Фантазеры 3-4 года

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 47
Приморского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТО
Педагогическим советом
ГБДОУ детского сада № 47
Приморского района Санкт-Петербурга
(протокол от 29.08.2025 № 1)

УТВЕРЖДЕНО
Приказом заведующего
ГБДОУ детского сада № 47
Приморского района Санкт-Петербурга
от 01.09.2025г. № 324
_____________________О.В.Викторова

Дополнительная образовательная
общеразвивающая программа
«Фантазеры»

Срок освоения: 1 год
Возраст обучающихся: 3 – 4 года

Разработчик:
Антонец Оксана Николаевна,
педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург
2025

Пояснительная записка
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Фантазеры»
составлена в соответствии с:
 Законом «Об образовании в Российсской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
 Распоряжением Правительства Санкт-Петербурга Комитета по образованию от
25.08.2022 № 1676-р «Об утверждении критериев оценки качества дополнительных
общеразвивающих программ, реализуемых организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, и индивидуальными предпринимателями СанктПетербурга»;
 Гигиеническими нормативами и требованиями к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания» (Постановление Главного
государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении
санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21);
 Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи; санитарные правила СП
2.4.3648-20.
Направленность: художественная.
Актуальность реализации
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают
на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать
с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано
с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного
мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался
ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему
возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь
ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев,
которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество
разнообразных бытовых и учебных действий. Учитывая важность проблемы по развитию
ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства,
нами составлена программа по пластилинографии, основной идей которой является
рисование картин пластилином. Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости
на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно
изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в
работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе,
точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети
овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании - карандаш и
кисть, в аппликации - ножницы и кисть, в лепке - стека). На этих занятиях дети
вырабатывают умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно
держать инструменты и работать ими).
Пластилинография — это один из сравнительно недавних жанров (видов)
изобразительной деятельности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых
корня: «графил» — создавать, рисовать, и «пластилин» - подразумевает материал, при
помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или
менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением
нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером,
семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике
пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию
оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически
изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилином. Основной
материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука
(вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными
руками). Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного
возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную
новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень
важно для работы с малышами.
Создание программы «Фантазеры» обосновано отсутствием методического
обеспечения занятий в технике пластилинографии и актуальностью проблемы по
развитию ручных умений у детей младшего дошкольного возраста. Так – же данная
программа - обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка в
младшем возрасте с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей;
активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и
знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты.
Кроме того, пластилинография является одним из средств релаксации, что имеет
важное значение для психологического благополучия малыша. Работа с мягким и
пластичным материалом успокаивает, снимает напряжение, агрессию и тревогу, позволяет
вести себя естественно и непринужденно. В работе с пластилином привлекает не только
доступность, разнообразие выбора, сколько безграничные возможности, которые
предоставляет этот материал для творчества.
Лепка в нетрадиционной технике имеет большое значение для обучения и
воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного
восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков,
необходимых для успешного обучения в школе. Пластилинография так же, как и другие
виды изобразительной деятельности, формирует эстетический вкус, развивает чувство
прекрасного.
Отличительны особенности (новизна)
«Пластилинография» в дошкольном учреждении – один из наиболее редко
практикующихся видов изобразительной деятельности, так как не является обязательным
в программах дошкольного образования. Программа «Фантазеры» позволяет объединить
традиционную лепку, ее приемы, и нетрадиционные способы работы с пластилином,
декоративным материалом, тем самым расширить творческие возможности ребенка.
Необходимо отметить, что существующие программы по пластилинографии
представлены в виде занятий на отдельные, разрозненные темы, тогда как данная
Программа представляет собой комплекс занятий по блокам, приближенна к комплекснотематическому планированию детского сада, обогащает, дополняет и расширяет знания
детей, полученные в процессе образовательной деятельности.
Учеными доказано, если развитие двигательной активности рук отстает от
нормального течения, то задерживается и речевое развитие. Ребёнок узнаёт мир с
помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют

