Фантазёры

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 47
Приморского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТО
решением Педагогического совета
ГБДОУ детского сада № 47
Приморского района Санкт-Петербурга
(протокол от 26.05.2023 № 4)

УТВЕРЖДЕНО
приказом заведующего
ГБДОУ детского сада № 47
Приморского района Санкт-Петербурга
от 31.05.2023г. № 102

С учётом мнения Совета родителей
ГБДОУ детского сада № 47
Приморского района Санкт-Петербурга
(протокол от 17.05.2023 № 3)

Подлинник электронного документа,
подписанного ЭП, хранится в
ГБДОУ детский сад № 47
Приморского района Санкт-Петербурга

СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат: 486B 5FB1 F2AC 2ECC C92E 3132 C5D5 6115
Владелец: Викторова Оксана Викторовна
Действителен: с 29.09.202022 по 23.12.2023

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Фантазёры»

Возраст учащихся: 4 – 5 лет
Срок реализации: 1 год

Разработчик:
Антонец Оксана Николаевна,
педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург
2023

Содержание образовательной программы
№ п\п
1
2
2.1
2.2
2.3
2.3.1
2.4
2.5
2.6
2.7
3
4
5
6
7

Наименование раздела
Паспорт программы
Пояснительная записка
Актуальность Программы
Отличительные особенности (новизна) Программы
Адресат Программы
Возрастные особенности развития детей 4 – 5 лет
Объем и сроки реализации Программы
Цель и задачи Программы
Условия реализации Программы
Планируемые результаты
Учебный план
Календарный учебный график
Календарно-тематическое планирование и содержание
обучения
Оценочные материалы
Используемая литература

Страница
3
4
4
5
6
6
8
8
8
10
10
11
11
15
16

2

Наименование Программы
Направленность Программы
Нормативно-правовая основа
для разработки Программы

Разработчик Программы
Исполнитель Программы

Заказчик Программы
Адресат Программы
Цель Программы

Планируемые результаты
освоения Программы

1. Паспорт Программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа по пластилинографии «Фантазеры»
Художественная
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт дошкольного образования (утвержден приказом
Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155,
зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г.,
регистрационный № 30384; в редакции приказа
Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955,
зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г.,
регистрационный № 72264);
Постановление главного государственного врача
Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 об
утверждении
СанПин
2.4.4.3172-14
«Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29
августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»;
Распоряжение правительства Российской Федерации
от 04.09.2014г. № 1726-р «Об утверждении Концепции
развития дополнительного образования детей»;
Распоряжение Комитета по образованию СанктПетербурга от 01.03.2017 № 617-р «Об утверждении
Методических
рекомендаций
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
в
государственных образовательных организациях СанктПетербурга, находящихся в ведении Комитета по
образованию».
Педагог дополнительного образования: Антонец Оксана
Николаевна
Государственное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 47 Приморского района СанктПетербурга
Родители воспитанников ДОУ
Воспитанники 4 – 5 лет
Развитие творческих способностей и ручной умелости у
детей среднего дошкольного возраста посредством
пластилинографии.
- проявляет активность и желание участвовать в разных
видах творческой художественной деятельности;
- использует разные способы выражения своего
отношения к окружающему миру в продуктивной
деятельности;
- проявляет воображение и фантазию;
- умеет передавать образы предметов и явлений
посредством пластилинографии;
- умеет
раскатывать,
сплющивать,
соединять,
прижимать, размазывать, скатывать, формировать цилиндр,
размазывать в границах контура, прикреплять детали к фону,
3

Срок реализации Программы

декорировать поверхность с помощью стеки.
1 год

2. Пояснительная записка
2.1 Актуальность Программы
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на
том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с
развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с
тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его
познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его
мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко
обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков
мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует
использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы,
чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и
учебных действий. Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что
развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, нами составлена программа
дополнительного образования по пластилинографии, основной идей которой является
рисования картин пластилином. Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на
занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно
изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в
работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в
выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и
умениями работы с инструментами (в рисовании - карандаш и кисть, в аппликации - ножницы
и кисть, в лепке - стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять
инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструменты и работать ими).
Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра
(вида) в изобразительной деятельности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых
корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает
материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или
менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением
нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером,
семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике
пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию
оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается
пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилином. Основной материал —
пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки,
следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками). Данная техника
хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро
достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его
более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.
Создание программы дополнительного образования обосновано отсутствием
методического обеспечения занятий по пластилинографии и актуальностью проблемы по
развитию ручных умений у детей младшего дошкольного возраста. Так – же данная
образовательная программа - обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности
ребенка в раннем возрасте с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей;
активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и
обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты.
4

