Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 47
Приморского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТО
Педагогическим советом
ГБДОУ детского сада № 47
Приморского района Санкт-Петербурга
(протокол от 29.08.2025 № 1)
УТВЕРЖДЕНО
Приказом заведующего
ГБДОУ детского сада № 47
Приморского района Санкт-Петербурга
от 01.09.2025г. № 324
_____________________О.В.Викторова
Дополнительная образовательная
общеразвивающая программа
«Футболята»
Срок освоения: 1 год
Возраст обучающихся: 5 – 7 лет
Разработчик:
Тайсумова Виктория Ломалиевна,
педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
2025
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Футболята»
составлена в соответствии с:
Законом «Об образовании в Российсской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
Распоряжением Правительства Санкт-Петербурга Комитета по образованию от
25.08.2022 № 1676-р «Об утверждении критериев оценки качества дополнительных
общеразвивающих программ, реализуемых организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, и индивидуальными предпринимателями СанктПетербурга»;
Гигиеническими нормативами и требованиями к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания» (Постановление Главного
государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении
санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21);
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи; санитарные правила СП
2.4.3648-20.
Направленность: физкультурно-спортивная.
Актуальность реализации
Актуальность занятий футболом для детей 5 – 7 лет сегодня очень высока. Она
выходит далеко за рамки простого «приучения к спорту». В этом возрасте закладывается
фундамент всего будущего развития ребенка, и футбол становится отличным инструментом
для этого.
Вот ключевые аспекты актуальности:
1. физическое развитие:
развитие координации и ловкости: ребенок учится управлять своим телом (бежать,
одновременно ведя мяч ногой, избегать столкновений); это сложнейший навык для
мозга и тела;
укрепление опорно-двигательного аппарата: бег, прыжки, приседания укрепляют
мышцы ног, корпуса и спины, формируют правильную осанку;
развитие скоростно-силовых качеств: ребенок учится бегать с разной скоростью,
толкать мяч с разной силой, что развивает его мышечную систему;
улучшение работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем: регулярные
активные тренировки — это отличная кардионагрузка;
2. психоэмоциональное и социальное развитие:
социализация: дети учатся взаимодействовать в команде, понимать понятия
«вместе», «партнер», ждать своей очереди, следовать общим правилам;
дисциплина и умение слушать: тренировка проходит под руководством тренера,
ребенок учится концентрироваться на заданиях, слушать инструкции и выполнять
их;
развитие волевых качеств: ребенок сталкивается с первыми трудностями (мяч не
слушается, не получилось забить гол) и учится их преодолевать, а не бросать,
формируются целеустремленность и настойчивость;
эмоциональная разрядка: бег и игры с мячом — это легальный и полезный способ
выплеснуть накопившуюся энергию и эмоции, для гиперактивных детей это
особенно актуально;
повышение самооценки: когда получается выполнить упражнение или забить гол,
ребенок испытывает радость и гордость, что очень важно для формирования
уверенности в себе;
3. интеллектуальное развитие:
развитие мышления и тактильного восприятия: ребенок учится просчитывать
траекторию мяча, силу удара, расстояние до партнера, это основы
пространственного и тактического мышления;
улучшение когнитивных функций: игра в футбол требует постоянного внимания,
быстрой реакции и принятия решений («бежать самому или отдать пасс?»).
Таким образом, актуальность занятий футболом для детей 5-7 лет заключается в
комплексном и гармоничном развитии ребенка через игру. Это инвестиция в его здоровье,
коммуникативные навыки и характер, что является прекрасным стартом для будущей
успешной жизни, независимо от того, станет ли футбол его профессией или просто
любимым хобби.
Отличительны особенности (новизна)
Игровая методика вместо муштры: монотонные повторения упражнений (например,
«пробеги вокруг поля», «попади мячом 20 раз в стену») быстро надоедают детям, поэтому
вся тренировка строится на играх. Дети не чувствуют, что их чему-то учат, они просто
играют, и навыки развиваются естественно.
Акцент на всестороннее развитие, а не на футбольную технику. Главная цель — не
вырастить звезду футбола, а развить базовые физические качества (координацию, ловкость,
быстроту, равновесие) и социальные навыки. Программа может включать упражнения на
гимнастических мячах, полосы препятствий, задания с другим инвентарем (кегли, цветные
фишки), что делает ее не просто футбольной, а программой общей физической подготовки
с футбольным уклоном.
