Программа художественной направленности по развитию творческих через театрализованную деятельность для детей 5-7 лет Лукоморье

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 47
Приморского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТО
Педагогическим советом
ГБДОУ детского сада № 47
Приморского района Санкт-Петербурга
(протокол от 29.08.2025 № 1)

УТВЕРЖДЕНО
Приказом заведующего
ГБДОУ детского сада № 47
Приморского района Санкт-Петербурга
от 01.09.2025г. № 324
_____________________О.В.Викторова

Дополнительная образовательная
общеразвивающая программа
«Лукоморье»

Срок освоения: 1 год
Возраст обучающихся: 5 – 7 лет

Разработчик:
Грехнина Анастасия Владимировна,
педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург
2025

Пояснительная записка
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Лукоморье»
составлена в соответствии с:
 Законом «Об образовании в Российсской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
 Распоряжением Правительства Санкт-Петербурга Комитета по образованию от
25.08.2022 № 1676-р «Об утверждении критериев оценки качества дополнительных
общеразвивающих программ, реализуемых организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, и индивидуальными предпринимателями СанктПетербурга»;
 Гигиеническими нормативами и требованиями к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания» (Постановление Главного
государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении
санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21);
 Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи; санитарные правила СП
2.4.3648-20.
Направленность: художественная.
Актуальность реализации
Программа театральной студии для детей старшего дошкольного возраста является не
просто логичным продолжением, а качественно новым этапом, отвечающим ключевым
вызовам развития ребенка на пороге школы.
1. Актуальность как инструмент подготовки к школе:
 развитие регуляторных функций (произвольности): в 5-7 лет формируется
способность управлять своим поведением, вниманием, памятью; театральная
деятельность, требующая следования сценарию, запоминания реплик, ожидания
своего выхода, является мощнейшим тренажером произвольности, без которой
успешное школьное обучение невозможно;
 совершенствование коммуникативной компетенции: умение четко излагать мысли,
аргументировать свою позицию, работать в команде над общим проектом
(спектаклем) и грамотно выстраивать диалог становится критически важным для
адаптации в новом коллективе и учебной деятельности;
 преодоление страха публичных выступлений: школа постоянно требует ответов у
доски, презентаций своих работ; театральная студия создает безопасную среду для
преодоления застенчивости и формирования уверенности перед аудиторией.
2. Актуальность с точки зрения возрастной психологии:
 пик развития сюжетно-ролевой игры: игра усложняется, появляются правила,
длительные сюжеты; театр становится высшей формой такой игры, превращаясь в
режиссерскую и коллективную драматизацию, где ребенок не просто подражает, а
осмысленно творит и управляет сюжетом;
 «пробуждение» социального интеллекта: дети начинают понимать сложные
социальные роли, отношения, мотивы поступков; через проживание драматических
конфликтов и характеров они глубже познают мир человеческих эмоций и
отношений, развивая эмпатию и эмоциональный интеллект;
 кризис 7 лет и потребность в самопрезентации: в этом возрасте возникает острая
потребность в признании своих достижений, в занятии новой, более «взрослой»

социальной позиции; сцена и успех в спектакле дают ребенку легальный и яркий
способ самореализации и подтверждения своей значимости.
3. Актуальность как средство комплексного развития:
 развитие креативного и критического мышления: дети не просто исполняют роли, а
участвуют в обсуждении характеров героев, предлагают свои трактовки, учатся
анализировать истоки их поступков, находить нестандартные решения сценических
задач;
 совершенствование речи до уровня осознанного инструмента: работа над ролью
включает в себя работу над орфоэпией, логическими ударениями, темпом, ритмом и
богатством интонационного рисунка, что напрямую влияет на технику чтения и
культуру речи будущего школьника;
 формирование первоначальных культурных компетенций: программа знакомит не
только с видами театра, но и с основами драматургии, работой режиссера,
сценографа, что закладывает фундамент для осознанного восприятия искусства в
будущем.
Таким образом, актуальность программы для старшей и подготовительной групп
заключается в ее уникальной способности решать комплекс задач предшкольной
подготовки через призму творчества и игры. Она целенаправленно развивает именно те
«мягкие навыки» (soft skills) — коммуникацию, креативность, критическое мышление,
саморегуляцию и коллаборацию, — дефицит которых остро ощущается в современной
системе образования. Это не просто кружок, а эффективная развивающая среда, готовящая
ребенка к успеху в школе и в жизни.
Отличительны особенности (новизна)
Новизна программы заключается в переходе от ознакомительно-игровой
деятельности к осознанному творческому процессу, где ребенок становится не просто
исполнителем, а соавтором и творцом.
1. Новизна содержания: «От игры к драматургии»
 углубленное погружение в «театральные профессии»; вводится модульная система,
где дети примеряют на себя роли не только актеров, но и:
- сценаристов: учатся адаптировать сказки, сочинять собственные этюды и минипьесы на заданные темы;
- режиссеров: учатся выстраивать мизансцены, давать партнерам творческие задания;
- сценографов и костюмеров: глубоко вовлекаются в создание эскизов декораций,
элементов костюмов и реквизита, осваивая техники коллажа, моделирования и
конструирования;
 расширенный репертуар: помимо классических сказок, в программу включаются:
- авторские сказки с более сложным этическим конфликтом (например, сказки О.
Уайльда, С. Козлова);
- мифы и легенды для детей (древнегреческие мифы в адаптации);
- тексты современной детской поэзии и прозы, дающие простор для режиссерских
интерпретаций.
2. Новизна методологии: «Проектно-лабораторный подход»
 сквозные творческие проекты: каждый модуль завершается не просто показом, а
реализацией проекта (например, «Создаем спектакль-загадку», «Театральный музей
своими руками»);