ему узнать и изучить их свойства. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для
его развития деле является пластилин. Развитие фантазии у детей тесно связано с
развитием интеллектуальных способностей. В процессе занятий с пластилином ребенок
проявляет творческие способности, которые благотворно влияют на формирование
здоровой и гармонично развитой личности.
Отличительной особенностью программы по пластилинографии является то, что она
имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы
и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные
инструменты, природные и бросовые материалы. Пластилинография доставляет детям
множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо
знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов,
удивляет своей непредсказуемостью.
Для современных детей стандартных наборов изобразительных материалов и
способов передачи информации стало недостаточным, так как уровень умственного
развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим,
нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта,
активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и
обучения детей, способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание,
память, мышление, а также развитию творческих способностей. Пластилинография
способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной
координации детей, то есть, тех школьно-значимых функций, которые необходимы для
успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до
конца.
Адресат: программа предназначена для детей 3 – 4 лет, независимо от их гендерной
принадлежности и возможностей.
Уровень освоения: общекультурный.
Объем и срок освоения: общее количество учебных часов в год – 28, лет – 1.
Цель Программы: развитие творческих способностей и ручной умелости у детей
младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии.
Задачи:
 обучающие:
- знакомить со способами деятельности и приёмами пластилинографии:
отщипывание кусочков, скатывание в шар, раскатывание в палочку, сплющивание,
прикрепление детали к бумаге, картону, налепливание, размазывание, формирование
цилиндра, размазывание в границах контура, прикрепление детали к фону, декорирование
поверхности с помощью стеки;
- формировать основы композиционных навыков;
- расширять познания детей о возможностях пластилина – им можно не только
лепить, но и рисовать;
- формировать практические навыки работы с пластилином и умение творчески их
использовать;
 развивающие:
- развивать мелкую моторику и точные движения рук;
- развивать способности к самоопределению и самореализации;

развивать чувства цвета, пропорции, ритма;
развивать пространственное воображение, глазомер;
воспитательные:
воспитывать самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, сотворчество;
воспитывать ответственность при выполнении работы;
воспитывать коммуникативные способности.
Планируемые результаты освоения
К концу года обучающиеся должны:
 проявлять активность и желание участвовать в разных видах творческой
художественной деятельности;
 использовать разные способы выражения своего отношения к окружающему миру
в продуктивной деятельности;
 проявлять воображение и фантазию;
 быть способны принимать поставленную задачу;
 уметь передавать образы предметов и явлений посредством пластилинографии;
 уметь раскатывать, сплющивать, соединять, прижимать, размазывать, скатывать,
формировать цилиндр, размазывать в границах контура, прикреплять детали к
фону, декорировать поверхность с помощью стеки.
Организационно-педагогические условия реализации
Язык реализации: государственный язык Российской Федерации – русский.
Форма обучения: очная.
Особенности реализации
Условия набора и формирования групп
Принимаются все желающие в возрасте 3 – 4 лет без специального отбора.
Списочный состав формируется с учетом вида деятельности и возможностями
помещения. Занятия проводятся с группами детей, количество которых составляет не
более 12 человек. Программа обусловлена возрастом воспитанников и не предъявляет
требований к содержанию и объему стартовых знаний к уровню развития ребенка.
Формы организации и проведения занятий
Обучение и развитие воспитанников происходит в игровой форме.
Развитию активности и любознательности, заинтересованности и концентрации
внимания способствует использование на занятиях пословиц, поговорок, загадок, стихов;
задания игрового характера.
Структура занятия:
 сюрпризный момент: загадка, появление игрушки, короткая сказка;
 показ и объяснение: педагог медленно показывает прием на своем образце;
объяснение простое, в игровой форме;
 самостоятельная работа детей: педагог помогает, хвалит, направляет; важно не
делать работу за ребенка, а помогать ему действовать самому;
 физкультминутка или пальчиковая гимнастика: посередине или в конце работы,
чтобы снять напряжение;
 итог, рефлексия: выставка работ, похвала, обсуждение, эмоциональное подведение
итога.
Такой подход обеспечивает систематическое, последовательное и доступное для
детей 3-4 лет освоение увлекательной техники пластилинографии.

