
стаканы с водой,
салфетки, фартук.
Альбомный
лист,
набор
гуашевых
красок,
кисть,
стаканы с водой,
салфетки, фартук.
Альбомный
лист,
набор
гуашевых
красок,
кисть,
стаканы с водой,
салфетки, фартук.
Альбомный
лист,
набор
гуашевых
красок,
кисть,
стаканы с водой,
салфетки, фартук.
19
20
21
22
23
педагога.
Подснежники.
Рассматривать
фотографии
подснежников.
Учить использовать поролоновые
кисточек для изображения снега.
Учить рисовать подснежники по
показу педагога, листья и стебли,
используя разные цвета.
Подарок для мамы. Показать новый способ создания
Тюльпаны.
фона – цвета идут навстречу друг
другу.
Рассматривать
фотографий
тюльпанов.
Учить рисовать тюльпаны по показу
педагога, наносить света и тени,
обводить
контур
кончиком
кисточки.
Весенние мотивы.
Учить выбирать цвета весны.
Учить компоновать рисунок на
листе: передний и задний планы.
Учить плавному переходу цвета в
цвет.
Учить выполнять неба в цвете,
прорисовывать облака и деревья на
горизонте.
Учить изображать снег и проталины.
Учить рисовать деревья и кусты на
переднем плане, прорисовывать
почки на деревьях, изображать
солнце, наносить свет и тени на
деревья и снег.
Цветущее дерево.
Продолжать знакомить с техникой
правополушарного рисования.
Знакомить с теплой цветовой
гаммой, создавать настроение в
работе.
Учить выполнять небо в цвете
(круговой фон), рисунок дерева
«вверх ногами» (цветущие ветки),
прорисовывать цветки
разными
способами:
кистью,
ватными
палочками.
Весенние мотивы.
Учить компоновать рисунок на
листе, плавно переходить из цвета в
цвет.
Альбомный
лист,
набор
гуашевых
красок,
кисть,
стаканы с водой,
салфетки, фартук.
Альбомный
лист,
набор
гуашевых
красок,
кисть,
стаканы с водой,
салфетки, фартук.
Альбомный
лист,
набор
гуашевых
красок,
кисть,
стаканы с водой,
салфетки, фартук.
Альбомный лист,
набор гуашевых
красок,
кисть,
стаканы с водой,
салфетки, фартук.
Альбомный
лист,
набор
гуашевых
красок,
кисть,
Насекомые.
24
Космос.
25
Одуванчики.
26
Пасхальная открытка.
27
Учить прорисовывать деревья на
горизонте, изображать снега и
проталины.
Учить рисовать деревья и кусты
на переднем плане.
Учить создавать выразительный
образ белоствольных берез.
Закреплять
способы
рисования
правополушарного
фона
–
вертикальными полосами, по кругу,
подбирать цветовую гамму.
Учить правильно композиционно
строить рисунок на листе, создавать
настроение в рисунке.
Рассматривать фотографии бабочек,
божьих коровок (форма, цвет).
Учить прорисовывать траву и цветы,
бабочку и божью коровку уже
знакомыми способами.
Закреплять способы создания фона
по спирали.
Рассматривать
иллюстрации
«Космос», выделять, из каких форм
состоят ракета, спутник, планеты.
Учить
изображать
планеты,
спутники,
ракеты
по
самостоятельному выбору детей.
Закреплять
способы
рисования
правополушарного фона – от угла,
по дуге; подбирать цветовую гамму.
Учить
правильному
композиционному
построению
рисунка
на
листе,
создавать
настроение в рисунке.
Учить выполнять фон, используя
различные инструменты: жесткая
кисть, поролоновая кисть, ватные
палочки.
Учить создавать образ воздушных
одуванчиков,
дорисовывать
элементы по желанию.
Познакомить детей с праздником
Пасхи, его символами, рассматривать
пасхальные открытки.
Показать способы рисования кулича,
стаканы с водой,
салфетки, фартук.
Альбомный
лист,
набор
гуашевых
красок,
кисть,
стаканы с водой,
салфетки, фартук.
Альбомный
лист,
набор
гуашевых
красок,
кисть,
стаканы с водой,
салфетки, фартук.
Альбомный
лист,
набор
гуашевых
красок,
кисть,
стаканы с водой,
салфетки, фартук.
Альбомный
лист,
набор
гуашевых
красок,
кисть,
стаканы с водой,
28
яиц, веточек вербы, наносить свет,
тень, блик.
Учить самостоятельно выбирать
краски для создания фона рисунка,
выполнять выбранный рисунок.
Итоговое
занятие. Познакомить с перспективой в
Едем на море.
изображении, передним и задним
планом, изображением поверхности
воды и волн.