Кроме того, пластилинография является одним из средств релаксации, что имеет
важное значение для психологического благополучия малыша. Работа с мягким и пластичным
материалом успокаивает, снимает напряжение, агрессию и тревогу, позволяет вести себя
естественно и непринужденно. В работе с пластилином привлекает не только доступность,
разнообразие выбора, сколько безграничные возможности, которые предоставляет этот
материал для творчества.
Лепка в нетрадиционной технике имеет большое значение для обучения и воспитания
детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти,
образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного
обучения в школе. Пластилинография так же, как и другие виды изобразительной
деятельности, формирует эстетический вкус, развивает чувство прекрасного.
2.2 Отличительные особенности (новизна) Программы
«Пластилинография» в дошкольном учреждении – один из наиболее редко
практикующихся видов изобразительной деятельности, так как не является обязательным в
программах дошкольного образования. Данная Программа позволяет объединить
традиционную лепку, ее приемы и нетрадиционные способы работы с пластилином,
декоративным материалом, тем самым расширить творческие возможности ребенка.
Необходимо отметить, что существующие программы по пластилинографии представлены в
виде занятий на отдельные, разрозненные темы, тогда как данная Программа представляет
собой комплекс занятий по блокам, приближенна к комплексно-тематическому планированию
детского сада, обогащает, дополняет и расширяет знания детей, полученные в процессе
образовательной деятельности.
Учеными доказано, если развитие двигательной активности рук отстает от
нормального течения, то задерживается и речевое развитие. Ребёнок узнаёт мир с помощью
манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и
изучить их свойства. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле
является пластилин. Развитие фантазии у детей тесно связано с развитием интеллектуальных
способностей. В процессе занятий с пластилином ребенок проявляет творческие способности,
которые благотворно влияют на формирование здоровой и гармонично развитой личности.
Отличительной особенностью программы по пластилинографии является то, что она
имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и
способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные
инструменты, природные и бросовые материалы. Пластилинография доставляет детям
множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо
знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов,
удивляет своей непредсказуемостью.
Для современных детей стандартных наборов изобразительных материалов и способов
передачи информации стало недостаточным, так как уровень умственного развития и
потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники
рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую
активность детей, учат мыслить нестандартно.
Занятия представляют большую возможность для развития и обучения детей,
способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а
также развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию
восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть, тех
школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети
учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

5

2.3 Адресат программы
Программа ориентирована на детей среднего дошкольного возраста 4 – 5 лет.

2.3.1 Возрастные особенности развития детей 4 – 5 лет
Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период. Он является очень
важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного развития и роста детского
организма. На данном этапе существенно меняется характер ребенка, активно
совершенствуются познавательные и коммуникативные способности.
Физические возможности ребенка значительно возрастают: улучшается координация,
движения становятся все более уверенными. При этом сохраняется постоянная необходимость
в движении. Активно развивается моторика, в целом средний дошкольник становится более
ловким и быстрым по сравнению с младшими. Нужно отметить, что возрастные особенности
детей 4–5 лет таковы, что физическую нагрузку нужно дозировать, чтобы она не была
чрезмерной. Это связано с тем, что мышцы в данный период растут хоть и быстро, но
неравномерно, поэтому ребенок быстро устает. Следовательно, малышам необходимо давать
время для отдыха. Что касается темпов физического развития, то с 4 до 6 лет они существенно
не меняются. В среднем ребенок подрастает за год на 5 – 7 см и набирает 1,5 – 2 кг веса.
Происходят рост и развитие всех органов и систем детского организма.
В возрасте 4 – 5 лет быстро развиваются различные психические процессы: память,
внимание, восприятие и другие. Важной особенностью является то, что они становятся более
осознанными, произвольными: развиваются волевые качества, которые в дальнейшем
обязательно пригодятся. Типом мышления, характерным для ребенка сейчас, является
наглядно-образное. Это значит, что в основном действия детей носят практический, опытный
характер. Для них очень важна наглядность. Однако по мере взросления мышление
становится обобщенным и к старшему дошкольному возрасту постепенно переходит в
словесно-логическое. Значительно увеличивается объем памяти: он уже способен запомнить
небольшое стихотворение или поручение взрослого. Повышаются произвольность и
устойчивость внимания: дошкольники могут в течение непродолжительного времени (15 – 20
минут) сосредоточенно заниматься каким-либо видом деятельности. Учитывая
вышеперечисленные особенности, воспитатели дошкольных учреждений создают условия для
продуктивной работы и гармоничного развития ребенка.
Игровая деятельность по-прежнему остается основной для малыша, однако она
существенно усложняется по сравнению с ранним возрастом. Число детей, участвующих в
общении, возрастает. Появляются тематические ролевые игры. Возрастные особенности детей
4–5 лет таковы, что они больше склонны общаться с ровесниками своего пола. Девочки
больше любят семейные и бытовые темы (дочки-матери, магазин). Мальчики предпочитают
играть в моряков, военных, рыцарей. На этом этапе дети начинают устраивать первые
соревнования, стремятся добиться успеха.
Средние дошкольники с удовольствием осваивают различные виды творческой
деятельности. Ребенку нравится заниматься сюжетной лепкой, аппликацией. Одной из
основных становится изобразительная деятельность. На этом этапе дошкольник уже
овладевает мелкой моторикой, что позволяет рисовать подробно и уделять больше внимания
деталям. Рисунок становится одним из средств творческого самовыражения. Средний
дошкольник может сочинить небольшую сказку или песенку, понимает, что такое рифмы, и
пользуется ими. Яркая фантазия и богатое воображение позволяют создавать целые вселенные
в голове или на чистом листе бумаги, где ребенок может выбрать для себя любую роль.
В течение среднего дошкольного периода происходит активное развитие речевых
способностей. Значительно улучшается звукопроизношение, активно растет словарный запас,
6