-

Используемые методы
Для качественного развития творческой деятельности юных художников
дошкольникам предоставляется возможность выбора художественной формы,
художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной
деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если
развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти
задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в
тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.
Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых
занятиях, а затем закрепляются в практической работе.
Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в
программе в их содержательном единстве.
Программа предлагает инновационные формы организации занятий в системе
дополнительного
образования
детей,
эффективные
методы
образовательновоспитательной работы с детьми: беседы, игры-путешествия, выставка-праздник, занятияпрактикумы, выставка работ.
В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе,
завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
В период обучения происходит постепенное усложнение материала.
Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с
обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии
ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы,
находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления.
Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в
изобразительном искусстве.
Материально-техническое оснащение:
 мебель по количеству и росту детей;
 учебная доска, мел;
 инструменты и приспособления для занятий (бумага, картон, пластилин, наборы
стек, простые карандаши, стирательная резинка, разный нетрадиционный и
природный материал: бусины, бисер и т.д.).
Кадровое обеспечение
Реализацию программы осуществляет педагог дополнительного образования.
Учебный план
№
п/п

Количество часов
Название раздела, тема
Всего

1

Вводное занятие.
Ознакомление
детей
пластилинографией.

2
3

Теория

Практика

с 1

-

1*

Воздушный шарик

1

-

1*

Солнышко лучистое

1

-

1*

Форма
аттестации
/контроля
Лепная
картина
Лепная
картина
Лепная

4

Осенние листочки

1

-

1*

5

Светофор

1

-

1*

6

Корзинка с грибами

1

-

1*

7

Тучка и дождик

1

-

1*

8

Разноцветные зонты

1

-

1*

9

Снежинка

1

-

1*

10

Зайчик под ёлочкой

1

-

1*

11

Новогодняя игрушка

1

-

1*

12

Елочка-красавица

1

-

1*

13

Зимняя шапочка

1

-

1*

14

Снеговик

1

-

1*

15

Снегирь на ветке

1

-

1*

16

Вкусное мороженое

1

-

1*

17

Цветущий кактус

1

-

1*

18

Цветные карандаши

1

-

1*

19

Красивая конфетка

1

-

1*

20

Мимоза

1

-

1*

21

Подснежники

1

-

1*

22

Пирамидка

1

-

1*

23

Ёжик

1

-

1*

24

Яблочко

1

-

1*

25

Репка

1

-

1*

картина
Лепная
картина
Лепная
картина
Лепная
картина
Лепная
картина
Лепная
картина
Лепная
картина
Лепная
картина
Лепная
картина
Лепная
картина
Лепная
картина
Лепная
картина
Лепная
картина
Лепная
картина
Лепная
картина
Лепная
картина
Лепная
картина
Лепная
картина
Лепная
картина
Лепная
картина
Лепная
картина
Лепная
картина
Лепная
картина

26

Виноград

1

-

1*

27

Подводное царство

1

-

1*

28

Итоговое занятие.
Божья коровка на ромашке.

1

-

1*

28
28
ИТОГО:
* Педагог объясняет теоретическое выполнение работы по
деятельности.
Календарный учебный график
Количест Количест
Дата
Дата
Год
во
во
Количест
начала
окончани
обучения
учебных учебных во часов
занятий
я занятий
недель
дней
1
06.10
30.04
28
28
28
2025
2026
*1 академический час = 15 мин в соответствии с возрастом детей

Лепная
картина
Лепная
картина
Выставка
творческих
работ
ходу практической

Количест
Режим
во часов
занятий
в неделю
1

1 раз в
неделю
по 1 часу

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 47
Приморского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТО
Педагогическим советом
ГБДОУ детского сада № 47
Приморского района Санкт-Петербурга
(протокол от 29.08.2025 № 1)

УТВЕРЖДЕНО
Приказом заведующего
ГБДОУ детского сада № 47
Приморского района Санкт-Петербурга
от 01.09.2025г. № 324
_____________________О.В.Викторова

Рабочая программа
к дополнительной образовательной
общеразвивающей программе
«Фантазеры»

Срок освоения: 1 год
Возраст обучающихся: 3 – 4 года

Разработчик:
Антонец Оксана Николаевна,
педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург
2025

