Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 47
Приморского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТО
решением Педагогического совета
ГБДОУ детского сада № 47
Приморского района Санкт-Петербурга
(протокол от 26.05.2023 № 4)
УТВЕРЖДЕНО
приказом заведующего
ГБДОУ детского сада № 47
Приморского района Санкт-Петербурга
от 31.05.2023г. № 102
С учётом мнения Совета родителей
ГБДОУ детского сада № 47
Приморского района Санкт-Петербурга
(протокол от 17.05.2023 № 3)
Подлинник электронного документа,
подписанного ЭП, хранится в
ГБДОУ детский сад № 47
Приморского района Санкт-Петербурга
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат: 486B 5FB1 F2AC 2ECC C92E 3132 C5D5 6115
Владелец: Викторова Оксана Викторовна
Действителен: с 29.09.202022 по 23.12.2023
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Первые шаги к школе»
Возраст учащихся: 6 – 7 лет
Срок реализации: 8 месяцев
Разработчик:
Харина Екатерина Александровна,
педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
2023
Содержание образовательной программы
№ п\п
1
2
2.1
2.2
2.2.1
2.3
2.4
2.5
2.6
3
4
5
6
7
Наименование раздела
Паспорт программы
Пояснительная записка
Актуальность Программы
Адресат Программы
Возрастные особенности развития детей 6 – 7 лет
Объем и сроки реализации Программы
Цель и задачи Программы
Условия реализации Программы
Планируемые результаты
Учебный план
Календарный учебный график
Календарно-тематическое планирование и содержание
обучения
Оценочные материалы
Используемая литература
2
Страница
3
5
5
5
6
6
7
7
8
9
12
13
15
16
1. Паспорт Программы
Наименование Программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Первые шаги к школе»
Направленность Программы Социально-гуманитарная
Нормативно-правовая основа Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
для разработки Программы
«Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный
стандарт дошкольного образования (утвержден приказом
Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155,
зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г.,
регистрационный № 30384; в редакции приказа
Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955,
зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г.,
регистрационный № 72264);
Постановление главного государственного врача
Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 об
утверждении
СанПин
2.4.4.3172-14
«Санитарноэпидемиологические
требования
к
устройству,
содержанию
и
организации
режима
работы
образовательных
организаций
дополнительного
образования детей»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от
29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
Распоряжение
правительства
Российской
Федерации от 04.09.2014г. № 1726-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования
детей»;
Распоряжение Комитета по образованию СанктПетербурга от 01.03.2017 № 617-р «Об утверждении
Методических
рекомендаций
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
в
государственных образовательных организациях СанктПетербурга, находящихся в ведении Комитета по
образованию».
Разработчик Программы
Педагог дополнительного образования: Харина Екатерина
Александровна
Исполнитель Программы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 47 Приморского района СанктПетербурга
Заказчик Программы
Родители воспитанников ДОУ
Адресат Программы
Воспитанники 6 – 7 лет
Цель Программы
Обеспечение формирования готовности к обучению в
3
Планируемые результаты
освоения Программы
начальной школе у будущего школьника, развитие тех
интеллектуальных качеств, творческих способностей и
свойств личности, которые обеспечивают успешность
адаптации первоклассника, достижения в учебе и
положительное отношение к школе.
По направлению «Развитие речи»:
- знать буквы русского алфавита;
- печатать буквы русского алфавита в клетке;
- понимать и использовать в речи термины «звук»,
«буква»;
- определять место звука в слове: в начале, в
середине и в конце;
- различать гласные, согласные, твердые и мягкие
согласные;
- пользоваться графическим обозначением звуков
(гласные – красный квадрат, твердые согласные –
синий квадрат, мягкие согласные – зеленый
квадрат);
- соотносить звук и букву;
- читать слова, слоги, предложения;
- правильно пользоваться терминами «звук», «слог»,
«слово», «предложение»;
- вести диалог и монолог;
- рассуждать;
- составлять рассказ по картине;
- пересказывать небольшие тексты.