Индивидуализированный и психологически комфортный подход: тренер выступает в
роли доброго наставника. Он понимает, что дети в 5-7 лет имеют разный темперамент и
уровень подготовки, поэтому поощряет любые попытки, а не только успех. На занятиях
создается атмосфера, где ошибка — это нормально, что критически важно для
формирования любви к спорту, а не страха перед ним.
Современный инвентарь и оборудование: легкие и мягкие мячи 2-3 номера, яркие
цветные фишки, мини-ворота, безопасные полосы препятствий, тактильные круги. Это не
только безопасно, но и повышает мотивацию малышей.
Структура тренировки ориентирована на детскую психологию: она строится по
принципу «эмоциональной кривой»: яркая, веселая разминка-игра для мгновенного
вовлечения, 2-3 разные игровые станции, где дети переходят от одной к другой, что не дает
им заскучать, самая веселая и понятная командная игра или эстафета, которая оставляет у
ребенка яркое положительное впечатление и желание прийти снова.
Интеграция элементов ментальной подготовки: программа включают в себя
короткие «ритуалы» в начале и в конце тренировки (приветственный круг, «крик команды»,
ритуал прощания с мячом), которые воспитывают уважение к партнерам, тренеру и
инвентарю. Это формирует спортивную культуру с самого детства.
Новизна современной программы для детей 5-7 лет заключается в том, что это не
ранняя спортивная специализация, а грамотно выстроенная развивающая среда через
футбол.
Адресат: программа предназначена для детей 5 – 7 лет, независимо от их гендерной
принадлежности и возможностей.
Уровень освоения: общекультурный.
Объем и срок освоения: общее количество учебных часов в год – 56, лет – 1.
Цель программы: сформировать осознанный интерес к футболу и заложить
фундамент спортивного мастерства через комплексное развитие технических навыков,
тактического мышления и физических качеств у детей 5-7 лет.
Задачи
1. Технические:
обучить уверенному контролю мяча: ведение обеими ногами, обводка стоек, финты;
сформировать навыки точных коротких и средних передач внутренней и внешней
частью стопы;
обучить основам ударов по воротам с разных дистанций и положений (с места, в
движении);
научить приему и остановке мяча различными частями тела (стопой, бедром).
2. Тактические:
сформировать понимание игровых принципов: позирование, взаимодействие в парах
и тройках;
обучить простейшим тактическим схемам в атаке и защите (передачи "в стенку",
"скрещивание");
научить основам игрового мышления: выбор оптимального решения (пас, обводка,
удар);
познакомить с правилами футбола и функциями игровых амплуа.
3. Физические:
развивать координационные способности и ловкость через специализированные
упражнения;
повысить уровень общей выносливости и скоростно-силовых качеств;
совершенствовать быстроту реакции и стартовой скорости;
сформировать основы гибкости и мышечного корсета для профилактики травм.
4. Воспитательно-личностные:
воспитать спортивный характер: волю к победе, устойчивость к неудачам,
дисциплину;
развивать коммуникативные навыки и способность работать в команде;
сформировать понимание ценности здорового образа жизни и регулярных занятий
спортом;
привить уважение к партнерам, соперникам, тренеру и правилам игры.
5. Оздоровительные:
способствовать укреплению опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой
системы;
сформировать правильную осанку и технику движений для безопасных занятий
спортом;
обучить основам спортивной гигиены и самоконтроля.
Данная система задач обеспечивает плавный переход от общей физподготовки к
начальной спортивной специализации, готовя детей к дальнейшим занятиям в футбольных
академиях и спортивных школах.
