Фантазеры 4-5 лет

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 47
Приморского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТО
Педагогическим советом
ГБДОУ детского сада № 47
Приморского района Санкт-Петербурга
(протокол от 29.08.2025 № 1)

УТВЕРЖДЕНО
Приказом заведующего
ГБДОУ детского сада № 47
Приморского района Санкт-Петербурга
от 01.09.2025г. № 324
_____________________О.В.Викторова

Дополнительная образовательная
общеразвивающая программа
«Фантазеры»

Срок освоения: 1 год
Возраст обучающихся: 4 – 5 лет

Разработчик:
Антонец Оксана Николаевна,
педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург
2025

Пояснительная записка
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Фантазеры»
составлена в соответствии с:
 Законом «Об образовании в Российсской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
 Распоряжением Правительства Санкт-Петербурга Комитета по образованию от
25.08.2022 № 1676-р «Об утверждении критериев оценки качества дополнительных
общеразвивающих программ, реализуемых организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, и индивидуальными предпринимателями СанктПетербурга»;
 Гигиеническими нормативами и требованиями к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания» (Постановление Главного
государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении
санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21);
 Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи; санитарные правила СП
2.4.3648-20.
Направленность: художественная.
Актуальность реализации
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают
на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать
с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано
с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного
мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался
ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему
возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь
ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев,
которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество
разнообразных бытовых и учебных действий. Учитывая важность проблемы по развитию
ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства,
нами составлена программа по пластилинографии, основной идей которой является
рисование картин пластилином. Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости
на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно
изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в
работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе,
точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети
овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании - карандаш и
кисть, в аппликации - ножницы и кисть, в лепке - стека). На этих занятиях дети
вырабатывают умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно
держать инструменты и работать ими).
Пластилинография — это один из сравнительно недавних жанров (видов)
изобразительной деятельности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых
корня: «графил» — создавать, рисовать, и «пластилин» - подразумевает материал, при
помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или
менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением
нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером,
семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике
пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию
оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически
изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилином. Основной
материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука
(вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными
руками). Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного
возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную
новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень
важно для работы с малышами.
Создание программы «Фантазеры» обосновано отсутствием методического
обеспечения занятий в технике пластилинографии и актуальностью проблемы по
развитию ручных умений у детей младшего дошкольного возраста. Так – же данная
программа - обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка в
младшем возрасте с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей;
активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и
знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты.
Кроме того, пластилинография является одним из средств релаксации, что имеет
важное значение для психологического благополучия малыша. Работа с мягким и
пластичным материалом успокаивает, снимает напряжение, агрессию и тревогу, позволяет
вести себя естественно и непринужденно. В работе с пластилином привлекает не только
доступность, разнообразие выбора, сколько безграничные возможности, которые
предоставляет этот материал для творчества.
Лепка в нетрадиционной технике имеет большое значение для обучения и
воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного
восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков,
необходимых для успешного обучения в школе. Пластилинография так же, как и другие
виды изобразительной деятельности, формирует эстетический вкус, развивает чувство
прекрасного.
Отличительны особенности (новизна)
«Пластилинография» в дошкольном учреждении – один из наиболее редко
практикующихся видов изобразительной деятельности, так как не является обязательным
в программах дошкольного образования. Программа «Фантазеры» позволяет объединить
традиционную лепку, ее приемы, и нетрадиционные способы работы с пластилином,
декоративным материалом, тем самым расширить творческие возможности ребенка.
Необходимо отметить, что существующие программы по пластилинографии
представлены в виде занятий на отдельные, разрозненные темы, тогда как данная
Программа представляет собой комплекс занятий по блокам, приближенна к комплекснотематическому планированию детского сада, обогащает, дополняет и расширяет знания
детей, полученные в процессе образовательной деятельности.
Учеными доказано, если развитие двигательной активности рук отстает от
нормального течения, то задерживается и речевое развитие. Ребёнок узнаёт мир с
помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют

ему узнать и изучить их свойства. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для
его развития деле является пластилин. Развитие фантазии у детей тесно связано с
развитием интеллектуальных способностей. В процессе занятий с пластилином ребенок
проявляет творческие способности, которые благотворно влияют на формирование
здоровой и гармонично развитой личности.
Отличительной особенностью программы по пластилинографии является то, что она
имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы
и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные
инструменты, природные и бросовые материалы. Пластилинография доставляет детям
множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо
знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов,
удивляет своей непредсказуемостью.
Для современных детей стандартных наборов изобразительных материалов и
способов передачи информации стало недостаточным, так как уровень умственного
развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим,
нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта,
активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и
обучения детей, способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание,
память, мышление, а также развитию творческих способностей. Пластилинография
способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной
координации детей, то есть, тех школьно-значимых функций, которые необходимы для
успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до
конца.
Адресат: программа предназначена для детей 4 – 5 лет, независимо от их гендерной
принадлежности и возможностей.
Уровень освоения: общекультурный.
Объем и срок освоения: общее количество учебных часов в год – 28, лет – 1.
Основная цель эстетического воспитания в дошкольном образовании – это
постоянное развитие интеллектуального и чувственного начал в человеке. Через
приобщение к искусству активизируется творческий потенциал личности. И, чем раньше
заложен этот поенциал, тем активнее будет стремление человека к освоению
художественных ценностей мировой культуры, тем выше эстетическое сознание и сфера
эстетических потребностей.
Цель Программы: развитие творческих способностей и ручной умелости у детей
среднего дошкольного возраста посредством пластилинографии.
Задачи:
 обучающие:
 знакомить со способами деятельности и приёмами пластилинографии:
отщипывание кусочков, скатывание в шар, раскатывание в палочку, сплющивание,
прикрепление детали к бумаге, картону, налепливание, размазывание,
формирование цилиндра, размазывание в границах контура, прикрепление детали к
фону, декорирование поверхности с помощью стеки;
 формировать основы композиционных навыков;

 расширять познания детей о возможностях пластилина – им можно не только
лепить, но и рисовать;
 формировать практические навыки работы с пластилином и умение творчески их
использовать;
 развивающие:
 развивать мелкую моторику и точные движения рук;
 развивать способность к самоопределению и самореализации;
 развивать чувства цвета, пропорции, ритма;
 развивать пространственное воображение, глазомер;
 воспитательные:
 воспитывать самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, сотворчество;
 воспитывать ответственность при выполнении работы;
 воспитывать коммуникативные способностей.
Планируемые результаты освоения
К концу года обучающиеся должны:
 проявлять активность и желание участвовать в разных видах творческой
художественной деятельности;
 использовать разные способы выражения своего отношения к окружающему миру
в продуктивной деятельности;
 проявлять воображение и фантазию;
 уметь передавать образы предметов и явлений посредством пластилинографии;
 уметь раскатывать, сплющивать, соединять, прижимать, размазывать, скатывать,
формировать цилиндр, размазывать в границах контура, прикреплять детали к
фону;
 декорировать поверхность с помощью стеки.
Организационно-педагогические условия реализации
Язык реализации: государственный язык Российской Федерации – русский.
Форма обучения: очная.
Особенности реализации
Условия набора и формирования групп
Принимаются все желающие в возрасте 4 – 5 лет без специального отбора.
Списочный состав формируется с учетом вида деятельности и возможностями
помещения. Занятия проводятся с группами детей, количество которых составляет не
более 12 человек. Программа обусловлена возрастом воспитанников и не предъявляет
требований к содержанию и объему стартовых знаний к уровню развития ребенка.
Формы организации и проведения занятий
Обучение и развитие воспитанников происходит в игровой форме.
Развитию активности и любознательности, заинтересованности и концентрации
внимания способствует использование на занятиях пословиц, поговорок, загадок, стихов;
задания игрового характера.
Структура занятия:
 знакомство детей со способами и приемами деятельности;
 самостоятельная продуктивная деятельность (пластилинография).
Используемые методы