По направлению «ФЭМП»:
- считать по образцу и названному числу в пределах
10;
- понимать независимость числа от
пространственного расположения предметов;
- писать цифры от 1 до 10;
- пользоваться математическими знаками: +, --, =,
БОЛЬШЕ, МЕНЬШЕ;
- записывать решение математической задачи
(загадки) с помощью математических знаков, цифр;
- соотносить количество предметов с
соответствующей цифрой;
- различать количественный и порядковый счет в
пределах 10;
- составлять числа от 3 до 10 из двух меньших;
- понимать смысл пословиц, в которых присутствуют
числа;
- знать геометрические фигуры;
- рисовать в тетради в клетку геометрические
фигуры, символические изображения предметов из
геометрических фигур;
- выкладывать из счетных палочек геометрические
фигуры;
- располагать предметы в убывающем и
возрастающем порядке по величине, ширине, высоте,
толщине, используя соответствующие определения;
4
Срок реализации Программы
- делить предмет на 2-4 и более частей; понимать,
что часть меньше целого, а целое больше части;
- называть последовательно дни недели, месяцы;
- ориентироваться на листе бумаги, в тетради в
клетку;
- определять положение предметов по отношению к
другому лицу;
- решать логические задачи на сравнение,
классификацию, устанавление последовательности
событий, анализ и синтез;
- понимать задание и выполнять его самостоятельно;
- проводить самоконтроль и самооценку
выполненной работы.
8 месяцев
2. Пояснительная записка
2.1 Актуальность Программы
Дошкольное образование – это фундамент всей образовательной системы, так как
именно здесь закладываются основы личности, определяющие характер будущего
развития ребенка.
На этапе дошкольного возраста необходимо создать условия для максимального
раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка, для развития
функционально грамотной личности – человека, способного решать любые жизненные
задачи (проблемы), используя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания,
умения и навыки. Ребенок должен получить право стать субъектом собственной
жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть
успешным в деятельности. Это в значительной мере облегчит ребенку переход из детского
сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения.
Созданием данной образовательной программы послужил социальный запрос
родителей и школы. Интеллектуальная готовность ребенка (наряду с эмоциональной
психологической готовностью) является приоритетной для успешного обучения в школе,
успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Программа предназначена для развития и обучения детей седьмого года жизни и
представлена 2-мя направлениями: первое направление - «Развитие речи», составленное и
разработанное на основе пособий: Маханева М.Д., Гоголева Н.А., Цыбирева Л.В.
«Обучение грамоте детей 5-7 лет», и второе направление - «ФЭМП», составленное на
основе программы «Математические ступеньки» и пособий: Колесникова Е.В. «Я считаю
до 10» и «Математика для детей 6-7 лет».
В программе кружка учтены требования ФГОС ДО к структуре Программы,
условиям ее реализации и результатам освоения Программы.
Работа с детьми по данной программе обеспечивает их общее психическое развитие,
формирование предпосылок к учебной деятельности и качеств, необходимых для
адаптации к успешному обучению в школе.
2.2 Адресат программы
Программа ориентирована на детей старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет.
5
2.2.1 Возрастные особенности развития детей 6 – 7 лет
В возрасте 6 – 7 лет у детей происходит активное развитие диалогической речи.
Диалог детей приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий.
В недрах диалогического общения старших дошкольников зарождается и формируется
новая форма речи - монолог. Дошкольник внимательно слушает рассказы родителей, что у
них произошло на работе, живо интересуется тем, как они познакомились, при встрече с
незнакомыми людьми спрашивают, кто это, есть ли у них дети и т.п.
У детей продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй,
лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как
расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте.
Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы,
антонимы, прилагательные и т.д.
Познавательные процессы претерпевают качественные изменения; развивается
произвольность действий. Наряду с наглядно-образным мышлением появляются элементы
словесно-логического мышления. Продолжают развиваться навыки обобщения и
рассуждения, но они еще в значительной степени ограничиваются наглядными
признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится
констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей
группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе средств массовой
информации, приводящими к стереотипности детских образов. Внимание становится
произвольным, в некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения
достигает 30 минут. У детей появляется особый интерес к печатному слову,
математическим отношениям. Они с удовольствием узнают буквы, овладевают звуковым
анализом слова, счетом отдельных предметов.
Важнейшей особенностью психического развития детей старшего дошкольного
возраста является повышенная чувствительность. Во-первых, к усвоению нравственных
норм и правил поведения и, во-вторых, готовность детей к овладению целями и способами
систематического обучения. Можно сказать, что в этот период у ребёнка возникает
состояние, которое можно назвать обучаемостью. Чувствительность этого периода и
высокая обучаемость проявляется и в процессе подготовки к освоению грамотой.
Необходимо вовремя удовлетворить познавательный интерес ребёнка и направить его
желание и волю на овладение важными для школьного обучения умениями.