Учить подбирать цветовую гамму
для изображения неба и облаков,
прорисовывать моря и горы на
заднем плане, изображать цветущие
кусты на переднем плане.
салфетки, фартук.
Альбомный
лист,
набор
гуашевых
красок,
кисть,
стаканы с водой,
салфетки, фартук.
Методические и оценочные материалы
Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на
занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при
помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:
игра, которая является основным видом деятельности детей;
сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и
приглашает ребенка отправиться в путешествие;
просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно
почувствовать себя значимыми;
музыкальное сопровождение и т.д.
Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и
показывать приемы изображения.
Анализируя детский рисунок, педагог оценивает характеры героев, использование
специфики таких изобразительных средств, как точка, линия и штрих, и делает вывод о
том, насколько творчески ребенок подошел к заданию, по силам ли оно ему.
Способами контроля над успешностью реализации программы, являются
контрольные занятия, на которых обучающиеся выполняют задания, согласно
пройденным темам и получают оценку: «высокий уровень», «средний уровень», «низкий
уровень».
«Высокий уровень» определяется при исчерпывающем выполнении поставленной
задачи, за безупречное исполнение задания, в том случае, если задание исполнено ярко и
выразительно, убедительно и законченно по форме. Выявлено свободное владение
материалом, объём знаний соответствует программным требованиям.
«Средний уровень» определяется при достаточно полном выполнении поставленной
задачи (в целом), за хорошее исполнение задания, том случае, когда обучающимся
демонстрируется достаточное понимание материала, проявлено индивидуальное
отношение, однако допущены небольшие неточности. Допускаются небольшие
погрешности, не разрушающие целостность выполненного задания. Дошкольник в целом
обнаружил понимание материала.
«Низкий уровень» определяется при демонстрировании достаточного минимума в
исполнении поставленной задачи, когда дошкольник демонстрирует ограниченность
своих возможностей, неяркое, необразное исполнение элементов задания. Требования
выполнены с большими неточностями и ошибками. Выявлен неполный объём знаний,
пробелы в усвоении отдельных тем.
Оценка результатов детской деятельности (диагностика) проводится два раза в год: в
начале и в конце обучения (октябрь / апрель).
Основные методы – наблюдение и оценка детских работ.
Итогом реализации программы является выставка детских работ в конце учебного
года. Подробно анализируются достижения каждого ребёнка с пожеланием дальнейших
успехов в творчестве.
Информационные источники
1. 1 Баймашова В.А. 33 занятия по рисованию в детском саду– М.: «Издательство
Скрипторий
2003», 2013.
2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.:
«Издательство Скрипторий 2003», 2008.
3. Давыдова Г.Н. 22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники–
М.:
«Издательство Скрипторий 2003», 2016.
4. Р.Г.Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова, В.Ю. Слепцова, Т. В. Смагина. Р54
Занятия по рисованию с дошкольниками / Под ред. Р.Г. Казаковой - М.: ТЦ Сфера,
2008. - 128 с. (Серия
«Вместе с детьми».)
5. Немешаева Е. Разноцветные ладошки –М.: « Айрис Пресс», 2013.
6. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и
заинтересованызродителей.-СПб.: КАРО,2010.
7. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в
ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,2011.
8. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.- Москва. 2003.
9. Б. Эдвартс "Художник внутри вас», Минск: Попурри, 2008 г. www naydisebya ru
Студия правополушарного рисования
10. Бетти Эдвардс «Открой в себе художника», Минск: изд Попурри. 2010, 288 с.
11. Лана Ф. "Правополушарное рисование", 14 Dec 2013, интернет-ресурс, www
naydisebyaru
12. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и
развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития»,
«Академия К˚», 1998.– 256с.
13. Ворушило Н.С. "Программа кружка "Карандашик", г. Чистополь, Республика
Татарстан (материалы электронного журнала "Дошкольник")
14. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с
дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера»,
2000. – 80с.
15. Дворниченко А.В. ИЗО кружок "Каляка – маляка", воспитатель МБДОУ №47
«Радость» г. Псков (материалы электронного журнала "Дошкольник")
16. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. – 128с.
17. Зорькина Н. Н. "Рабочая программа кружка "Фантазия", МБДОУ"Золотой
ключик" (материалы электронного журнала "Дошкольник")
18. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного
возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ
«Сфера», 18.2004- 20.128с.
19. Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. – Мн:
ООО«Попурри»,
2005. – 256с.
20. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
21. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство
«Астрель», 2005. – 63с.
22. Комментированное рисование в детском саду: методическое пособие / Н. В.
Микляева. Москва : Сфера, 2010. - 122 с.
23. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми.
24. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
25. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС»,
2003.– 96с.