экспериментирование с жанрами: дети пробуют сыграть одну и ту же историю в
разных жанрах: как комедию, трагедию, детектив или фарс, что развивает гибкость
мышления и понимание условности театра.
3. Отличительная особенность: «Развитие метапредметных навыков»
 формирование основ зрительской культуры: вводится система анализа
просмотренных профессиональных спектаклей (на видео) и работ других групп;
дети учатся аргументировано высказывать свое мнение, используя термины
«эмоция», «настроение», «характер героя»;
 основы сценической речи и движения как отдельный блок: появляются
целенаправленные тренинги на развитие дикции, речевого дыхания, пластической
выразительности, выносливости и координации, что напрямую готовит к более
сложным постановкам;
 введение «Рефлексивного круга»: в конце каждого занятия проводится
организованное обсуждение: «Что у нас получилось лучше всего?», «Что было
самым трудным?», «Какую идею мы возьмем для следующей репетиции?», что
развивает саморегуляцию и критическое мышление.
4. Новизна в организации итоговых мероприятий: «Театр как событие»
 тематические «Театральные сезоны»: итоговые показы проходят в форме
тематических фестивалей («Фестиваль сказок народов мира», «Неделя авторского
театра»), что создает ощущение значимого культурного события;
 интерактивные формы показов: спектакли могут включать в себя элементы
интерактива со зрителем, смену декораций самими актерами на глазах у публики
(«театр перевоплощений»), что стирает грань между сценой и залом и делает
процесс более живым;
 создание «Афиши» и «Театральной программы»: дети участвуют в создании афиш
и программок к своим спектаклям (рисуют, пишут краткие аннотации), что
завершает целостное восприятие театрального производства.
5. Отличительная особенность: «Цифровой театр»
 использование цифровых инструментов: дети (с помощью педагога) могут создавать
простые мультимедийные декорации (проецируемые на экран фоном), использовать
подкасты для записи «голоса из-за кулис» или шумовых эффектов, что делает
программу современной и отвечающей интересам цифрового поколения.
Новизна программы для старших дошкольников заключается в ее проектнолабораторном и метапредметном характере. Она переводит театральную деятельность из
разряда досуга в ранг осознанной творческо-исследовательской деятельности.
Отличительные особенности — это углубление в профессии, развитие критического
мышления и рефлексии, ориентация на создание целостного творческого продукта и
интеграция современных цифровых технологий. Программа готовит не просто артистов, а
культурно образованных, творческих и коммуникабельных личностей, готовых к
успешному старту в школе.
Адресат: программа предназначена для детей 4 – 5 лет, независимо от их гендерной
принадлежности и возможностей.
Уровень освоения: общекультурный.
Объем и срок освоения: общее количество учебных часов в год – 56, лет – 1.

Цель программы: формирование творческой, коммуникативно-компетентной и
рефлексирующей личности старшего дошкольника через осознанное освоение основ
театрального искусства и создание коллективных творческих продуктов (спектаклей,
проектов).
Задачи
1. Обучающие:
 сформировать представление о театре как виде искусства и познакомить с основами
театральных профессий (актер, режиссер, сценарист, сценограф, костюмер);
 обучить основам драматургии: умению выстраивать сюжет, создавать этюды по
мотивам литературных произведений и на предложенные темы;
 освоить базовые навыки сценической речи (дикция, интонация, логические паузы) и
сценического движения (пластика, ритмика, координация);
 познакомить с различными способами создания сценического образа (через костюм,
грим, интонацию, пластику).
2. Развивающие:
 развивать произвольные психические процессы: внимание, память, воображение,
мышление через необходимость запоминания текста, следования сценарию и
решения творческих задач;
 совершенствовать эмоциональный интеллект и эмпатию через анализ мотивов
поступков персонажей и проживание разнообразных ролей;
 стимулировать творческую активность, инициативность и готовность к
импровизации в рамках заданной роли или сценической ситуации;
 развивать критическое мышление и саморегуляцию через участие в «рефлексивных
кругах», анализ своей работы и работы сверстников.
3. Воспитательные:
 воспитывать
навыки
коллективной
творческой
деятельности:
умение
договариваться, распределять обязанности, приходить к компромиссу и работать на
общий результат;
 формировать адекватную самооценку, уверенность в себе и ответственность за
результат своей части работы в общем проекте;
 прививать культуру зрительского восприятия: умение внимательно смотреть
спектакль, анализировать увиденное, формулировать и аргументировать свое
мнение;
 воспитывать художественный вкус и устойчивый интерес к театральному искусству
как к многогранному и значимому виду творчества.
Таким образом, цель и задачи фокусируются не только на результатах (спектакль), но
и на качественных изменениях в личности ребенка: развитии его произвольности,
рефлексии, креативности и социального интеллекта, что является прямой подготовкой к
успешному обучению в школе.
Планируемые результаты освоения Программы
В результате освоения программы учащийся будет знать и понимать:
 основные театральные профессии (актер, режиссер, сценарист, художникпостановщик) и их роль в создании спектакля;
 основные виды и жанры театрального искусства (кукольный, драматический,
теневой; комедия, сказка);