Для качественного развития творческой деятельности юных художников
дошкольникам предоставляется возможность выбора художественной формы,
художественных средств выразительности. В любом деле нужна «золотая середина». Если
развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти
задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в
тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила пластилинографии с элементами
фантазии.
Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых
занятиях, а затем закрепляются в практической работе.
Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в
программе в их содержательном единстве.
Программа предлагает инновационные формы организации занятий в системе
дополнительного
образования
детей,
эффективные
методы
образовательновоспитательной работы с детьми: беседы, игры-путешествия, выставка-праздник, занятияпрактикумы, выставка работ.
Методы, которые используются в работе:
 репродуктивный (воспроизводящий);
 иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного
материала);
 проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
 эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её
решения).
В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе,
завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
В период обучения происходит постепенное усложнение материала.
Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с
обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии
ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы,
находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является
самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном
искусстве.
Материально-техническое оснащение:
 мебель по количеству и росту детей;
 учебная доска, мел;
 инструменты и приспособления для занятий (бумага, картон, пластилин, наборы
стек, простые карандаши, стирательная резинка, разный нетрадиционный и
природный материал: бусины, бисер и т.д.).
Кадровое обеспечение
Реализацию программы осуществляет педагог дополнительного образования.

Учебный план
№
п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

Количество часов
Название раздела, тема
Всего
Вводное занятие. Основные
приёмы пластилинографии.
1
Знакомство с цветом.
Здравствуй осень. Ветка рябины.
1

Урожай. Овощи.
Сказки Пушкина. Сказка
золотом петушке.
Сказки Пушкина. Сказка
рыбаке и рыбке.
Первый снег. Зимний лес.
Скоро Новый год. Ёлка.
Зима пришла. Снеговик.

о
о

1*

-

1*

-

1*

-

1*

1

-

1*

1

-

1*

1

-

1*

1

-

1*

1

-

1*

1

-

1*

1

-

1*

-

1*

-

1*

-

1*

-

1*

-

1*

1

-

1*

1

-

1*

1

-

1*

1

-

1*

Зимние вещи из шерсти.
1
Клубок шерсти.
Зимние вещи из шерсти.
1
Валенки и варежки.
Народные промыслы. Матрёшка.
1
Народные
промыслы.
1
Дымковская игрушка.
Народные промыслы. Хохлома.
1
Пластилиновая открытка.
День святого Валентина.
Пластилиновая открытка.
День Защитника Отечества.
8 марта.
Ваза для мамы.
Пластилиновая открытка.

Практика

-

Здравствуй
осень.
Осенние
1
листья.
Здравствуй осень. Зонтик.
1
Урожай. Фрукты.

Теория

Форма
аттестации
/контроля
Лепная
картина
Лепная
картина
Лепная
картина
Лепная
картина
Лепная
картина
Лепная
картина
Лепная
картина
Лепная
картина
Лепная
картина
Лепная
картина
Лепная
картина
Лепная
картина
Лепная
картина
Лепная
картина
Лепная
картина
Лепная
картина
Лепная
картина
Лепная
картина
Лепная
картина
Лепная

21
22
23
24
25
26

8 Марта.
Весна пришла. Подснежник.
Весна пришла. Журчат ручьи.

-

1*

1

-

1*

-

1*

-

1*

-

1*

1

-

1*

1

-

1*

1

-

1*

Весна пришла.
1
Первые насекомые.
Весна
пришла.
Весенний
1
пейзаж.
День космонавтики. Космос.
1
Весна пришла. Яблоня цветет.

День
победы.
Символы
праздника.
Итоговое занятие Весна
28 пришла.
Ветка сирени.
ИТОГО:
* Педагог объясняет теоретическое
деятельности.
27

Год
обучения
1

1

Дата
начала
занятий
06.10
2025

картина
Лепная
картина
Лепная
картина
Лепная
картина
Лепная
картина
Лепная
картина
Лепная
картина
Лепная
картина
Выставка
творческих
работ

28
28
выполнение работы по ходу практической

Календарный учебный график
Количест Количест
Дата
во
во
Количест
окончани
учебных учебных во часов
я занятий
недель
дней
30.04
28
28
28
2026

*1 академический час = 20 мин в соответствии с возрастом детей

Количест
Режим
во часов
занятий
в неделю
1

1 раз в
неделю
по 1 часу

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 47
Приморского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТО
Педагогическим советом
ГБДОУ детского сада № 47
Приморского района Санкт-Петербурга
(протокол от 29.08.2025 № 1)

УТВЕРЖДЕНО
Приказом заведующего
ГБДОУ детского сада № 47
Приморского района Санкт-Петербурга
от 01.09.2025г. № 324
_____________________О.В.Викторова