Планируемые результаты освоения Программы
К концу учебного курса дети будут уметь:
выполнять ведение мяча обеими ногами на скорости, не теряя контроль, не менее 1520 метров;
делать простые финты (например, обманное движение корпусом) в игровых
условиях;
выполнять точные короткие передачи (до 7-8 метров) партнеру внутренней и
внешней частью стопы в движении и с места (успешность ≥70%);
наносить удары по воротам с разбега с правильной техникой, попадая в створ ворот
с 10-12 метров;
выполнять удары с лета после отскока мяча;
контролировать и останавливать катящийся и летящий мяч подошвой, внутренней
стороной стопы;
знать и применять в игре основные правила; понимать концепцию «свой-чужой»,
«атака-защита»;
осознанно выполнять простейшие комбинации: «открыться» под пас, сделать
передачу «в ноги» и «на ход», играть «в стенку»;
анимать правильную позицию в атаке (ширина и глубина) и в защите (базовое
расположение между соперником и своими воротами);
в условиях 1v1, 2v2 делать осознанный выбор между обводкой, пасом или ударом
по воротам;
уверенно выполнять упражнения на координационной лестнице;
пробегать полосу препятствий с мячом без ошибок;
показывать стабильный результат в челночном беге 3x10 м;
обладать хорошей стартовой скоростью на первых 5-10 метрах;
поддерживать высокую игровую активность в течение всей игры (2 тайма по 10-12
минут);
демонстрировать хорошую подвижность в тазобедренных и голеностопных
суставах;
выполнять базовые силовые упражнения (приседания, отжимания) с правильной
техникой;
проявлять уважение к партнерам, соперникам и тренеру;
понимать важность командной работы для достижения результата;
стремиться к победе, но достойно принимать поражения;
проявлять настойчивость при выполнении сложных упражнений;
соблюдать правила на тренировках и во время игр;
слушать и выполнять указания тренера;
следить за своим инвентарем, участвовать в подготовке и уборке спортивного
снаряжения;
сформированы основы правильной осанки и техники бега;
знать и применять базовые правила разминки и заминки для профилактики травм;
понимать важность разминки, гидратации и правильного дыхания во время
нагрузки.
Организационно-педагогические условия реализации
Язык реализации: государственный язык Российской Федерации – русский.
Форма обучения: очная.
Особенности реализации
Условия набора и формирования групп
Принимаются все желающие в возрасте 5 – 7 лет, годные по состоянию здоровья.
Списочный состав формируется с учетом вида деятельности и возможностями помещения.
Занятия проводятся с группами детей, количество которых составляет не более 12 человек.
Программа обусловлена возрастом воспитанников и не предъявляет требований к
содержанию и объему стартовых знаний к уровню развития ребенка.
Формы организации и проведения занятий
1. Групповая форма:
фронтальная: вся группа выполняет одинаковые задания одновременно под
руководством тренера (разминка, обучение базовым техническим элементам,
общеразвивающие упражнения);
групповая: деление на подгруппы для работы над разными заданиями (работа в
парах (отработка передач), работа в тройках (тактические комбинации), минигруппы по 3-4 человека);
индивидуальная: каждый ребенок выполняет персональное задание с последующей
обратной связью (отработка сложных элементов, коррекция техники, персональные
челленджи);
поточная: дети выполняют задания друг за другом, перемещаясь по станциям
(круговая тренировка, эстафеты, полосы препятствий).
2. Игровая форма: все обучение проходит через систему игр и игровых упражнений
(Сюжетные игры («Футбольные снайперы», «Защита крепости»), подвижные игры с
футбольными элементами, соревновательные игры между группами).
3. Станционная (круговая): зал делится на несколько "станций" с разными заданиями
(4-6 станций с разной направленностью, ротация каждые 5-7 минут, сочетание
технических и физических упражнений).
4. Соревновательная: акцент на соревновательный элемент с измеримым результатом
(эстафеты с элементами футбола, контрольные нормативы, мини-турниры внутри
группы).
5. Тренировочная: структурированное занятие по классической схеме (четкое деление
на части, прогрессия от простого к сложному, регулярный контроль освоения
навыков).
Типовая структура проведения занятия
1. Организационный момент:
построение, приветствие;
объявление темы и задач занятия;
мотивационная установка.
2. Подготовительная часть (специализированная разминка с мячом):
беговые упражнения;
общеразвивающие упражнения;
упражнения на координацию с мячом.
3. Основная часть:
отработка технического элемента:
- показ и объяснение тренера;
- выполнение упражнения;
- коррекция ошибок;
применение в игровой/соревновательной форме:
- эстафеты;
- игровые упражнения;
- мини-игры;
4. Заключительная часть:
подвижная игра низкой интенсивности;
упражнения на растяжку и расслабление;
подведение итогов, рефлексия;
организованное окончание занятия.
Особенности организации учебного процесса
1. Принцип вариативности:
чередование разных форм в рамках одного занятия;
регулярная смена видов деятельности (каждые 10-12 минут);
сочетание индивидуальной, групповой и командной работы.