основные средства сценической выразительности (мимика, жест, интонация,
костюм, декорация);
 уметь четко и выразительно произносить скороговорки и стихотворные тексты,
используя разнообразные интонации, темп и силу голоса;
 владеть основами культуры речи (умение вести диалог, выступать с монологом,
аргументировать свою точку зрения);
 использовать невербальные средства общения (жесты, позы, мимику) для передачи
характера персонажа и сценической ситуации.
У учащегося будут сформированы умения и навыки:
 проявлять инициативу и самостоятельность в театрализованной деятельности;
 демонстрировать уверенность во время публичных выступлений;
 аргументировано выражать свое отношение к спектаклю, работе сверстников,
собственной деятельности;
 брать ответственность за результат своей работы в общем проекте (например, за
своевременное создание элемента декорации);
 уметь планировать свои действия для достижения творческой цели;
 следовать установленным правилам и инструкциям во время репетиций и
подготовки спектакля;
 адекватно оценивать результаты своей творческой деятельности и корректировать
свои действия;
 уметь анализировать характер и мотивы поступков персонажа;
 преобразовывать литературный текст в сценический этюд;
 проявлять творческую инициативу в создании сценических образов и разработке
простейших сценарных замыслов;
 эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе
коллективной творческой работы;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов;
 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
 владеть основами актерского мастерства: уметь создавать сценический образ,
используя мимику, жест, движение и речь;
 владеть элементарными навыками кукловождения (для кукольного театра);
 уметь ориентироваться в сценическом пространстве, выстраивать мизансцены;
 участвовать в коллективной разработке и создании декораций, костюмов и
реквизита для спектакля.
У учащегося будут развиты следующие ценностные установки и личностные
качества:
 интерес к театральному искусству и потребность в театрализованной деятельности
как форме самовыражения;
 уважение к труду сверстников и профессионалов театра;
 эстетический вкус и способность к эмоциональному отклику на художественные
произведения;
 чувство коллективизма, взаимопомощи и поддержки;



толерантность и готовность к сотрудничеству в разнообразном коллективе.
Итоговая оценка результатов будет проводиться на основе анализа творческого
портфолио учащегося, которое включает видеозаписи этюдов и выступлений, фотоотчеты,
продукты собственного творчества (эскизы, поделки) и листы самооценки, заполняемые
ребенком вместе с педагогом.
Организационно-педагогические условия реализации
Язык реализации: государственный язык Российской Федерации – русский.
Форма обучения: очная.
Особенности реализации
Условия набора и формирования групп
Принимаются все желающие в возрасте 5 – 7 лет. Списочный состав формируется с
учетом вида деятельности и возможностями помещения. Занятия проводятся с группами
детей, количество которых составляет не более 12 человек. Программа обусловлена
возрастом воспитанников и не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых
знаний к уровню развития ребенка.
Формы организации и проведения занятий
1. Комбинированное репетиционно-исследовательское занятие (основная форма)
Сохраняется принцип динамической смены деятельности, но с увеличением доли
самостоятельной и групповой работы.
а) Организационный этап: «Рефлексивный круг»:
 форма: круглый стол, обсуждение;
 содержание: обсуждение итогов предыдущей встречи, постановка целей на текущее
занятие, введение в тему через проблемную ситуацию («Как показать, что король
очень глупый, не говоря об этом прямо?»).
б) Подготовительный этап: «Актерский тренинг»
 форма: групповой тренинг;
 содержание: усложненные упражнения на:
- дикцию и речь: скороговорки с разной эмоциональной окраской, логические
упражнения на расстановку ударений.
- пластику: этюды на память физических действий («собираем рюкзак в школу»,
«печем торт»), упражнения на координацию;
- воображение: «Превращение предмета» (один и тот же стул должен стать троном,
машиной, пещерой).
в) Основной этап: «Творческая лаборатория»
 форма: работа в малых группах (2-4 человека), проектная деятельность, репетиция;
 содержание (варьируется):
- мастерская сценариста: совместное сочинение или адаптация текста, работа над
диалогами;
- режиссерский анализ: обсуждение характеров героев, их целей и способов их
воплощения;
- репетиция в мизансценах: отработка конкретных сцен с акцентом на взаимодействие
партнеров;