Рабочая программа
к дополнительной образовательной
общеразвивающей программе
«Фантазеры»

Срок освоения: 1 год
Возраст обучающихся: 4 – 5 лет

Разработчик:
Антонец Оксана Николаевна,
педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург
2025

Основная цель эстетического воспитания в дошкольном образовании – это
постоянное развитие интеллектуального и чувственного начал в человеке. Через
приобщение к искусству активизируется творческий потенциал личности. И, чем раньше
заложен этот поенциал, тем активнее будет стремление человека к освоению
художественных ценностей мировой культуры, тем выше эстетическое сознание и сфера
эстетических потребностей.
Цель Программы: развитие творческих способностей и ручной умелости у детей
среднего дошкольного возраста посредством пластилинографии.
Задачи:
 обучающие:
 знакомить со способами деятельности и приёмами пластилинографии:
отщипывание кусочков, скатывание в шар, раскатывание в палочку, сплющивание,
прикрепление детали к бумаге, картону, налепливание, размазывание,
формирование цилиндра, размазывание в границах контура, прикрепление детали к
фону, декорирование поверхности с помощью стеки;
 формировать основы композиционных навыков;
 расширять познания детей о возможностях пластилина – им можно не только
лепить, но и рисовать;
 формировать практические навыки работы с пластилином и умение творчески их
использовать;
 развивающие:
 развивать мелкую моторику и точные движения рук;
 развивать способность к самоопределению и самореализации;
 развивать чувства цвета, пропорции, ритма;
 развивать пространственное воображение, глазомер;
 воспитательные:
 воспитывать самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, сотворчество;
 воспитывать ответственность при выполнении работы;
 воспитывать коммуникативные способностей.
Планируемые результаты освоения
К концу года обучающиеся должны:
 проявлять активность и желание участвовать в разных видах творческой
художественной деятельности;
 использовать разные способы выражения своего отношения к окружающему миру
в продуктивной деятельности;
 проявлять воображение и фантазию;
 уметь передавать образы предметов и явлений посредством пластилинографии;
 уметь раскатывать, сплющивать, соединять, прижимать, размазывать, скатывать,
формировать цилиндр, размазывать в границах контура, прикреплять детали к
фону;
 декорировать поверхность с помощью стеки.

Содержание работы
Календарно – тематическое планирование и содержание обучения
№
п/п

Тема

Программное содержание

Вводное
занятие. Познакомить детей с техникой
Основные
приёмы пластилинографии.
пластилинографии.
Закрепить знания основных цветов.
Знакомство с цветом.

1

2

3.

4

5

6

Оборудование

Образцы работ в
технике
пластилинография,
картон, пластилин
четырех
цветов:
красный,
желтый,
синий, зеленый.
Здравствуй
осень. Закреплять
умение
раскатывать Подготовленная
Ветка рябины.
комочки
пластилина
круговыми картинка, цветной
движениями.
пластилин, влажные
Формировать умение прикреплять
салфетки, доска для
готовую форму на плоскость путём
лепки, стеки.
равномерного расплющивания по
поверхности основы.
Здравствуй
осень. Продолжать учить крепить пластилин Подготовленная
Осенние листья.
в ограниченном пространстве.
картинка,
Формировать прием размазывания цветной
пластилина подушечкой пальца.
пластилин, сухие
опавшие листья,
влажные
салфетки,
доска для лепки,
стеки.
Здравствуй
осень. Продолжать учить крепить пластилин Подготовленная
Зонтик.
в ограниченном пространстве.
картинка, цветной
Формировать прием размазывания пластилин, влажные
пластилина подушечкой пальца.
салфетки, доска для
Продолжать учить детей использовать лепки, стеки.
в своей работе несколько цветов
пластилина.
Урожай. Фрукты.
Продолжать учить крепить пластилин Подготовленная
в ограниченном пространстве.
картинка, цветной
Формировать прием размазывания пластилин, влажные
пластилина подушечкой пальца.
салфетки, доска для
Продолжать
учить
детей лепки, стеки.
использовать
в
своей
работе
несколько цветов пластилина.
Урожай. Овощи.
Продолжать учить крепить пластилин Подготовленная
в ограниченном пространстве.
картинка, цветной
Формировать прием размазывания пластилин, влажные
пластилина подушечкой пальца.
салфетки, доска для

Сказки
Пушкина.
Сказка о золотом
петушке.
7

8

9

10

11

12

Сказки
Пушкина.
Сказка о рыбаке и
рыбке.