достигая примерно двух тысяч слов и больше. Речевые возрастные особенности детей 4 – 5
лет позволяют более четко выражать свои мысли и полноценно общаться с ровесниками.
Ребенок уже способен охарактеризовать тот или иной объект, описать свои эмоции,
пересказать небольшой художественный текст, ответить на вопросы взрослого. На данном
этапе развития дети овладевают грамматическим строем языка: понимают и правильно
используют предлоги, учатся строить сложные предложения и так далее. Развивается связная
речь.
В среднем дошкольном возрасте первостепенную важность приобретают контакты со
сверстниками. Если раньше ребенку было достаточно игрушек и общения с родителями, то
теперь ему необходимо взаимодействие с другими детьми. Наблюдается повышенная
потребность в признании и уважении со стороны ровесников. Общение, как правило, тесно
связано с другими видами деятельности (игрой, совместным трудом). Появляются первые
друзья, с которыми ребенок общается охотнее всего. В группе детей начинают возникать
конкуренция и первые лидеры. Общение с ровесниками носит, как правило, ситуативный
характер. Взаимодействие со взрослыми, напротив, выходит за рамки конкретной ситуации и
становится более отвлеченным. Ребенок расценивает родителей как неисчерпаемый и
авторитетный источник новых сведений, поэтому задает им множество разнообразных
вопросов. Именно в этот период дошкольники испытывают особенную потребность в
поощрении и обижаются на замечания и на то, если их старания остаются незамеченными.
В этом возрасте происходит значительное развитие сферы эмоций. Это пора первых
симпатий и привязанностей, более глубоких и осмысленных чувств. Ребенок может понять
душевное состояние близкого ему взрослого, учится сопереживать. Дети очень эмоционально
относятся как к похвале, так и к замечаниям, становятся очень чувствительными и ранимыми.
К 5 годам ребенка начинают интересовать вопросы пола и своей гендерной принадлежности.
Как уже упоминалось, одной из отличительных особенностей данного возраста является яркая
фантазия, воображение. Нужно учитывать, что это может породить самые разные страхи.
Ребенок может бояться сказочного персонажа или воображаемых чудовищ. Родителям не
нужно слишком волноваться: это не проблема, а лишь возрастные особенности детей 4 – 5
лет. Психология знает много способов борьбы с такими страхами, но важно помнить, что это
всего лишь временные трудности, которые сами уйдут со временем, если родители не будут
акцентировать на них внимание или использовать против ребенка в воспитательных целях.
Говоря о воспитании детей этого возраста, нужно помнить, что на данном этапе
существенно меняется характер. Кризис трех лет благополучно проходит, и ребенок
становится гораздо более послушным и покладистым, чем раньше. Именно в это время детям
необходимо полноценное общение с родителями. Главная функция взрослых сейчас –
объяснить как можно подробнее и показать на личном примере. Ребенок впитывает все как
губка, с любознательностью первооткрывателя тянется к новым знаниям. Родители должны
внимательно выслушивать многочисленные вопросы и отвечать на них, ведь в семье дети
черпают первые знания об окружающем мире и своем месте в нем. Именно теперь
необходимо закладывать нравственные качества, развивать в ребенке доброту, вежливость,
отзывчивость, ответственность, любовь к труду. На этом этапе у ребенка появляются первые
друзья, поэтому очень важно научить общаться со сверстниками: уступать, отстаивать свои
интересы, делиться.
Возраст от 4 до 5 лет - время наиболее бурного развития ребенка. Совершенствуется
техническая сторона изобразительной деятельности. Дети проявляют интерес к лепке из
нетрадиционных материалов (пластической массы, глины, теста). Формируется способность
применять различные приемы в лепки (прищипывание, вытягивание, сглаживание,
сплющивание, вдавливание), а так же стремление украшать вылепленные композиции узором
при помощи дополнительного оборудования (стеки ,палочек, декоративных украшений,
природного материала). Развивается интерес к пластилинографии, как к одной из техник
лепки. Посредством пластилинографии ярче всего раскрываются творческие способности
7