мастерская художника: эскизирование декораций, создание элементов костюмов и
реквизита.
г) Заключительный этап: «Презентация и рефлексия»
 форма: мини-показ, обсуждение;
 содержание: каждая группа представляет результат своей работы (этюд, эскиз,
придуманный диалог); коллективное обсуждение по принципу «плюс-минусинтересно»: что получилось, что вызвало трудности, что было самым любопытным.
2. Сквозные (проектные) формы работы
а) Творческий проект: длительная (3-5 занятий) деятельность по созданию спектакля,
от идеи до премьеры. Дети делятся на группы по интересам (актерская, костюмернореквизиторская, оформительская) под руководством педагога.
б) Театральная лаборатория: занятие, посвященное эксперименту с одним из элементов
театра (например, «Лаборатория света» — как свет меняет настроение сцены;
«Лаборатория звука» — создание шумового оформления).
в) Тематический мастер-класс: приглашенный специалист (художник, гример)
проводит практическое занятие по своему профилю.
3. Итоговые формы
а) Тематический фестиваль («Неделя театра»): серия итоговых показов, объединенных
общей темой (например, «Фестиваль сказок народов мира»); каждая группа готовит
спектакль, а также афишу и программку.
б) Открытая репетиция-обсуждение: родители и гости приглашаются не на готовый
спектакль, а на генеральную репетицию; после показа проводится совместное
обсуждение с детьми, где зрители задают вопросы актерам и режиссерам.
в) Создание «Капсулы времени»: в конце года дети создают «капсулу» своего
театрального сезона — туда помещаются видео-фрагменты, фото, эскизы,
программки, которые вскрываются в начале следующего учебного года.
Ключевые отличия форм для 5-7 лет:
 смещение акцента с игры на осознанное творчество;
 появление работы в малых группах и проектных команд;
 введение систематической рефлексии и анализа;
 усложнение итоговых продуктов деятельности (полноценные спектакли с
собственным оформлением).
Структура типового занятия
Дидактический принцип: «От простого к сложному» с элементами проблемного
обучения.
1. Организационно-мотивационный блок «Театральный разогрев»
Цель: создать рабочую атмосферу, активизировать внимание, поставить творческую задачу.
а) Приветствие-настройка:
 энергичное театральное приветствие с элементами психогимнастики;
 упражнение «Эмоциональный круг» - передача эмоционального состояния по
цепочке;
 объявление темы через проблемную ситуацию («Сегодня мы будем режиссерами!»);
б) Актерский тренинг (комплекс упражнений на разные системы):
 речевой аппарат: скороговорки с движением, голосовые импровизации;
 пластика: координационные упражнения («робот-тряпичная кукла»)
-

 внимание: игры на быстроту реакции («Зеркало с лидером»).
2. Основной содержательный блок «Творческая лаборатория»
Цель: Решение основных программных задач через практическую деятельность.
а) Работа с драматургическим материалом:
 чтение и анализ сценки/сказки;
 обсуждение характеров персонажей через «вопросы почемучки»;
 распределение ролей с учетом детских предпочтений и возможностей.
б) Репетиционно-постановочная работа:
 отработка мизансцен по методу «стоп-кадра»;
 работа над выразительностью речи и движения;
 этюдные пробы разных вариантов исполнения.
в) Проектная деятельность – работа в малых группах над элементами спектакля:
 группа «Художников» - создание эскизов декораций;
 группа «Реквизиторов» - изготовление элементов костюмов;
 группа «Актеров» - репетиция ключевых сцен.
3. Рефлексивно-оценочный блок «Итоговый аншлаг»
Цель: закрепление результата, развитие самооценки и рефлексии.
а) Мини-показ:
 демонстрация результата работы (этюд, импровизированная сцена);
 просмотр и обсуждение созданных эскизов и реквизита.
б) Рефлексивный круг (обсуждение по схеме):
 «Что получилось особенно хорошо?»;
 «Какие были трудности?»;
 «Что нового узнали?»;
 «Над чем хотим поработать в следующий раз?»
в) Ритуал завершения:
 символическое действие (аплодисменты, «театральный поклон»);
 объявление планов на следующее занятие.
Специфические особенности структуры:
 гибкость временных рамок - продолжительность блоков может варьироваться в
зависимости от творческих задач;
 принцип ротации - состав малых групп меняется для развития универсальных
навыков;
 интеграция образовательных областей - сочетание художественно-эстетического,
речевого и социально-коммуникативного развития;
 дифференцированный подход - учет индивидуальных особенностей детей при
распределении ролей и заданий.
Педагогический результат: формирование целостного представления о театральной
деятельности как системе взаимосвязанных элементов от замысла до воплощения.
Система используемых методов в программе
1. Методы организации деятельности:
 проектный метод - создание спектакля как завершенного творческого продукта;