Продолжать учить детей использовать
в своей работе несколько цветов
пластилина.
Учить
детей
самостоятельно
выбирать цвет пластилина для
раскрашивания Петушка.
Закреплять приёмы надавливания и
размазывания.
Продолжать
учить
передавать
характерные черты петушка,
используя различные материалы.
Продолжать учить размазывать
пластилин в ограниченном
пространстве, не выходя за границы
нарисованного изображения.

Первый снег. Зимний Подводить к образной передаче
лес.
явлений и учить передавать образ
зимнего
дерева
посредством
пластилинографии.
Формировать умение изображать
падающий снег посредством
пластилинографии, ритмично
располагая шарики-снежинки по
всему листу.
Скоро Новый год. Упражнять в раскатывании комочков
Ёлка.
пластилина
между
ладонями
прямыми
движениями
рук
и
сплющивать их при изготовлении
веток ёлочки.
Развивать умение наносить стекой
штрихи (иголочки) на концах веток
для более выразительной передачи
образа.
Зима
пришла. Формировать
умение
детей
Снеговик.
составлять
изображение
целого
объекта из частей, одинаковых по
форме, но разных по величине,
создавая
образ
снеговика
посредством
пластилина
на
горизонтальной плоскости.
Зимние
вещи
из Формировать умение детей
шерсти.
приёму сворачивания длинной
Клубок шерсти.
колбаски по спирали.
Упражнять
в
раскатывании

лепки, стеки.

Подготовленная
картинка, цветной
пластилин, влажные
салфетки, доска для
лепки, стеки.

Подготовленная
картинка, цветной
пластилин, влажные
салфетки, доска для
лепки, стеки.
Картон
синий
или
голубой,
цветной
пластилин, влажные
салфетки, доска для
лепки, стеки.

Цветной картон,
цветной
пластилин,
влажные
салфетки, доска
для лепки,
стеки.

Картон
синий
или
голубой,
цветной
пластилин, влажные
салфетки, доска для
лепки, стеки.
Цветной
картон,
линейка,
цветной
пластилин, линейка,
влажные салфетки,

13

14

15

16

17

18

пластилина пальцами обеих рук на
поверхности стола для придания
предмету необходимой длины.
Зимние
вещи
из Учить детей располагать кусочки
шерсти. Валенки и пластилина
на
ограниченном
варежки.
пространстве.
Развивать композиционные умения,
эстетические чувства.

Народные промыслы. Учить детей располагать кусочки
Матрёшка.
пластилина
на
ограниченном
пространстве.
Развивать композиционные умения,
эстетические чувства.
Народные промыслы. Учить детей располагать кусочки
Дымковская игрушка. пластилина
на
ограниченном
пространстве.
Развивать композиционные умения,
эстетические чувства.

Народные промыслы. Упражнять
в
раскатывании
Хохлома.
пластилина пальцами обеих рук на
поверхности стола для придания
предмету необходимой длины.
Развивать композиционные умения,
эстетические чувства.
Пластилиновая
Побуждать детей к изготовлению
открытка.
подарков для близких.
День
святого Развивать творческое воображение.
Валентина.
Формировать
навыки
самостоятельной работы.

Пластилиновая
открытка.
День
Защитника
Отечества.

Побуждать детей к изготовлению
подарков для близких.
Развивать творческое воображение.
Формировать
навыки

доска для лепки,
стеки.
Подготовленная
картинка, цветной
пластилин, влажные
салфетки, доска для
лепки,
стеки,
материалы
для
декорирования.
Подготовленная
картинка, цветной
пластилин, влажные
салфетки, доска для
лепки, стеки.
Подготовленная
картинка,
цветной картон,
цветной
пластилин,
линейка,
влажные
салфетки, доска
для лепки,
стеки.
Подготовленная
картинка, цветной
пластилин, линейка,
влажные салфетки,
доска для лепки,
стеки.
Цветной картон,
цветной
пластилин,
трафареты
–
сердечки,
влажные
салфетки, доска
для лепки, стеки,
блёстки, пайетки,
бисер.
Заготовка
галстука,
клей,
цветной картон,
цветной

самостоятельной работы.