детей. Занятия с детьми в данной технике способствуют разностороннему развитию ребёнка,
раскрывает творческий потенциал, способность применять освоенные знания и умения для
решения нестандартных задач, появляется уверенность в правильности принятия
обоснованного решения и их реализации.
2.4 Объем и сроки реализации Программы
Обучение по Программе «Фантазеры» рассчитано на один год. Занятия проводятся с
группой 10-12 человек 1 раз в неделю с октября по апрель. Продолжительность одного
занятия 20 минут.
2.5 Цель и задачи программы
Основная цель эстетического воспитания в дошкольном образовании – это постоянное
развитие интеллектуального и чувственного начал в человеке. Через приобщение к искусству
активизируется творческий потенциал личности. И, чем раньше заложен этот поенциал, тем
активнее будет стремление человека к освоению художественных ценностей мировой
культуры, тем выше эстетическое сознание и сфера эстетических потребностей.
Цель: развитие творческих способностей и ручной умелости у детей среднего
дошкольного возраста посредством пластилинографии.
Задачи:

обучающие:
- знакомить со способами деятельности и приёмами пластилинографии: отщипывание
кусочков, скатывание в шар, раскатывание в палочку, сплющивание, прикрепление детали к
бумаге, картону, налепливание, размазывание, формирование цилиндра, размазывание в
границах контура, прикрепление детали к фону, декорирование поверхности с помощью
стеки.
- формировать основы композиционных навыков;
- расширять познания детей о возможностях пластилина – им можно не только лепить,
но и рисовать;
- формировать практические навыки работы с пластилином и умение творчески их
использовать;

развивающие:
- развивать мелкую моторику и точные движения рук;
- развивать способности к самоопределению и самореализации;
- развивать чувства цвета, пропорции, ритма;
- развивать пространственное воображение, глазомера;

воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, сотворчество;
- воспитывать ответственность при выполнении работы;
- воспитывать коммуникативные способностеи.
2.6 Условия реализации Программы
Обучение пластилинографии в соответствии с Программой осуществляется с учётом
следующих условий:
- ребёнок должен быть психологически готов к обучению нетрадиционным техникам
рисования, у него должны быть достаточно развиты зрительное и слуховое внимание,
мышление, память, устная речь, мелкая моторика;
- обучение проводится с использованием игровых методик, ориентируясь на игру как
основную форму деятельности дошкольника, так как именно игра наиболее доступна, понятна
и интересна дошкольникам;
- обучение проходит на положительном эмоциональном фоне;
- процесс обучения строится на материале понятном дошкольнику;
- образовательная деятельность должна проводиться в помещении с хорошим
освещением и вентиляцией.
8

Условия набора и формирования групп: в коллектив принимаются все желающие в
возрасте 4 – 5 лет, проявляющие интерес к художественно-эстетической деятельности.
К занятиям допускаются учащиеся, не имеющие медицинских противопоказаний.
Форма организации занятий.
Обучение и развитие воспитанников происходит в игровой форме.
Развитию активности и любознательности, заинтересованности и концентрации
внимания способствует использование на занятиях пословиц, поговорок, загадок, стихов;
задания игрового характера.
Формированию мотивации к сохранению и укреплению своего здоровья происходит за
счет проведения зрительной гимнастики, смены статических поз, проведения
физкультминуток, динамических пауз и упражнений для коррекции мелкой моторики.
Структура занятия:
- знакомство детей со способами и приемами деятельности;
- самостоятельная продуктивная деятельность (пластилинография).
Используемые методы
Для качественного развития творческой деятельности юных художников дошкольникам
предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств
выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи.
В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или
учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит,
в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила
рисования с элементами фантазии.
Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а
затем закрепляются в практической работе.
Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в
программе в их содержательном единстве.
Программа предлагает инновационные формы организации занятий в системе
дополнительного образования детей, эффективные методы образовательно-воспитательной
работы с детьми: беседы, игры-путешествия, выставка-праздник, занятия-практикумы,
выставка работ.
Методы, которые используются в работе:
репродуктивный (воспроизводящий);
иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).
В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается
занятие просмотром работ и их обсуждением.
В период обучения происходит постепенное усложнение материала.
Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с
обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее
выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя
ученические ошибки и подсказывая пути их исправления.
Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в
изобразительном искусстве.
Техническое оснащение кабинета:
- мебель по количеству и росту детей;
- учебная доска, мел;
- инструменты и приспособления для занятий (бумага, картон, пластилин, наборы стек,
простые карандаши, стирательная резинка, разный нетрадиционный и природный материал:
бусины, бисер и т.д.).
9