метод творческой лаборатории - экспериментальная работа с образами, костюмами,
декорациями;
 ролевой метод - распределение профессиональных ролей (режиссер, актер,
художник);
 метод «вертушки» - смена видов деятельности в малых группах.
2. Методы стимулирования и мотивации:
 метод творческого заказа - получение «заказа» на спектакль от других групп;
 ситуация успеха - продуманное распределение ролей по силам детей;
 метод «отсроченной загадки» - постепенное раскрытие сюжета спектакля;
 эмоциональное погружение - создание атмосферы через музыку, свет, предметы.
3. Методы развития творческих способностей:
 метод эмпатии – «вхождение» в характер персонажа;
 ассоциативный метод - создание образов через ассоциативные цепочки;
 метод художественного контекста - погружение в эпоху, культуру произведения;
 импровизационный метод - создание сценических ситуаций «здесь и сейчас».
4. Методы рефлексии и оценки:
 метод «трех стульев» - анализ с разных позиций: актера, режиссера, зрителя;
 видеоанализ - просмотр и обсуждение записей репетиций;
 метод «шкалы достижений» - визуальная оценка продвижения в роли;
 рефлексивный круг - коллективное обсуждение результатов.
5. Интерактивные методы:
 метод «мозгового штурма» - коллективное решение творческих задач;
 метод case-study - разбор конкретных сценических ситуаций;
 парный и групповой этюд - совместное творческое поиск;
 метод «шести шляп» - рассмотрение проблемы с разных сторон.
6. Интегративные методы:
 метод художественного синтеза - соединение театра с музыкой, живописью,
литературой;
 метод «погружения» - создание целостной творческой среды;
 трансформационный метод - преобразование литературного текста в сценический.
7. Методы технического оснащения:
 метод «оживления» пространства - работа со светом, звуком, декорациями;
 мультимедийный метод - использование цифровых технологий в спектакле;
 метод «конструктора» - модульное построение декораций и костюмов.
Принципы сочетания методов:
 принцип матрешки - методы вкладываются друг в друга;
 принцип резонанса - взаимное усиление методов;
 принцип динамического равновесия - баланс традиционных и инновационных
методов;
 принцип возрастной адресности - учет психологических особенностей 5-7 лет.
Результативность системы методов:
 формирование целостного творческого мышления;
 развитие метапредметных компетенций;
 становление субъектной позиции ребенка;



создание условий для осознанного творчества.
Данная система методов обеспечивает переход от игровой деятельности к
осознанному художественному творчеству, формируя у детей готовность к проектной
деятельности и командной работе.

1.



2.



3.


4.


-

Материально-техническое оснащение программы для детей 5 – 7 лет
Пространственно-техническая база:
трансформируемый зал с зонированием:
репетиционная зона;
сценическая площадка;
зрительская зона;
мастерская;
многофункциональное освещение:
прожекторы с цветными фильтрами;
профессиональная аудиосистема:
микрофоны;
фонотека с тематическими подборками.
Сценическое оборудование и реквизит:
модульные декорации:
передвижные ширмы разных конфигураций;
трансформер-конструктор для быстрой смены декораций;
тканевые модули (драпировки, габардиновые задники);
профессиональные системы:
теневой театр с экраном;
кукольная ширма для театра би-ба-бо;
реквизитный фонд:
тематические наборы (сказочный, космический, исторический);
бутафория из различных материалов;
интерактивный реквизит (светящиеся, звучащие предметы).
Костюмерная и гримерная:
базовый костюмерный комплект:
универсальные костюмы-трансформеры;
тематические комплекты (народные, животные, профессии);
аксессуары (головные уборы, маски, украшения);
гримерное оснащение:
детский гипоаллергенный грим;
профессиональные кисти и спонжи;
гримерные зеркала с подсветкой;
парики и накладные элементы.
Мультимедийное оборудование:
цифровая студия:
интерактивная панель для создания декораций;
проектор;
техника для записи:
видеокамера с штативом;

станция монтажа (ноутбук с программами).
Дидактические и методические материалы:
библиотека:
сборники пьес и инсценировок;
альбомы по истории театра;
методические разработки;
дидактические комплексы:
картотека театральных игр;
наборы иллюстраций «Эмоции и характеры»;
аудиовикторины «Театральные профессии»
Специализированное оборудование:
для сценической речи:
шумовые коробки;
акустические системы для упражнений;
диктофоны для самоконтроля;
для сценического движения:
гимнастические маты;
ритмические инструменты.
Организационное оснащение:
система хранения:
мобильные стойки для костюмов;
секционные контейнеры для реквизита;
каталогизированная фонотека;
оформительские материалы:
мобильные стенды для афиш;
комплекты для создания программок;
выставочное оборудование.
Требования к безопасности:
 сертификация всех материалов;
 противопожарная обработка декораций;
 наличие аптечки и средств индивидуальной защиты;
 оборудование с закругленными углами.
Критерии эффективности оснащения:
 мобильность и трансформируемость;
 соответствие возрастным возможностям;
 возможность для творческих экспериментов;
 безопасность и эргономичность.
Данное оснащение позволяет реализовать программу на профессиональном уровне,
обеспечивая развитие творческих способностей и сценических навыков у детей старшего
дошкольного возраста.
5.


6.


7.


-

Кадровое обеспечение
Реализацию программы осуществляет педагог дополнительного образования.