Цель Программы: развитие творческих способностей и ручной умелости у детей
младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии.
Задачи:
 обучающие:
- знакомить со способами деятельности и приёмами пластилинографии:
отщипывание кусочков, скатывание в шар, раскатывание в палочку, сплющивание,
прикрепление детали к бумаге, картону, налепливание, размазывание, формирование
цилиндра, размазывание в границах контура, прикрепление детали к фону, декорирование
поверхности с помощью стеки;
- формировать основы композиционных навыков;
- расширять познания детей о возможностях пластилина – им можно не только
лепить, но и рисовать;
- формировать практические навыки работы с пластилином и умение творчески их
использовать;
 развивающие:
- развивать мелкую моторику и точные движения рук;
- развивать способности к самоопределению и самореализации;
- развивать чувства цвета, пропорции, ритма;
- развивать пространственное воображение, глазомер;
 воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, сотворчество;
- воспитывать ответственность при выполнении работы;
- воспитывать коммуникативные способности.
Планируемые результаты освоения
К концу года обучающиеся должны:
 проявлять активность и желание участвовать в разных видах творческой
художественной деятельности;
 использовать разные способы выражения своего отношения к окружающему миру
в продуктивной деятельности;
 проявлять воображение и фантазию;
 быть способны принимать поставленную задачу;
 уметь передавать образы предметов и явлений посредством пластилинографии;
 уметь раскатывать, сплющивать, соединять, прижимать, размазывать, скатывать,
формировать цилиндр, размазывать в границах контура, прикреплять детали к
фону, декорировать поверхность с помощью стеки.
Содержание работы
Календарно – тематическое планирование и содержание обучения
№
Тема
Программное содержание
Оборудование
п/п
Вводное занятие.
Познакомить детей с техникой Образцы работ в
Ознакомление детей пластилинографии как способом технике
с
«рисования»
пластилином
на пластилинографии,
1
пластилинографией.
плоскости, с ее приемами.
набор пластилина,
картонная
основа,
влажные салфетки.

Воздушный шарик 

Закреплять представления о форме
круга и знание основных цветов
(синий, красный, желтый, зелёный).
Учить заполнять округлый контур
размазыванием, прикреплять внизу
ниточку-колбаску.

Солнышко лучистое 

Формировать навыки работы с
пластилином, интерес к лепке.
Закреплять навыки раскатывания
комочков
пластилина
между
ладонями круговыми движениями
рук;
формировать
навыки
сплющивания
шарика
на
горизонтальной поверхности; учить
размазывать пластилин от центра к
краям; развивать мелкую моторику.

Осенние листочки

Формирование
обобщенных
представлений об осени как о
времени года.
Совершенствовать приёмы лепки:
закреплять умение заполнять контур;
поддерживать желание доводить
начатое дело до конца; развивать
мелкую моторику.; цветовосприятие;
воспитывать аккуратность.

2

3.

4

Связка воздушных
шаров
четырех
цветов
(синий,
красный,
желтый,
зелёный),
аудиозапись музыки
по выбору, белый
картонный
силуэт
воздушного шарика
(6*6),
пластилин
(синий,
красный,
желтый, зелёный);
доски для лепки;
влажные салфетки,
доска
для
размещения
поделок.
Голубой картон (1/4
формата
А4,
в
центре
которого
нарисован
круг,
пластилин желтого
цвета, декоративные
глазки для поделок,
блестки или пайетки
желтого
цвета,
мягкая
игрушка
солнца, доски для
лепки,
влажные
салфетки.
Вырезанные
из
белого
картона
силуэты кленовых
листьев
(9*9),
несколько осенних
листьев
разного
цвета и формы,
пластилин
(красного, желтого
и
оранжевого
цвета),
влажные
салфетки, дощечки
для лепки, стеки,
аудиозапись
спокойной музыки.

Светофор

Познакомить детей с элементарными
правилами дорожного движения,
рассказать о светофоре и назначении
его сигналов.
Упражнять в применении правильных
приемов размазывания пластилина на
основу; развивать внимание, память,
мелкую моторику, самостоятельность
и аккуратность в работе; учить
доводить начатое дело до конца.

Корзинка с грибами

Формировать обобщенное понятия о
грибах, развитие умения находить
связи между формами настоящих и
изображаемых грибов, передавать их
природные
особенности,
цвет;
закрепление знаний детей о свойствах
пластилина: мягкий, податливый,
способный принимать заданную
форму.
Активизировать
познавательные
способности
детей,
любознательность;
развивать
творческое воображение, фантазию,
мелкую моторику; воспитывать в
работе стремление качественно и до
конца доводить начатое дело.
Уточнить представлений о явлениях
природы. Учить отщипывать мелкие
кусочки, самостоятельно прикреплять
скатанные шарики на основу; приёму
надавливания; доводить начатое дело
до
конца;
развивать
мелкую
моторику.