2.7 Планируемые результаты
К концу года обучающиеся должны:
- проявлять активность и желание участвовать в разных видах творческой
художественной деятельности;
- использовать разные способы выражения своего отношения к окружающему миру в
продуктивной деятельности;
- проявлять воображение и фантазию;
- быть способны принимать задачу;
- уметь передавать образы предметов и явлений посредством пластилинографии;
- уметь раскатывать, сплющивать, соединять, прижимать, размазывать, скатывать,
формировать цилиндр, размазывать в границах контура, прикреплять детали к фону,
декорировать поверхность с помощью стеки.
3. Учебный план
№
п/п
1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

Название раздела, тема
Вводное занятие.
Основные приемы пластилинографии. Знакомство с
цветом.
Здравствуй осень. Ветка рябины
Здравствуй осень. Осенние листья.
Здравствуй осень. Зонтик.
Урожай. Фрукты.
Урожай. Овощи.
Сказки Пушкина. Сказка о золотом петушке.
Сказки Пушкина. Сказка о рыбаке и рыбке.
Первый снег. Зимний лес.
Скоро Новый год. Ёлка.
Зима пришла. Снеговик.
Зимние вещи из шерсти. Клубок шерсти.
Зимние вещи из шерсти. Валенки и варежки.
Пластилиновая открытка. День Святого Валентина
Пластилиновая открытка. День Защитника Отечества.
Пластилиновая открытка. 8 марта.
8 марта. Ваза для мамы.
Весна пришла. Подснежник.
Весна пришла. Журчат ручьи.
Весна пришла. Первые насекомые.
День космонавтики. Космос.
Народные промыслы. Матрёшка.
Народные промыслы. Дымковская игрушка.
Народные промыслы. Хохлома.
День победы. Символы праздника.
Весна пришла. Весенний пейзаж
Весна пришла. Яблоня цветёт.
Итоговое занятие.
Весна пришла. Ветка сирени.

Количество
часов

Формы
контроля

1

Рисунок

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Рисунок
Рисунок
Рисунок
Рисунок
Рисунок
Рисунок
Рисунок
Рисунок
Рисунок
Рисунок
Рисунок
Рисунок
Рисунок
Рисунок
Рисунок
Рисунок
Рисунок
Рисунок
Рисунок
Рисунок
Рисунок
Рисунок
Рисунок
Рисунок
Рисунок
Рисунок
Выставка
творческих
работ

10

4. Календарный учебный график на 2023 – 2024 учебный год
Дата начала
обучения по
программе
1 октября
2023 года

Год
обучения
1 год

Дата окончания
обучения по
программе
30 апреля
2024 года

Всего
учебных
недель
28

Кол-во
учебных
часов
28

Режим занятий
Понедельник /
вторник
17:00 – 17:20

Продолжительность учебной недели: 5 дней (с понедельника по пятницу)
Продолжительность учебного занятия:
Возрастная
Возраст
Длительность
Количество учебных занятий
группа
обучающихся
учебного
в неделю
в месяц
в год
занятия
Средняя группа
4 – 5 лет
не более 20
1
4
28
минут
5. Календарно – тематическое планирование и содержание обучения
№
Тема
п/п
1
Вводное занятие.
Основные приёмы
пластилинографии.
Знакомство с цветом.
2 Здравствуй осень.
Ветка рябины.

3

Здравствуй осень.
Осенние листья.

4

Здравствуй осень.
Зонтик.

5

Урожай.
Фрукты.

Программное содержание

Оборудование

Познакомить детей с техникой
пластилинографии.
закрепить знания основных цветов.

Картон, пластилин 3
цветов: красный,
желтый, синий.

Аппликация – ветка рябины.
Закрепить умение раскатывать комочки
пластилина круговыми движениями.
Формировать умение прикреплять
готовую форму на плоскость путём
равномерного расплющивания по
поверхности основы.
Раскрашиваем трафарет осеннего
листка.
Продолжать учить крепить пластилин в
ограниченном пространстве;
Формировать прием размазывания
пластилина подушечкой пальца.

Подготовленная
картинка, цветной
пластилин, влажные
салфетки, доска для
лепки, стеки.