2. Принцип дифференциации:
индивидуальные задания разной сложности;
учет физических и технических возможностей каждого ребенка;
персональные цели для детей с разным уровнем подготовки.
3. Принцип наглядности:
демонстрация упражнений тренером;
использование видеоматериалов;
тактические схемы на доске или на поле.
4. Принцип обратной связи:
мгновенная коррекция технических ошибок;
регулярный анализ прогресса;
совместное обсуждение результатов с детьми.
Данные формы организации позволяют поддерживать высокий уровень мотивации,
обеспечивают разностороннее развитие юных футболистов и создают прочную основу для
дальнейшего спортивного совершенствования.
Используемые методы
1. Наглядные:
прямой показ: тренер демонстрирует технический элемент в идеальном исполнении
(показ удара по мяу с детальным объяснением, демонстрация финтов и обманных
движений);
целостный показ: демонстрация технического приема в полном объеме (показ
ведения мяча с обводкой соперника, демонстрация удара по воротам с разбега);
расчлененный показ: показ приема по частям с остановками на ключевых моментах
(изучение удара: разбег, замах, удар, проведение);
2.
3.
4.
5.
зрительные ориентиры: использование маркеров, фишек, цветных линий (обводка
разноцветных конусов, точность передач в цветные ворота);
видеодемонстрация: просмотр и анализ видеозаписей (анализ техники
профессиональных футболистов, разбор собственных выполненных элементов).
Словесные:
объяснение: доступное изложение техники выполнения элементов (объяснение
постановки опорной ноги при ударе, объяснение тактических схем в игре);
описание: подробная характеристика технического приема (описание траектории
полета мяча при разных ударах, описание перемещений игроков в атаке);
беседа: диалог с детьми для активации мышления (обсуждение тактических
вариантов в игровой ситуации, анализ успешных и неудачных действий);
указания: корректирующие команды во время выполнения упражнений («Сильнее
оттолкнись», «Смотри на мяч», «Откройся для паса», «Играй вперед» и т.д.);
анализ и разбор: совместный разбор выполненных действий (анализ сыгранной
комбинации, разбор ошибок в технических элементах).
Практические:
метод упражнений: многократное повторение технических элементов (серии ударов
по воротам с разных позиций, повторение ведения мяча между стойками);
игровой: отработка навыков в игровых условиях (игры 2×2, 3×3 на маленькие
ворота, эстафеты с футбольными элементами);
соревновательный: выполнение заданий в условиях соревнования (конкурс на
точность передач, соревнования по обводке стоек на время);
метод круговой тренировки: последовательное выполнение упражнений на станциях
(например, станция 1 – ведение, станция 2 – удары, станция 3 – передачи);
метод вариативных упражнений: выполнение заданий в изменяющихся условиях
(прием мяча с разных траекторий, удары по воротам в движении).
Инновационные:
метод проблемного обучения: создание ситуаций, требующих самостоятельного
решения (игровые ситуации "3×2" в атаке, задачи по выбору оптимального
решения);
метод моделирования: создание упрощенных игровых моделей (моделирование
стандартных положений, создание тактических схем на макете);
метод проектов: длительная работа над техническим элементом («Освоение финта
за 4 недели», «Стать точным снайпером» и т.д.);
дифференцированный подход: индивидуализация заданий по уровню подготовки
(разные по сложности упражнения, персональные нормативы).
Методы контроля и коррекции:
текущий контроль: непрерывное наблюдение за выполнением упражнений
(коррекция техники в реальном времени, мгновенная обратная связь);
периодический контроль: регулярная проверка освоения материала (контрольные
упражнения, технические тесты);
самоконтроль: обучение детей самоанализу (видеозапись и последующий
самоанализ, ведение дневника успехов);
взаимоконтроль: оценка действий партнеров.