8 марта.
Ваза для мамы.
19

Пластилиновая
открытка.
8 Марта.
20

21

22

23

24

25

Побуждать детей к изготовлению
подарков для близких.
Развивать творческое воображение.
Формировать
навыки
самостоятельной работы.
Побуждать детей к изготовлению
подарков для близких.
Развивать творческое воображение.
Формировать
навыки
самостоятельной работы.

Весна
пришла. Формировать умение изображать
Подснежник.
предмет, передавая сходство с
реальным предметом.
Закреплять приёмы надавливания и
размазывания.
Весна
пришла. Формировать умение изображать
Журчат ручьи.
предмет, передавая сходство с
реальным предметом.
Закреплять приёмы надавливания и
размазывания.
Весна пришла.
Формировать умение изображать
Первые насекомые.
предмет, передавая сходство с
реальным предметом.
Закреплять приёма надавливания и
 размазывания.
Весна
пришла. Подводить к образной передаче
Весенний пейзаж.
явлений и учить передавать образы
весеннего
пейзажа посредством
пластилинографии.

День космонавтики. Формировать умение изображать
Космос.
предмет, передавая сходство с
реальным предметом.
Закреплять приёма надавливания и
размазывания.

пластилин,
линейка, влажные
салфетки, доска
для лепки,
стеки.
Цветной
картон,
цветной пластилин,
линейка,
влажные
салфетки, доска для
лепки, стеки.
Заготовка цифры
«8», клей, цветной
картон, цветной
пластилин, линейка,
влажные салфетки,
доска для лепки,
стеки.
Подготовленная
картинка, цветной
пластилин, влажные
салфетки, доска для
лепки, стеки.
Подготовленная
картинка, цветной
пластилин, влажные
салфетки, доска для
лепки, стеки.
Подготовленная
картинка, цветной
пластилин, влажные
салфетки, доска для
лепки, стеки.
Подготовленная
пластиковая
картинка, трафарет,
цветной
картон,
цветной пластилин,
влажные салфетки,
доска для лепки,
стеки.
Черный
картон,
круги-трафареты,
цветной
пластилин,
линейка, влажные

26

27

28

Весна
пришла. Закреплять
приём
размазывания
Яблоня цветет.
пластилина подушечками пальцев по
листу бумаги.
Закреплять умение работать тонкой
палочкой или стекой, оставляя ровные
края.

День
победы. Закреплять умение раскатывать
Символы праздника.
комочки пластилина круговыми
движениями ладоней.
Закреплять умение прикреплять
готовую форму на поверхность
путём
равномерного
расплющивания на поверхности
основы.
Закреплять
приём
сворачивания
длинной колбаски по спирали.
Закреплять умение раскатывать
пластилин пальцами обеих рук на
поверхности стола для придания
предмету необходимой длины.
Итоговое
Закрепляем
приём размазывание
занятие Весна
пластилина подушечками пальцев по
пришла.
листу бумаги.
Ветка сирени.
Закреплять умение работать тонкой
палочкой или стекой, оставляя ровные
края.

салфетки, доска
для
лепки,
стеки,
бросовый материал.
Белый
картон,
цветной
пластилин,
восковые мелки,
простой
карандаш,
влажные
салфетки, доска
для лепки,
стеки.
Белый
картон,
цветной пластилин,
линейка,
влажные
салфетки, доска для
лепки, стеки.

Белый
картон,
восковые мелки,
цветной
пластилин,
простой карандаш,
влажные салфетки,
доска для лепки,
стеки.