5

6

Тучка и дождик

7

Разноцветные зонты

8

Учить
создавать
цветное
изображение
зонта
в
технике
пластилинографии.
Закреплять умение и навыки в работе
с
пластилином
(отщипывание,
размазывание на основе); побуждать
самостоятельно выбирать
цвета;
развивать
фантазию,
глазомер,

Макет
светофора,
черные
прямоугольники
(6*12)
с
тремя
белыми кружками,
пластилин (красный,
желтый, зелёный);
три круга (красный,
желтый, зелёный);
дощечки для лепки,
влажные салфетки.
Силуэты корзинок,
вырезанные
из
картона
(коричневого,
оранжевого, желтого
цвета)
(9*9),
пластилин
(коричневый,
оранжевый, желтый,
белый,
красный),
стеки, доски для
лепки, иллюстрации
с
изображением
грибов, корзина с
муляжами грибов,
влажные салфетки.
Картон белого цвета
(1/4 формата А4) с
контуром
тучки,
картинки
с
изображением тучи
и дождя, большой
зонт,
пластилин
синего цвета, доски
для лепки, влажные
салфетки.
Силуэт зонта из
белого
картона,
картинки
с
изображением
разных
зонтов,
картинка
с
изображением
дождя,
набор

Снежинка



9

Зайчик под ёлочкой

10

Новогодняя игрушка

11

мелкую
моторику;
продолжать пластилина,
воспитывать
интерес
к декоративные
пластилинографии.
блестки, доски для
лепки,
влажные
салфетки, большой
разноцветный зонт.
Учить создавать изображение из Плотный
картон
линий (лучи снежинки), размазывать белого и голубого
белые колбаски-лучики от центра в цвета (диаметром 12
стороны.
см), картинки с
изображением
разных по форме
снежинок,
пластилин (белый и
голубой),
декоративные
бусины белого и
синего
цвета
(диаметром 5 мм),
образцы снежинок,
доски для лепки,
влажные салфетки.
Закреплять
технику
создания Картон синий или
полобъемного
изображения
из фиолетового цвета
пластилина на плоскости.
(1/2 формата А4), с
Учить создавать целый объекта из нарисованным
отдельных
деталей,
используя простым
имеющиеся навыки (придавливание карандашом
деталей к основе, примазывание, изображением елки
приглаживание границ соединения); и зайца, пластилин
доводить начатое дело до конца; (белый и зелёный),
воспитывать
аккуратность, декоративные глазки
самостоятельность.
для
поделок,
серебряные
конфетти, доски для
лепки,
влажные
салфетки,
мягкая
игрушка заяц.
Учить
изготавливать
елочную Белый
картонный
игрушку
в
технике силуэт
елочного
пластилинографии,
применять шара (диаметром 12
декоративные
средства
для см),
елочные
выразительности
и
красочности шарики,
набор
образа;
развивать
глазомер, пластилина,
художественное
восприятие, декоративные

эстетический вкус, фантазию, мелкую
моторику
рук;
формировать
обобщенное
представление
о
елочных игрушках; воспитывать
трудолюбие, терпение, аккуратность.

Елочка-красавица

Расширять представления детей о
новогоднем празднике; вызывать
желание участвовать в подготовке
праздничных мероприятий; учить
заполнять
контур
треугольной
формы; развивать мелкую моторику;
воспитывать самостоятельность и
аккуратность в работе; умение
доводить работу до конца, радоваться
полученному результату.

Зимняя шапочка

Формировать представления о зимней
одежде;
закреплять
знания
о
многообразии головных уборов.
Учить украшать предмет узором
(полоски, точки), развивать умение
аккуратно работать с пластилином,
подбирать цвета; мелкую моторику.

Снеговик

Расширять знания об окружающем
мире.
Учить различать и называть детали и
части снеговика, создавать образ из
трех
частей
разного
размера,
сопоставлять
размер
частей;
формировать умение раскатывать
комочек
пластилина
круговыми
движениями ладоней, сплющивать
шар, сдавливая его между ладонями
или на горизонтальной поверхности.