Учебный план
№
п/п

Количество часов
Название раздела, тема
Всего

Теория*

Практика

«Азбука театра» - знакомство с основами театрального искусства
1
«Что такое театр?»
1
0,5
0,5
2
«Театральные секреты»
1
0,5
0,5
3
«Актерские навыки»
2
0,5
1,5
«Голос и речь»
2
0,5
1,5
4

Форма
аттестации/кон
троля
Беседа
Опрос
Этюды
Показ
упражнений
Импровизации
Грим-этюды

5
«Эмоции на сцене»
2
0,5
6
«Театральный грим»
2
0,5
«Кукольный театр» - освоение техник кукловождения
«Перчаточные куклы»
2
0,5
7

1,5
1,5

«Тростевые куклы»
2
0,5
«Пальчиковый театр»
2
0,5
«Театр марионеток»
2
0,5
«Режиссура кукольного
2
0,5
11
спектакля»
12
«Кукольный спектакль»
2
0,5
«Драматический театр» - развитие актерского мастерства
13
«Работа над ролью»
2
0,5
14
«Сценическая речь»
2
0,5
«Пластика тела»
2
0,5
15

1,5
1,5
1,5
1,5

Этюды с
куклами
Мини-сценки
Показ сказок
Кукловождение
Спектакль

1,5

Выступление

1,5
1,5
1,5

Анализ роли
Чтение стихов
Пластические
этюды
Импровизацион
ные игры
Ансамблевые
сцены
Репетиция
Выступление

8
9
10

16
17

1,5

«Импровизация»

2

0,5

1,5

«Работа в ансамбле»

2

0,5

1,5

18
«Репетиция спектакля»
2
0,5
1,5
19
«Драматический спектакль»
2
0
2
«Творческая мастерская» - развитие творческих способностей
20
«Создание костюмов»
2
0,5
1,5
«Художник-сценограф»
2
0,5
1,5
21
22
23
24

«Театральный грим»
«Музыка в театре»

2
2

0,5
0,5

1,5
1,5

«Свет в театре»

2

0,5

1,5

25
«Генеральная репетиция»
2
0
2
«Итоговый проект» - создание и показ авторского спектакля
26
«Разработка проекта»
2
1
1

Защита эскизов
Макеты
декораций
Грим-проекты
Музыкальные
этюды
Световые
решения
Репетиция
Защита проекта

27
28
29

«Реализация проекта»

0

2

«Репетиционный период»

2

0

2

«Премьера спектакля»

2

0

2

56

16

40

ИТОГО:

Год
обучения
1

2

Дата
начала
занятий
06.10
2025

Промежуточный

показ
Показ этюдов
по сказке
Итоговое
выступление

Календарный учебный график
Количест Количест
Дата
Количест
во
во
Количест
Режим
окончани
во часов
учебных учебных во часов
занятий
я занятий
в неделю
недель
дней
30.04
28
56
56
2
2 раза в
2026
неделю
по 1 часу

*1 академический час = 30 мин в соответствии с возрастом детей

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 47
Приморского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТО
Педагогическим советом
ГБДОУ детского сада № 47
Приморского района Санкт-Петербурга
(протокол от 29.08.2025 № 1)

УТВЕРЖДЕНО
Приказом заведующего
ГБДОУ детского сада № 47
Приморского района Санкт-Петербурга
от 01.09.2025г. № 324
_____________________О.В.Викторова

Рабочая программа
к дополнительной образовательной
общеразвивающей программе
«Лукоморье»

Срок освоения: 1 год
Возраст обучающихся: 5 – 7 лет

Разработчик:
Грехнина Анастасия Владимировна,
педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург
2025

Цель программы: формирование творческой, коммуникативно-компетентной и
рефлексирующей личности старшего дошкольника через осознанное освоение основ
театрального искусства и создание коллективных творческих продуктов (спектаклей,
проектов).
Задачи
4. Обучающие:
 сформировать представление о театре как виде искусства и познакомить с основами
театральных профессий (актер, режиссер, сценарист, сценограф, костюмер);
 обучить основам драматургии: умению выстраивать сюжет, создавать этюды по
мотивам литературных произведений и на предложенные темы;
 освоить базовые навыки сценической речи (дикция, интонация, логические паузы) и
сценического движения (пластика, ритмика, координация);
 познакомить с различными способами создания сценического образа (через костюм,
грим, интонацию, пластику).
5. Развивающие:
 развивать произвольные психические процессы: внимание, память, воображение,
мышление через необходимость запоминания текста, следования сценарию и
решения творческих задач;
 совершенствовать эмоциональный интеллект и эмпатию через анализ мотивов
поступков персонажей и проживание разнообразных ролей;
 стимулировать творческую активность, инициативность и готовность к
импровизации в рамках заданной роли или сценической ситуации;
 развивать критическое мышление и саморегуляцию через участие в «рефлексивных
кругах», анализ своей работы и работы сверстников.
6. Воспитательные:
 воспитывать
навыки
коллективной
творческой
деятельности:
умение
договариваться, распределять обязанности, приходить к компромиссу и работать на
общий результат;
 формировать адекватную самооценку, уверенность в себе и ответственность за
результат своей части работы в общем проекте;
 прививать культуру зрительского восприятия: умение внимательно смотреть
спектакль, анализировать увиденное, формулировать и аргументировать свое
мнение;
 воспитывать художественный вкус и устойчивый интерес к театральному искусству
как к многогранному и значимому виду творчества.
Таким образом, цель и задачи фокусируются не только на результатах (спектакль), но
и на качественных изменениях в личности ребенка: развитии его произвольности,
рефлексии, креативности и социального интеллекта, что является прямой подготовкой к
успешному обучению в школе.
Планируемые результаты освоения Программы
В результате освоения программы учащийся будет знать и понимать:
 основные театральные профессии (актер, режиссер, сценарист, художникпостановщик) и их роль в создании спектакля;
 основные виды и жанры театрального искусства (кукольный, драматический,
теневой; комедия, сказка);