Методические и оценочные материалы
Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на
занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при
помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:
 игра, которая является основным видом деятельности детей;
 сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и
приглашает ребенка отправиться в путешествие;



просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно
почувствовать себя значимыми;
 музыкальное сопровождение и т.д.
Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и
показывать приемы изображения.
Анализируя детский рисунок, педагог оценивает характеры героев, использование
специфики таких изобразительных средств, как точка, линия и штрих, и делает вывод о
том, насколько творчески ребенок подошел к заданию, по силам ли оно ему.
Способами контроля над успешностью реализации программы, являются
контрольные занятия, на которых обучающиеся выполняют задания, согласно
пройденным темам и получают оценку: «высокий уровень», «средний уровень», «низкий
уровень».
«Высокий уровень» определяется при исчерпывающем выполнении поставленной
задачи, за безупречное исполнение задания, в том случае, если задание исполнено ярко и
выразительно, убедительно и законченно по форме. Выявлено свободное владение
материалом, объём знаний соответствует программным требованиям.
«Средний уровень» определяется при достаточно полном выполнении поставленной
задачи (в целом), за хорошее исполнение задания, том случае, когда обучающимся
демонстрируется достаточное понимание материала, проявлено индивидуальное
отношение, однако допущены небольшие неточности. Допускаются небольшие
погрешности, не разрушающие целостность выполненного задания. Дошкольник в целом
обнаружил понимание материала.
«Низкий уровень» определяется при демонстрировании достаточного минимума в
исполнении поставленной задачи, когда дошкольник демонстрирует ограниченность
своих возможностей, неяркое, необразное исполнение элементов задания. Требования
выполнены с большими неточностями и ошибками. Выявлен неполный объём знаний,
пробелы в усвоении отдельных тем.
Оценка результатов детской деятельности (диагностика) проводится два раза в год: в
начале и в конце обучения (октябрь / апрель).
Основные методы – наблюдение и оценка детских работ.
Итогом реализации программы является выставка детских работ в конце учебного
года. Подробно анализируются достижения каждого ребёнка с пожеланием дальнейших
успехов в творчестве.
Информационные источники
1. Астраханцева С.В. Методические основы преподавания декоративно –
прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю.
Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д:
Феникс, 2006. – 347 с.
2. Блонский, П.П. Психология младшего школьника. / П. П. Блонский., Воронеж:
НПО «Модек», 1997.
3. Горичева В.С. , Нагибина М.И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега,
пластилина» - Ярославль: «Академия развития», 1998г.
4. Давыдова Г.Н. «Пластилинография» - 1,2. – М.: Издательство «Скрипторий 2003г»,
2006.

5. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. – М.:
Издательство «Скрипторий», 2007.
6. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн» Пластилинография. 2008, 80 стр..
7. Давыдова Г.Н. Пластилинография. Цветочные мотивы. Издательство «Скриптория2003» 2011, 72 стр..
8. Иванова М. Лепим из пластилина. Издательство АСТ-ПРЕСС КНИГА. 2007
9. Кард В., Петров С. «Сказки из пластилина» - ЗАО «Валери СПб», 1997 – 160 с.»)
(Серия «Учить и воспитывать, развлекая)
10. Лебедева Е. Г. «Простые поделки из бумаги и пластилина». Издательство: Айриспресс. 2008
11. Лыкова И.А. «Лепим игрушки: Лепка из пластилина. Мастерилка». Издательство:
Мир книги. 2008
12. Лыкова И.А. Я Будущий скульптор. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги»,
2008г. – 48 с. – илл.
13. Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев. — М.: АСТ СПб: Сова, 2006
14. Р.Орен. Лепка из пластилина: развиваем моторику рук. Издательство Махаон. 2010
15. Паньшина И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 1975. - 112с., ил.
16. Рузина М.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр.- СПб.: КРИСТАЛЛ, 1997
17. Румянцева, Е.А Простые поделки из пластилина. Серия: "Внимание: дети!" 2009
18. Стародуб К.И.,Ткаченко Т.Б. Пластилин. Издательство Феникс. 2003
19. Ткаченко Т.Б., Стародуб К.И. Лепим из пластилина. Ростов-на-дону: Издательство
«Феникс», 2003
20. Узорова О. В., Нефедова Е.А. Физкультурные минутки. М.: Астрель-АСТ-Ермак,
2004
21. Шкицкая, И. О. Пластилиновые картины. Издательство Феникс. 2009
22. Чернова Е.В. Пластилиновые картины/Е. В. Чернова – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. –
48с. – (Город мастеров).
23. Сафонова Е. Ю. Вместе с детьми - по ступенькам творческого роста [Текст] / Е. Ю.
Сафонова // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С. 36-49.
24. Чернова Е.В. Пластилиновые картины/Е. В. Чернова – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. –
48с. – (Город мастеров).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».