Материально-техническое оснащение
1. Основное оборудование и инвентарь:
мячи:
- футбольные мячи 3-го размера: легкие, мягкие, из искусственной кожи или
качественной резины; по одному мячу на каждого ребенка;
- мячи-фитболы (большие гимнастические мячи): для общеразвивающих упражнений
и игр;
- другие мячи: яркие мячи разных размеров и фактур (для развития моторики и в
играх);
ворота:
- переносные мини-ворота: легкие, пластиковые или алюминиевые размером
примерно 1,2-1,5 м в ширину и 0,9-1 м в высоту;
- складные ворота-сетки: для удобства хранения;
оборудование для организации пространства и упражнений:
- разметочные фишки (конусы): большое количество (30-50 шт.) пластиковых, ярких,
невысоких конусов;
- тренировочные стойки (следы) и полусферы (кочки): для обводки, змейки;
- разметочные диски (плоские фишки): для обозначения точек старта, зон и т.д.;
- гимнастические обручи: для игр («домики для мяча», цели);
- цветные ленточки/флажки: для деления на команды, игр («салки с хвостиками»);
- скакалки, гимнастические палки;
оборудование для полосы препятствий:
- туннели (матерчатые или пластиковые): для проползания;
- невысокие барьеры (10-15 см): для перешагивания или перепрыгивания;
- балансировочные дорожки/доски/кочки.
2. Вспомогательное и специализированное оборудование:
насос для мячей + запасные иглы;
контейнеры/тележки для хранения и транспортировки инвентаря: чтобы приучить
детей к порядку и упростить логистику;
тактильные дорожки: для массажа стоп и профилактики плоскостопия.
3. Оборудование для тренера:
свисток или ручной мегафон;
секундомер;
планшет/папка с конспектами занятий;
блокнот для заметок по каждому ребенку.
4. Средства мотивации и поощрения:
наклейки, штампы с героями, флажки;
кубок/медали для финальных эстафет.
5. Спортивная форма и гигиена:
футболки одного цвета для командных игр;
аптечка первой помощи.
6. Требования к спортивному залу/площадке:
безопасное покрытие: мягкое искусственное газон, резиновое покрытие или
ковровое покрытие в зале; отсутствие твердых и опасных предметов в зоне
проведения занятий;
необходимая площадь: из расчета не менее 8-10 м² на одного ребенка для
обеспечения безопасности и свободы движений;
хорошее освещение и проветривание;
температурный режим: соответствующий санитарным нормам для занятий
физкультурой с детьми данного возраста.
Главный
принцип: инвентаря
должно
быть много,
он
должен
быть безопасным и привлекательным. Очередь из пяти детей к одним воротам убивает весь
интерес и динамику занятия.
Кадровое обеспечение
Реализацию программы осуществляет педагог дополнительного образования.
Учебный план
№
п/п
Количество часов
Название раздела, тема
Всего
Теория* Практика
Форма
аттестации/кон
троля
Техническая подготовка
1
«Контроль мяча»
4
-
4
2
«Точность передач»
4
-
4
3
«Сила удара»
4
-
4
4
«Игровые приемы»
4
-
4
5
«Технический экзамен»
2
-
2
Челлендж:
удержание мяча
в движении 30
сек
70%
точных
передач в парах
на 5м
Удар
на
дальность
с
сохранением
точности
Выполнение 3+
финтов
в
игровой
ситуации
Выполнение
комбинации из 4
элементов
Тактическая подготовка
6
«Позиционная игра»
4
-
4
7
«Командные взаимодействия»
4
-
4
Правильный
выбор позиции в
60% случаев
Успешные
комбинации
2×1, 3×2
8
«Стандарты»
4
-
4
9
«Игровое мышление»
4
-
4
Реализация 50%
стандартных
положений
Анализ игровых
ситуаций
Физическая подготовка
10
«Скорость и координация»
4
-
4
11
«Ловкость и гибкость»
4
-
4
12
«Выносливость»
4
-
4
Улучшение
времени на 15%
в тестах
Выполнение
нормативов
ГТО
Бег 300м без
остановки
Соревновательная практика
13
«Товарищеские матчи»
4
-
4
14
«Тактические задачи»
3
-
3
15
«Финальный турнир»
3
-
3
Применение
навыков в игре
Решение
70%
игровых
ситуаций
Место
в
турнирной
таблице
56
56
ИТОГО:
*Теория интегрирована в практику через объяснения тренера.