основные средства сценической выразительности (мимика, жест, интонация,
костюм, декорация);
 уметь четко и выразительно произносить скороговорки и стихотворные тексты,
используя разнообразные интонации, темп и силу голоса;
 владеть основами культуры речи (умение вести диалог, выступать с монологом,
аргументировать свою точку зрения);
 использовать невербальные средства общения (жесты, позы, мимику) для передачи
характера персонажа и сценической ситуации.
У учащегося будут сформированы умения и навыки:
 проявлять инициативу и самостоятельность в театрализованной деятельности;
 демонстрировать уверенность во время публичных выступлений;
 аргументировано выражать свое отношение к спектаклю, работе сверстников,
собственной деятельности;
 брать ответственность за результат своей работы в общем проекте (например, за
своевременное создание элемента декорации);
 уметь планировать свои действия для достижения творческой цели;
 следовать установленным правилам и инструкциям во время репетиций и
подготовки спектакля;
 адекватно оценивать результаты своей творческой деятельности и корректировать
свои действия;
 уметь анализировать характер и мотивы поступков персонажа;
 преобразовывать литературный текст в сценический этюд;
 проявлять творческую инициативу в создании сценических образов и разработке
простейших сценарных замыслов;
 эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе
коллективной творческой работы;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов;
 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
 владеть основами актерского мастерства: уметь создавать сценический образ,
используя мимику, жест, движение и речь;
 владеть элементарными навыками кукловождения (для кукольного театра);
 уметь ориентироваться в сценическом пространстве, выстраивать мизансцены;
 участвовать в коллективной разработке и создании декораций, костюмов и
реквизита для спектакля.
У учащегося будут развиты следующие ценностные установки и личностные
качества:
 интерес к театральному искусству и потребность в театрализованной деятельности
как форме самовыражения;
 уважение к труду сверстников и профессионалов театра;
 эстетический вкус и способность к эмоциональному отклику на художественные
произведения;
 чувство коллективизма, взаимопомощи и поддержки;



толерантность и готовность к сотрудничеству в разнообразном коллективе.
Итоговая оценка результатов будет проводиться на основе анализа творческого
портфолио учащегося, которое включает видеозаписи этюдов и выступлений, фотоотчеты,
продукты собственного творчества (эскизы, поделки) и листы самооценки, заполняемые
ребенком вместе с педагогом.
Содержание работы
Календарно – тематическое планирование и содержание обучения
№
Тема
Программное содержание
Оборудование
п/п
«Азбука театра» - знакомство с основами театрального искусства
«Что
такое Знакомство с видами театра, Куклы
разных
систем,
1
театр?»
театральными профессиями.
афиши, программы.
«Театральные
Изучение устройства сцены, Макет сцены, схемы театра.
2
секреты»
зрительного зала.
«Актерские
Основы
сценического Зеркала,
коврики,
3
навыки»
движения и речи.
диктофон.
«Голос и речь»
Дыхательные
упражнения, Свечи, перья, скороговорки.
4
артикуляционная гимнастика.
«Эмоции
на Передача
эмоций
через Карточки «Эмоции», фото.
5
сцене»
мимику и жесты.
«Театральный
Знакомство с гримом, создание Детский
грим,
кисти,
6
грим»
образов.
зеркала.
«Кукольный театр» - освоение техник кукловождения
«Перчаточные
Техника управления куклами Ширма,
перчаточные
7
куклы»
би-ба-бо.
куклы.
«Тростевые
Основы работы с тростевыми Тростевые куклы, ширма.
8
куклы»
куклами.
«Пальчиковый
Создание мини-спектаклей.
Пальчиковые
куклы,
9
театр»
декорации.
«Театр
Искусство
управления Марионетки, крестовины.
10
марионеток»
нитяными куклами.
«Режиссура
Постановка
кукольного Все виды кукол, ширмы.
11
кукольного
спектакля.
спектакля»
«Кукольный
Показ готового спектакля.
Костюмы, декорации, звук.
12
спектакль»
«Драматический театр» - развитие актерского мастерства
«Работа
над Анализ характера персонажа.
Пьесы,
книги,
13
ролью»
иллюстрации.
«Сценическая
Работа
над
дикцией, Скороговорки, стихи.
14
речь»
интонацией.
«Пластика тела» Создание
образа
через Музыка, видеоэтюды.
15
движение.