Раскрашиваем зонтик.
Продолжать учить крепить пластилин в
ограниченном пространстве;
Формировать прием размазывания
пластилина подушечкой пальца.
Продолжать учить детей использовать в
своей работе несколько цветов
пластилина.
Рисуем фрукты на тарелке.
Продолжать учить крепить пластилин в
ограниченном пространстве;
Формировать прием размазывания
пластилина подушечкой пальца.
Продолжать учить детей использовать в
своей работе несколько цветов
пластилина.

Подготовленная
картинка, цветной
пластилин, сухие
опавшие листья,
влажные салфетки,
доска для лепки,
стеки.
Подготовленная
картинка, цветной
пластилин, влажные
салфетки, доска для
лепки, стеки.

Подготовленная
картинка, цветной
пластилин, влажные
салфетки, доска для
лепки, стеки.

11

6

Урожай.
Овощи.

7

Сказки Пушкина.
Сказка о золотом
петушке.

8

Сказки Пушкина.
Сказка о рыбаке и
рыбке.

9

Первый снег.
Зимний лес.

10

Скоро Новый год.
Ёлка.

11

Зима пришла.
Снеговик.

12

Зимние вещи из
шерсти.
Клубок шерсти.

13

Зимние вещи из
шерсти.

Рисуем овощи.
Продолжать учить крепить пластилин в
ограниченном пространстве;
Формировать прием размазывания
пластилина подушечкой пальца.
Продолжать учить детей использовать в
своей работе несколько цветов
пластилина.
Золотой петушок – аппликация.
Учить детей самостоятельно выбирать
цвет пластилина для раскрашивания
Петушка.
Закрепление приёма – надавливания и
размазывания. Продолжать учить
передавать характерные черты петушка,
используя различные материалы.
Золотая рыбка – витраж.
Продолжать учить размазывать
пластилин в ограниченном
пространстве, не выходя за границы
нарисованного изображения.
Рисуем зимний пейзаж.
Подводить к образной передаче явлений
и учить передавать образ зимнего
дерева посредством пластилинографии.
Формировать умение изображать
падающий снег посредством
пластилинографии , ритмично
располагая шарики-снежинки по всему
листу.
Рисуем еловую ветку.
Упражнять в раскатывании комочков
пластилина между ладонями прямыми
движениями рук и сплющивать их при
изготовлении веток ёлочки.
Развивать умение наносить стекой
штрихи (иголочки) на концах веток для
более выразительной передачи образа.
Аппликация – снеговик.
Формировать умение детей составлять
изображение целого объекта из частей,
одинаковых по форме, но разных по
величине, создавая образ снеговика
посредством пластилина на
горизонтальной плоскости.

Подготовленная
картинка, цветной
пластилин, влажные
салфетки, доска для
лепки, стеки.

Пластилиновый квиллинг – клубок
ниток.
Формировать умение детей приёму
сворачивания длинной колбаски по
спирали.
Упражнять в раскатывании пластилина
пальцами обеих рук на поверхности
стола для придания предмету
необходимой длины.
Украшаем валенки.
Учить детей располагать кусочки

Цветной картон,
линейка, цветной
пластилин, линейка,
влажные салфетки,
доска для лепки,
стеки.

Подготовленная
картинка, цветной
пластилин, влажные
салфетки, доска для
лепки, стеки.

Подготовленная
картинка, цветной
пластилин, влажные
салфетки, доска для
лепки, стеки.
Картон синий или
голубой, цветной
пластилин, влажные
салфетки, доска для
лепки, стеки.

Цветной картон,
цветной пластилин,
влажные салфетки,
доска для лепки,
стеки.

Картон синий или
голубой, цветной
пластилин, влажные
салфетки, доска для
лепки, стеки.

Подготовленная
картинка, цветной
12

Валенки и варежки.

пластилина на ограниченном
пространстве; развивать
композиционные умения у детей,
эстетические чувства.

14

Народные промыслы.
Матрёшка.

15

Народные промыслы.
Дымковская игрушка.

16

Народные промыслы.
Хохлома.

17

Пластилиновая
открытка.
День святого
Валентина.

Рисуем матрёшку.
Учить детей располагать кусочки
пластилина на ограниченном
пространстве; развивать
композиционные умения у детей,
эстетические чувства.
Раскрашиваем картинку
традиционными узорами.
Учить детей располагать кусочки
пластилина на ограниченном
пространстве; развивать
композиционные умения у детей,
эстетические чувства.
Рисуем на «подносе».
Упражнять в раскатывании пластилина
пальцами обеих рук на поверхности
стола для придания предмету
необходимой длины.
Развивать композиционные умения у
детей, эстетические чувства.
Рисуем открытку – сердечки.
Побуждать детей к изготовлению
подарков для близких.
Развивать творческое воображение.
Формировать навыки самостоятельной
работы.

18

Пластилиновая
открытка.
День Защитника
Отечества.