Год
обучения
1
Дата
начала
занятий
06.10
2025
Календарный учебный график
Количест Количест
Дата
Количест
во
во
Количест
окончани
во часов
учебных учебных во часов
я занятий
в неделю
недель
дней
30.04
28
56
56
2
2026
*1 академический час = 30 мин в соответствии с возрастом детей
Режим
занятий
2 раза в
неделю
по 1 часу
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 47
Приморского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТО
Педагогическим советом
ГБДОУ детского сада № 47
Приморского района Санкт-Петербурга
(протокол от 29.08.2025 № 1)
УТВЕРЖДЕНО
Приказом заведующего
ГБДОУ детского сада № 47
Приморского района Санкт-Петербурга
от 01.09.2025г. № 324
_____________________О.В.Викторова
Рабочая программа
к дополнительной образовательной
общеразвивающей программе
«Футболята»
Срок освоения: 1 год
Возраст обучающихся: 5 – 7 лет
Разработчик:
Тайсумова Виктория Ломалиевна,
педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
2025
Цель программы: сформировать осознанный интерес к футболу и заложить
фундамент спортивного мастерства через комплексное развитие технических навыков,
тактического мышления и физических качеств у детей 5-7 лет.
Задачи
6. Технические:
обучить уверенному контролю мяча: ведение обеими ногами, обводка стоек, финты;
сформировать навыки точных коротких и средних передач внутренней и внешней
частью стопы;
обучить основам ударов по воротам с разных дистанций и положений (с места, в
движении);
научить приему и остановке мяча различными частями тела (стопой, бедром).
7. Тактические:
сформировать понимание игровых принципов: позирование, взаимодействие в парах
и тройках;
обучить простейшим тактическим схемам в атаке и защите (передачи "в стенку",
"скрещивание");
научить основам игрового мышления: выбор оптимального решения (пас, обводка,
удар);
познакомить с правилами футбола и функциями игровых амплуа.
8. Физические:
развивать координационные способности и ловкость через специализированные
упражнения;
повысить уровень общей выносливости и скоростно-силовых качеств;
совершенствовать быстроту реакции и стартовой скорости;
сформировать основы гибкости и мышечного корсета для профилактики травм.
9. Воспитательно-личностные:
воспитать спортивный характер: волю к победе, устойчивость к неудачам,
дисциплину;
развивать коммуникативные навыки и способность работать в команде;
сформировать понимание ценности здорового образа жизни и регулярных занятий
спортом;
привить уважение к партнерам, соперникам, тренеру и правилам игры.
10. Оздоровительные:
способствовать укреплению опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой
системы;
сформировать правильную осанку и технику движений для безопасных занятий
спортом;
обучить основам спортивной гигиены и самоконтроля.
Данная система задач обеспечивает плавный переход от общей физподготовки к
начальной спортивной специализации, готовя детей к дальнейшим занятиям в футбольных
академиях и спортивных школах.
Планируемые результаты освоения Программы
К концу учебного курса дети будут уметь:
выполнять ведение мяча обеими ногами на скорости, не теряя контроль, не менее 1520 метров;
делать простые финты (например, обманное движение корпусом) в игровых
условиях;
выполнять точные короткие передачи (до 7-8 метров) партнеру внутренней и
внешней частью стопы в движении и с места (успешность ≥70%);
наносить удары по воротам с разбега с правильной техникой, попадая в створ ворот
с 10-12 метров;
выполнять удары с лета после отскока мяча;
контролировать и останавливать катящийся и летящий мяч подошвой, внутренней
стороной стопы;
знать и применять в игре основные правила; понимать концепцию «свой-чужой»,
«атака-защита»;
осознанно выполнять простейшие комбинации: «открыться» под пас, сделать
передачу «в ноги» и «на ход», играть «в стенку»;
анимать правильную позицию в атаке (ширина и глубина) и в защите (базовое
расположение между соперником и своими воротами);
в условиях 1v1, 2v2 делать осознанный выбор между обводкой, пасом или ударом
по воротам;
уверенно выполнять упражнения на координационной лестнице;
пробегать полосу препятствий с мячом без ошибок;
показывать стабильный результат в челночном беге 3x10 м;
обладать хорошей стартовой скоростью на первых 5-10 метрах;
поддерживать высокую игровую активность в течение всей игры (2 тайма по 10-12
минут);
демонстрировать хорошую подвижность в тазобедренных и голеностопных
суставах;
выполнять базовые силовые упражнения (приседания, отжимания) с правильной
техникой;
проявлять уважение к партнерам, соперникам и тренеру;
понимать важность командной работы для достижения результата;
стремиться к победе, но достойно принимать поражения;
проявлять настойчивость при выполнении сложных упражнений;
соблюдать правила на тренировках и во время игр;
слушать и выполнять указания тренера;
следить за своим инвентарем, участвовать в подготовке и уборке спортивного
снаряжения;
сформированы основы правильной осанки и техники бега;
знать и применять базовые правила разминки и заминки для профилактики травм;
понимать важность разминки, гидратации и правильного дыхания во время
нагрузки.