12

13

14

фигурные
украшения
(звёздочки,
снежинки,
кружочки), влажные
салфетки, доски для
лепки.
Картонный силуэт
елки (высотой 13
см),
зелёный
пластилин,
декоративные
украшения (бисер,
бусины, пайетки и
т.д.), звезда (3 см),
влажные салфетки,
доски для лепки,
игрушечный
Дед
Мороз.
Силуэт из белого
картона
в
виде
шапочки
с
помпоном,
набор
пластилина,
декоративное
конфетти
или
пайетки,
влажные
салфетки, доски для
лепки.
Картонный силуэт
снеговика (высотой
15 см) с ведром на
голове,
набор
пластилина, образец
работы в технике
пластилинографии
(снеговик),
доски
для лепки, мелкая
черная мозаика с
отверстием внутри
(по 2 на каждого),
цветные бусины для
пуговиц (по 3 на
каждого), влажные
салфетки.

Снегирь на ветке

Содействие воспитанию бережного
отношения к природе, птицам.
Учить передавать образ птицы,
использовать цветовые контрасты,
побуждать точно передать внешний
вид объекта, подбирать цвет и
сопоставлять размеры; развивать
мелкую моторику, сенсорные навыки,
глазомер; воспитывать трудолюбие,
усидчивость, аккуратность.

Вкусное мороженое

Создавать условия для проявления
фантазии при создании своего
мороженого.
Учить составлять предмет из двух
частей;
размазывать
пластилин
одного цвета в треугольнике (рожок),
налеп сверху разноцветных шариков
"мороженого".

Цветущий кактус

Обогащать знания о комнатных
растениях,
познакомить
с
особенностями кактуса.
Развивать практические умения и
навыки при создании заданного
образа
посредством
пластилинографии; учить заполнять
контур сложной формы (овал с
выступами).

Цветные карандаши

Познакомить
с
цветными
карандашами. Закреплять умение
прямыми движениями раскатывать
столбики из пластилина между

15

16

17

18

Белый или синий
картон
с
изображением
контура снегиря (1/4
формата
А4),
пластилин (красный,
черный,
коричневый),
влажные салфетки,
доски для лепки,
иллюстрации
с
изображением
снегирей,
декоративные
темные бусины.
Картинки
с
изображением
мороженого разных
видов и цветов,
картонный
силуэт
мороженого в виде
рожка
с
тремя
шариками (13*8 см),
набор пластилина,
цветной
песок,
мелкий
бисер,
влажные салфетки,
доски для лепки.
Живое
растение
кактус в горшке,
силуэт цветочного
горшка с кактусом
из цветного картона
(8*11 см), набор
пластилина,
декоративные
бусины
и
искусственные
маленькие
цветы,
доски для лепки,
влажные салфетки.
Силуэт карандаша
(2*12 см), набор
пластилина, набор
карандашей, доски

ладонями вперед-назад, размазывать
их на плоскости; различать и
называть цвета; учить соотносить
цвета с предметами; развивать
мышление,
воображение,
художественно-творческие
способности.
Обучать созданию выразительного
образа посредством передачи объема
и цвета.
Закреплять навыки отщипывания и
скатывания
колбасок
пальцами,
размазывания их на основе; учить
украшать предмет мелкими деталями.

Красивая конфетка

19

Мимоза





20

Подснежники

21

Побуждение передавать в поделке
природные особенности растения:
оригинальную форму и расцветку
лепестков.
Учить изображать цветок с помощью
мелких деталей, размазывать полоску
зеленого цвета для стебля и листьев,
делать налеп множества желтых
шариков-цветочков.

Учить наблюдать за сезонными
изменениями в природе, знакомить с
первоцветами.
Учить создавать композицию из
нескольких
цветков,
создавать
выразительный образ посредством
передачи объема и цвета; закреплять
умения и навыки в работе с
пластилином
–
раскатывание,
сплющивание,
размазывание
на
основе,
разглаживание
готовых
поверхностей; развивать мелкую
моторику.

для лепки, стеки,
влажные салфетки.