19

8 марта.
Ваза для мамы.

20

Пластилиновая
открытка.
8 Марта.

21

Весна пришла.
Подснежник.

Галстук для папы – украшаем и клеим
на открытку.
Побуждать детей к изготовлению
подарков для близких.
Развивать творческое воображение.
Формировать навыки самостоятельной
работы.
Рисуем вазу на цветном картоне.
Побуждать детей к изготовлению
подарков для близких.
Развивать творческое воображение.
Формировать навыки самостоятельной
работы.
Открытка с цифрой «8» и цветочками.
Побуждать детей к изготовлению
подарков для близких.
Развивать творческое воображение.
Формировать навыки самостоятельной
работы.

пластилин, влажные
салфетки, доска для
лепки, стеки,
материалы для
декорирования.
Подготовленная
картинка, цветной
пластилин, влажные
салфетки, доска для
лепки, стеки.
Подготовленная
картинка, цветной
картон, цветной
пластилин, линейка,
влажные салфетки,
доска для лепки,
стеки.
Подготовленная
картинка, цветной
пластилин, линейка,
влажные салфетки,
доска для лепки,
стеки.
Цветной картон,
цветной пластилин,
трафареты сердечки, влажные
салфетки, доска для
лепки, стеки,
блёстки, пайетки,
бисер.
Заготовка галстука,
клей, цветной
картон, цветной
пластилин, линейка,
влажные салфетки,
доска для лепки,
стеки.
Цветной картон,
цветной пластилин,
линейка, влажные
салфетки, доска для
лепки, стеки.

Заготовка цифры
«8», клей, цветной
картон, цветной
пластилин, линейка,
влажные салфетки,
доска для лепки,
стеки.
Рисуем подснежники.
Подготовленная
Формировать умение изображать
картинка, цветной
предмет, передавая сходство с реальным пластилин, влажные
предметом.
салфетки, доска для
13

22

Весна пришла.
Журчат ручьи.

23

Весна пришла.
Первые насекомые.

24

Весна пришла.
Весенний пейзаж.

25

День космонавтики.
Космос.

26

Весна пришла.
Яблоня цветет.

27

День победы.
Символы праздника.

28

Итоговое занятие
Весна пришла.
Ветка сирени.

Закрепление приёма надавливания и
размазывания.

лепки, стеки.

Рисуем ручей и кораблик.
Формировать умение изображать
предмет, передавая сходство с реальным
предметом.
Закрепление приёма надавливания и
размазывания.
Рисуем божью коровку
Формировать умение изображать
предмет, передавая сходство с реальным
предметом.
Закрепление приёма надавливания и
размазывания.
Витраж «Весенний пейзаж».

Подготовленная
картинка, цветной
пластилин, влажные
салфетки, доска для
лепки, стеки.
Подготовленная
картинка, цветной
пластилин, влажные
салфетки, доска для
лепки, стеки.

Подготовленная
пластиковая
картинка, трафарет,
цветной картон,
цветной пластилин,
влажные салфетки,
доска для лепки,
стеки.
Рисуем планеты.
Черный картон,
Формировать умение изображать
круги-трафареты,
предмет, передавая сходство с реальным цветной пластилин,
предметом.
линейка, влажные
Закрепление приёма надавливания и
салфетки, доска для
размазывания.
лепки, стеки,
бросовый материал.
Рисуем цветы яблони на ветке - гратаж. Белый картон,
Закрепляем приём размазывание
цветной пластилин,
пластилина подушечками пальцев по
восковые мелки,
листу бумаги;
простой карандаш,
Закрепляем умение работать тонкой
влажные салфетки,
палочкой или стекой, оставляя ровные
доска для лепки,
края.
стеки.
Аппликация и пластилиновый квиллинг. Белый картон,
Закрепляем умение раскатывать
цветной пластилин,
комочки пластилина круговыми
линейка, влажные
движениями ладоней,
салфетки, доска для
Закрепляем умение прикреплять
лепки, стеки.
готовую форму на поверхность путём
равномерного расплющивания на
поверхности основы.
Закрепляем умение приёму
сворачивания длинной колбаски по
спирали.
Закрепляем умение раскатывать
пластилин пальцами обеих рук на
поверхности стола для придания
предмету необходимой длины.
Рисуем цветущую сирень - гратаж.
Белый картон,
Закрепляем приём размазывание
восковые мелки,
пластилина подушечками пальцев по
цветной пластилин,
листу бумаги;
простой карандаш,
14

Закрепляем умение работать тонкой
палочкой или стекой, оставляя ровные
края.

влажные салфетки,
доска для лепки,
стеки.