Содержание работы
Календарно – тематическое планирование и содержание обучения
№
Тема
п/п
Техническая подготовка
«Контроль
мяча»
1
2
«Точность
передач»
3
«Сила удара»
4
«Игровые
приемы»
5
«Технический
экзамен»
Программное содержание
Ведение разными частями
стопы; финты; работа с мячом
в ограниченном пространстве.
Короткие и средние передачи;
пасы в движении; прием мяча
разными способами.
Удары разными частями
стопы; удары с лета;
прицельные удары.
Обманные движения; финты с
мячом; игра 1×1, 2×2.
Комплексное выполнение
технических элементов;
эстафеты с элементами
техники.
Тактическая подготовка
«Позиционная
Основы расстановки; роли в
6
игра»
команде; перестроения.
Групповые взаимодействия;
«Командные
7
комбинации; создание
взаимодействия»
моментов.
Угловые, штрафные, аут;
8
«Стандарты»
тактические схемы.
«Игровое
Тактический анализ; решение
9
мышление»
игровых задач; стратегия
Физическая подготовка
Скоростные качества;
«Скорость и
координационные
10
координация»
упражнения; быстрота
реакции.
Акробатические элементы;
«Ловкость и
11
гимнастические упражнения;
гибкость»
растяжка.
Круговая тренировка;
12
«Выносливость» интервальный бег; игровая
выносливость.
Соревновательная практика
Игровая практика; анализ
«Товарищеские
13
ошибок; корректировка
матчи»
техники.
Оборудование
Мячи №3, конусы, фишки,
тренировочные лестницы.
Мячи, цветные жилеты,
переносные ворота.
Мишени, измерительная
лента, ворота 3×2 м.
Конусы, фишки.
Весь арсенал оборудования.
Тактическая доска, цветные
жилеты, конусы.
Ворота, мячи.
Мячи, тренировочная
стенка, ворота.
Тактические карточки.
Секундомер,
координационная лестница,
барьеры.
Гимнастические маты,
скакалки, обручи.
Пульсометры, таймеры.
Судейские свистки,
протоколы матчей.
14
«Тактические
задачи»
15
«Финальный
турнир»
Специальные игровые
упражнения; тактические
схемы под соперника.
Турнирные игры;
награждение.
Тактические планшеты,
маркеры.
Кубки, медали, дипломы.
Методические и оценочные материалы:
наблюдение за активностью на каждом занятии;
выполнение контрольных упражнений;
анализ участия в играх и эстафетах;
Фиксация динамики развития навыков
Критерии оценки:
технические навыки - владение мячом, точность ударов;
физическое развитие - координация, скорость, ловкость;
социальные навыки - работа в команде, соблюдение правил;
мотивация - интерес к занятиям, стремление к улучшению;
Форма отчетности:
журнал наблюдений;
портфолио достижений каждого ребенка.
Поощрительная система:
наклейки за старание на каждом занятии;
медали за прохождение блоков;
грамоты всем участникам финального турнира.
Такой подход позволяет объективно оценивать прогресс каждого ребенка и
поддерживать высокую мотивацию на протяжении всего курса обучения.
Информационные источники
1. Годик М.А., Мосягин С.М., Швыков И.А., Котенко Н.В. Поурочная программа
подготовки юных футболистов 6-9 лет. –РФС, 2012.
2. Андреев С.Н. Футбол в школе. – М., ФиС, 1986.
3. Футбол. Поурочная программа для учебнотренировочных групп 1-го и 2-го годов
обучения ДЮСШ и СДЮШОР. – М., 1986.
4. Вайн Хорст. Как научиться играть в футбол. – М., Терра Спорт, Олимпия Пресс,
2004.
5. Яковлев В. Игры для детей. – М., ФиС, 1975.
6. Зеленцов А.М., Лобановский В.В. ,Коуэрвер В., Ткачук В.Г. Уроки футбола. – Киев,
УСХА, 1986. 6 Лапшин О., Восилюс А., Янчаускас. Подготовка юных футболистов.
– Вильнюс, 1987.