«Импровизация» Развитие
спонтанного Карточки с заданиями.
творчества.
«Работа
в Взаимодействие с партнерами. Групповые этюды.
17
ансамбле»
«Репетиция
Постановка
драматической Сценарий, реквизит.
18
спектакля»
сцены.
«Драматический Показ спектакля.
Костюмы, грим, декорации.
19
спектакль»
«Творческая мастерская» - развитие творческих способностей
«Создание
Разработка и изготовление Ткани, краски, фурнитура.
20
костюмов»
элементов костюмов.
«ХудожникСоздание
декораций
и Бумага,
краски,
21
сценограф»
реквизита.
конструкторы.
«Театральный
Создание сложных гримерных Грим, парики, накладки.
22
грим»
образов.
«Музыка
в Подбор
и
создание Музыкальные
23
театре»
музыкального оформления.
инструменты,
аудиотехника.
«Свет в театре»
Основы светового оформления Световые приборы, пульт.
24
спектакля.
«Генеральная
Подготовка
итогового Все оборудование.
25
репетиция»
спектакля.
«Итоговый проект» - создание и показ авторского спектакля
«Разработка
Создание
концепции Материалы
для
26
проекта»
спектакля.
проектирования.
«Реализация
Изготовление
декораций, Все материалы мастерской.
27
проекта»
костюмов.
«Репетиционный Работа над спектаклем.
Сцена, реквизит, костюмы.
28
период»
«Премьера
Показ итоговой работы.
Полное
оформление
29
спектакля»
спектакля.
16

Методические и оценочные материалы:
Методический комплекс
1. Диагностический блок:
а) карта наблюдения «Творческий профиль» - отслеживание динамики развития:
 коммуникативные навыки (умение взаимодействовать в роли);
 эмоциональный интеллект (передача эмоций, распознавание состояний);
 речевое развитие (дикция, интонационная выразительность);
 творческое мышление (способность к импровизации);
б) дневник педагога-режиссера - фиксация:
 успешности освоения ролей;
 особенностей взаимодействия в группе;
 творческих находок детей.
2. Методические пособия:

а) сборник сценариев-конструкторов - модульные пьесы с вариативными элементами;
б) альбом «Театральные этюды» - 50 упражнений на развитие актерских навыков;
в) картотека «Режиссерские замыслы» - готовые решения для постановок;
г) методичка «От замысла к спектаклю» - пошаговые технологии работы над ролью.
3. Дидактические материалы:
а) набор карт «Эмоции в красках» - визуализация эмоциональных состояний;
б) лото «Театральные профессии» - знакомство с закулисными специальностями;
в) альбом «Грим-трансформации» - образцы гримерных решений;
г) интерактивная папка «Звуки сцены» - подборка шумовых эффектов.
Система оценки результатов
1. Текущий мониторинг:
а) творческий дневник ребенка - самооценка через рисунки и схемы;
б) лестница успеха - визуальная накопительная система достижений;
в) видео-папка «Мои роли» - архив видеозаписей для анализа прогресса.
2. Промежуточная оценка:
а) карта «Актерский рост» (2 раза в год):
 владение голосом (сила, темп, интонация);
 пластическая выразительность;
 навыки импровизации;
 умение работать в ансамбле;
б) творческие просмотры - открытые репетиции с экспертной картой:
 уровень эмоциональной включенности;
 качество сценического взаимодействия;
 оригинальность трактовки образа.
3. Итоговая оценка:
а) портфолио «Я в театре» включает:
 фотосессии в ролях;
 эскизы костюмов и декораций;
 отзывы зрителей (анкеты);
 дипломы и награды;
б) фестивальный лист - оценка итогового спектакля по критериям:
 целостность художественного решения;
 слаженность актерского ансамбля;
 зрелищность и оригинальность;
 зрительский отклик.
Критериальная база оценки
1. Уровни освоения программы:
а) базовый - точное выполнение режиссерских задач;
б) продвинутый - внесение творческих дополнений в роль;
в) творческий - создание оригинальных сценических решений.
2. Параметры оценки спектакля:
а) актерское мастерство;
б) режиссерская концепция;
в) художественное оформление;
г) музыкальное решение;

д) зрительский интерес.
Инструменты обратной связи
1. анкета для родителей «Театральный дебют»;
2. рефлексивные круги - обсуждение после показов;
3. книга отзывов зрителей - визуализация успеха;
4. галерея достижений - стенд с фотографиями и наградами.
Эффективность системы оценки:
1. позволяет отслеживать индивидуальный прогресс;
2. сочетает количественные и качественные показатели;
3. включает самооценку и внешнюю экспертизу;
4. стимулирует дальнейшее творческое развитие.
Данные материалы обеспечивают комплексный подход к оценке результатов
программы и способствуют профессиональному росту педагога.
Информационные источники
1. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте»;
2. Артемова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников»
3. Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду»;
4. Сорокина Н.Ф. "Программа «Театр – творчество – дети»;
5. Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду»;
6. Чурилова Э.Г. «Методика и организация театрализованной деятельности»;
7. Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду»;
8. Петрова Т.И. «Театрализованные игры в детском саду»;
9. Генов Г.В. «Театр для малышей»;
10. Маханева М.Д. «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду»;
11. Эльконин Д.Б. «Психология игры»;
12. Мухина В.С. «Возрастная психология»;
13. Губанова Н.Ф. «Развитие игровой деятельности;
14. Сборники русских народных сказок;
15. Произведения К.И. Чуковского, С.Я. Маршака, В.Г. Сутеева;
16. Современная детская литература для дошкольников;
17. Интернет-ресурсы:
18. федеральный портал «Российское образование»;
19. журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»;
20. педагогические сообщества и профессиональные сайты.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».