5. Оценочные материалы
Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на
занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при
помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:
игра, которая является основным видом деятельности детей;
сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и
приглашает ребенка отправиться в путешествие;
просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно
почувствовать себя значимыми;
музыкальное сопровождение.
и т.д.
Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и
показывать приемы изображения.
Анализируя детский рисунок, педагог оценивает характеры героев, использование
специфики таких изобразительных средств, как точка, линия и штрих, и делает вывод о том,
насколько творчески ребенок подошел к заданию, по силам ли оно ему.
Способами контроля над успешностью реализации программы, являются контрольные
занятия, на которых обучающиеся выполняют задания, согласно пройденным темам и
получают оценку: «высокий уровень », «средний уровень», «низкий уровень». Результаты
фиксируются два раза в год в диагностической карте.
«Высокий уровень» определяется при исчерпывающем выполнении поставленной
задачи, за безупречное исполнение задания, в том случае, если задание исполнено ярко и
выразительно, убедительно и законченно по форме. Выявлено свободное владение
материалом, объём знаний соответствует программным требованиям.
«Средний уровень» определяется при достаточно полном выполнении поставленной
задачи (в целом), за хорошее исполнение задания, том случае, когда обучающимся
демонстрируется достаточное понимание материала, проявлено индивидуальное отношение,
однако допущены небольшие неточности. Допускаются небольшие погрешности, не
разрушающие целостность выполненного задания. Дошкольник в целом обнаружил
понимание материала.
«Низкий уровень» определяется при демонстрировании достаточного минимума в
исполнении поставленной задачи, когда дошкольник демонстрирует ограниченность своих
возможностей, неяркое, необразное исполнение элементов задания. Требования выполнены с
большими неточностями и ошибками. Выявлен неполный объём знаний, пробелы в усвоении
отдельных тем.
Оценка результатов детской деятельности (диагностика) проводится два раза в год: в
начале и в конце обучения (октябрь / апрель).
Основные методы – наблюдение и оценка детских работ.
Итогом реализации программы является выставка детских работ в конце учебного года.
Подробно анализируются достижения каждого ребёнка с пожеланием дальнейших успехов в
творчестве.

15

6. Используемая литература
1. Астраханцева С.В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного
творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В.
Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.
2. Блонский, П.П. Психология младшего школьника. / П. П. Блонский., Воронеж: НПО
«Модек», 1997.
3. Горичева В.С. , Нагибина М.И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина» Ярославль: «Академия развития», 1998г.
4. Давыдова Г.Н. «Пластилинография» - 1,2. – М.: Издательство «Скрипторий 2003г», 2006.
5. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. – М.: Издательство
«Скрипторий», 2007.
6. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн» Пластилинография. 2008, 80 стр..
7. Давыдова Г.Н. Пластилинография. Цветочные мотивы. Издательство «Скриптория-2003»
2011, 72 стр..
8. Иванова М. Лепим из пластилина. Издательство АСТ-ПРЕСС КНИГА. 2007
9. Кард В., Петров С. «Сказки из пластилина» - ЗАО «Валери СПб», 1997 – 160 с.») (Серия
«Учить и воспитывать, развлекая)
10. Лебедева Е. Г. «Простые поделки из бумаги и пластилина». Издательство: Айрис-пресс.
2008
11. Лыкова И.А. «Лепим игрушки: Лепка из пластилина. Мастерилка». Издательство: Мир
книги. 2008
12. Лыкова И.А. Я Будущий скульптор. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008г. – 48
с. – илл.
13. Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев. — М.: АСТ СПб: Сова, 2006
14. Р.Орен. Лепка из пластилина: развиваем моторику рук. Издательство Махаон. 2010
15. Паньшина И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 1975. - 112с., ил.
16. Перевертень, Г.И. Самоделки из разных материалов: Кн.для учителя нач. классов по
внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1985. – 112с.
17. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование [В.
А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.:
Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).
18. Рузина М.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр.- СПб.: КРИСТАЛЛ, 1997
19. Румянцева, Е.А Простые поделки из пластилина. Серия: "Внимание: дети!" 2009
20. Сафонова Е. Ю. Вместе с детьми - по ступенькам творческого роста [Текст] / Е. Ю.
Сафонова // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С. 36-49.
21. Стародуб К.И.,Ткаченко Т.Б. Пластилин. Издательство Феникс. 2003
22. Ткаченко Т.Б., Стародуб К.И. Лепим из пластилина. Ростов-на-дону: Издательство
«Феникс», 2003
23. Узорова О. В., Нефедова Е.А. Физкультурные минутки. М.: Астрель-АСТ-Ермак, 2004
24. Шкицкая, И. О. Пластилиновые картины. Издательство Феникс. 2009
25. Чернова Е.В. Пластилиновые картины/Е. В. Чернова – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 48с. –
(Город мастеров).

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».