Силуэт из плотного
белого картона в
виде конфеты (6*12
см),
набор
пластилина,
разноцветный бисер,
влажные салфетки,
доски для лепки,
стеки, мешочек с
конфетами, тарелки.
Картон
голубого
цвета
с
нарисованными
карандашом ветками
мимозы (10*15 см),
картинка
с
изображением
мимозы, пластилин
(зелёный и жёлтый),
разноцветные
бантики из атласной
ленты,
влажные
салфетки, доски для
лепки, стеки.
Аудиозапись
музыки
П.И.
Чайковского
«Подснежник»,
картон (10*15 см)
голубого или белого
цвета
с
нарисованным
силуэтом
подснежника
и
проталины,
набор
пластилина,
влажные салфетки,
доски для лепки,

Пирамидка

22

Ёжик



23

Яблочко

Расширять представления о фрукте –
яблоке, его полезных свойствах.
Закреплять
навыки
работы
с
пластилином;
знания
названий
цветов; навык заполнения круглого
контура, добавления деталей.

Репка

Познакомить со сказкой «Репка»,
формировать
желание
отражать
впечатления
в
продуктивной
деятельности; закреплять стремление
создавать интересные изображения,
используя ранее усвоенные приёмы;
вызывать интерес к созданию образов
по мотивам знакомых сказок.

Виноград

Познакомить детей с рельефной
лепкой; учить создавать образ из
множества однородных деталей;
воспитывать
аккуратность
и

24

25

26

Учить
создавать
объемное
изображение игрушки на плоскости
при помощи пластилина.
Закреплять умение создавать целый
объекта из отдельных деталей,
используя
имеющиеся
навыки
придавливания,
примазывания,
приглаживания пластилина к основе,.
Продолжать
развивать
художественно-творческие
способности.
Учить создавать полуобъёмный образ
ежика
с
помощью
техники
пластилинографии,
делать
ему
«иголки» путем отщипывания и
прикрепления маленьких черных
кусочков или семечек подсолнуха.

стеки, иллюстрации
с
изображением
подснежников.
Картонный силуэт
пирамидки
из
четырёх
колец,
набор пластилина,
доски для лепки,
влажные салфетки,
игрушка пирамидка
из четырёх колец.
Картонный силуэт
ёжика (11*8 см),
картинки
с
изображением ежей,
пластилин
(коричневый, серый,
черный),
семена
подсолнуха, доски
для лепки, влажные
салфетки.
Плотный картон с
силуэтом яблока с
листочком (9*9см),
набор пластилина,
мелкий
черный
бисер,
влажные
салфетки, доски для
лепки, стеки.
Картон (1/2 формата
А4) с нарисованным
силуэтом
репки,
пластилин (желтый
и
зелёный),
вырезанные
картинки
героев
сказки
«Репка»,
сказка
репка,
влажные салфетки,
доски для лепки,
стеки.
Овал из картона
светлых
тонов
(15*10
см)
с
нарисованным

усидчивость.

Подводное царство

27

28

Формировать знания о рыбах,
закреплять
уже
имеющихся
представлений
об
обитателях
подводного мира.
Учить создавать образ рыб в технике
пластилинографии,
используя
усвоенные ранее навыки работы с
пластилином:
отщипывание,
скатывание,
расплющивание.
Развивать воображение, творческие
способности,
мелкую
моторику,
умение доводить начатое дело до
конца.

Итоговое занятие.
Формировать
реалистичное
Божья коровка на представление
о
многообразии
ромашке.
природного мира.
Закреплять
навыки
работы
с
пластилином.
Учить изображать божью коровку на
ромашке, передавая цвета и форму
объектов;
закреплять
приёмы
скатывания, расплющивания.
Развивать координацию движений
рук, мелкую моторику, аккуратность
при работе с пластилином.
Воспитывать бережное отношение к
природе.

карандашом
силуэтом винограда,
муляжи винограда
зеленого
и
фиолетового цвета,
пластилин (разных
оттенков зелёного и
фиолетового цвета),
влажные салфетки,
доски для лепки,
стеки.
Картон синего или
голубого цвета (1/2
формата А4), набор
пластилина,
декоративные глазки
для поделок, мелкие
ракушки,
игрушечные рыбки,
картинки
с
изображением
обитателей
подводного
мира,
влажные салфетки,
доски для лепки,
стеки.
Силуэт ромашки из
белого
картона,
пластилин (красный,
белый,
желтый,
черный), влажные
салфетки, доски для
лепки,
стеки,
картинки
с
изображением
божьей
коровки,
игрушка
божья
коровка.

Методические и оценочные материалы
Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на
занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при
помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:




игра, которая является основным видом деятельности детей;
сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и
приглашает ребенка отправиться в путешествие;
 просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно
почувствовать себя значимыми;
 музыкальное сопровождение и т.д.
Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и
показывать приемы изображения.
Анализируя детский рисунок, педагог оценивает характеры героев, использование
специфики таких изобразительных средств, как точка, линия и штрих, и делает вывод о
том, насколько творчески ребенок подошел к заданию, по силам ли оно ему.
Способами контроля над успешностью реализации программы, являются
контрольные занятия, на которых обучающиеся выполняют задания, согласно
пройденным темам и получают оценку: «высокий уровень», «средний уровень», «низкий
уровень».
«Высокий уровень» определяется при исчерпывающем выполнении поставленной
задачи, за безупречное исполнение задания, в том случае, если задание исполнено ярко и
выразительно, убедительно и законченно по форме. Выявлено свободное владение
материалом, объём знаний соответствует программным требованиям.
«Средний уровень» определяется при достаточно полном выполнении поставленной
задачи (в целом), за хорошее исполнение задания, том случае, когда обучающимся
демонстрируется достаточное понимание материала, проявлено индивидуальное
отношение, однако допущены небольшие неточности. Допускаются небольшие
погрешности, не разрушающие целостность выполненного задания. Дошкольник в целом
обнаружил понимание материала.
«Низкий уровень» определяется при демонстрировании достаточного минимума в
исполнении поставленной задачи, когда дошкольник демонстрирует ограниченность
своих возможностей, неяркое, необразное исполнение элементов задания. Требования
выполнены с большими неточностями и ошибками. Выявлен неполный объём знаний,
пробелы в усвоении отдельных тем.
Оценка результатов детской деятельности (диагностика) проводится два раза в год: в
начале и в конце обучения (октябрь / апрель).
Основные методы – наблюдение и оценка детских работ.
Итогом реализации программы является выставка детских работ в конце учебного
года. Подробно анализируются достижения каждого ребёнка с пожеланием дальнейших
успехов в творчестве.
Информационные источники
1. Астраханцева С.В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного
творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В.
Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.
2. Блонский, П.П. Психология младшего школьника. / П. П. Блонский., Воронеж: НПО
«Модек», 1997.
3. Горичева В.С. , Нагибина М.И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина» Ярославль: «Академия развития», 1998г.

4. Давыдова Г.Н. «Пластилинография» - 1,2. – М.: Издательство «Скрипторий 2003г»,
2006.
5. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. – М.: Издательство
«Скрипторий», 2007.
6. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн» Пластилинография. 2008, 80 стр..
7. Давыдова Г.Н. Пластилинография. Цветочные мотивы. Издательство «Скриптория2003» 2011, 72 стр..
8. Иванова М. Лепим из пластилина. Издательство АСТ-ПРЕСС КНИГА. 2007
9. Кард В., Петров С. «Сказки из пластилина» - ЗАО «Валери СПб», 1997 – 160 с.») (Серия
«Учить и воспитывать, развлекая)
10. Лебедева Е. Г. «Простые поделки из бумаги и пластилина». Издательство: Айриспресс. 2008
11. Лыкова И.А. «Лепим игрушки: Лепка из пластилина. Мастерилка». Издательство: Мир
книги. 2008
12. Лыкова И.А. Я Будущий скульптор. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008г.
– 48 с. – илл.
13. Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев. — М.: АСТ СПб: Сова, 2006
14. Р.Орен. Лепка из пластилина: развиваем моторику рук. Издательство Махаон. 2010
15. Паньшина И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 1975. - 112с., ил.
16. Рузина М.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр.- СПб.: КРИСТАЛЛ, 1997
17. Румянцева, Е.А Простые поделки из пластилина. Серия: "Внимание: дети!" 2009
18. Стародуб К.И.,Ткаченко Т.Б. Пластилин. Издательство Феникс. 2003
19. Ткаченко Т.Б., Стародуб К.И. Лепим из пластилина. Ростов-на-дону: Издательство
«Феникс», 2003
20. Узорова О. В., Нефедова Е.А. Физкультурные минутки. М.: Астрель-АСТ-Ермак, 2004
21. Шкицкая, И. О. Пластилиновые картины. Издательство Феникс. 2009
22. Чернова Е.В. Пластилиновые картины/Е. В. Чернова – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. –
48с. – (Город мастеров).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».