Образовательная деятельность подготовки детей к обучению в школе богата по
содержанию. В ней поставлена задача ознакомления детей с общей картиной
окружающего мира, а это естественно, т.к. дети хотят знать больше о том, с чем
ежедневно встречаются в жизни.
2.3 Объем и сроки реализации Программы
Обучение по Программе «Первые шаги к школе» рассчитано на 8 месяцев. Занятия
проводятся с группой 10-12 человек 2 раз в неделю с октября по май. Продолжительность
одного занятия 30 минут.
6
2.4 Цель и задачи программы
Цель: обеспечение формирования готовности к обучению в начальной школе у
будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и
свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника,
достижения в учебе и положительное отношение к школе.
Задачи:
формировать навыки учебной деятельности, познавательный интерес и
стимулировать желание учиться в школе;
воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, организованность,
коллективизм, уважение к старшим, стремление оказывать друг другу помощь;
развивать наглядно-образное и логическое мышление, произвольное внимание,
зрительно-слуховое восприятие, воображение, мелкую моторику и координацию
движения рук, умение ориентироваться в пространстве и во времени.
Программа подготовки дошкольников к школе идет по следующим направлениям:
развитие внимания и памяти;
развитие связной, грамматически и фонетически правильной речи;
овладение элементарными знаниями, умениями и навыками по математике и
грамоте;
развитие умственных способностей;
развитие социально-психологической готовности к школе (умение общаться,
слушать учителя и товарища, действовать совместно с другими);
развитие волевой готовности ребенка.
2.5 Условия реализации Программы
Подготовка к обучению в школе осуществляется с учётом следующих условий:
- ребёнок должен быть психологически готов к обучению грамоте и формированию
элементарных математических представлений, у него должны быть достаточно развиты
зрительное и слуховое внимание, мышление, память, устная речь, мелкая моторика;
- обучение проводится с использованием игровых методик, ориентируясь на игру
как основную форму деятельности дошкольника, так как именно игра наиболее доступна,
понятна и интересна дошкольникам;
- обучение проходит на положительном эмоциональном фоне;
- процесс обучения строится на материале понятном дошкольнику;
- образовательная деятельность проводится в помещении с хорошим освещением и
вентиляцией.
Условия набора и формирования групп: в коллектив принимаются все желающие
в возрасте 6 – 7 лет, проявляющие интерес к математике и грамоте.
К занятиям допускаются учащиеся, не имеющие медицинских противопоказаний.
Форма организации занятий: очная, подгрупповая.
Занятия проводятся в игровой и занимательной форме. Постоянная смена видов
деятельности позволяет повысить качество обучения и ограничить нагрузку на детей.
Методы обучения, применяемые на занятиях, многогранны. Они направлены не
только на усвоение знаний, но и на развитие детей, обращены не только к пробуждению
ума, но и эмоциональной сферы. Создание высокого эмоционального тонуса в процессе
7
обучения – это необходимое условие для получения знаний, т.к. пережитые знания
становятся убеждением.
Применяются словесные, наглядные, игровые и практические приёмы. Методы
взаимодействия взрослого и ребёнка (введение игрового персонажа, подвижные игры,
экспериментирование, моделирование, занимательные упражнения, графические,
фонематические, грамматические игры, игры на развитие внимания, памяти).
Используется разнообразный дидактический материал (подвижная (магнитная) азбука –
наборное полотно и карточки с буквами и цифрами), магнитная доска, предметные
картинки для составления предложений и задач, сюжетные картинки для составления
рассказов и др.
Дидактический стержень занятия – деятельность самих детей, что заставляет их
думать, наблюдать, сравнивать, классифицировать, группировать, делать выводы,
выявлять закономерности.
Программа затрагивает такие образовательные области по ФГОС, как:
познавательное развитие (восприятие, мышление, память, внимание и т.п.), речевое
развитие (умение составлять рассказы, пересказывать короткие тексты), социальнокоммуникативное развитие (общение с педагогом и со сверстниками, умение работать в
группе, умение помогать и просить помощи, слушать, слышать своих товарищей
педагога).
Техническое оснащение кабинета:
- мебель по количеству и росту детей;
- учебная доска, мел;
- инструменты и приспособления для занятий (магнитная азбука, дидактические
игры, предметные и сюжетные картинки, раздаточный материал).
-
2.6 Планируемые результаты
К концу года учащиеся должны:
по направлению «Развитие речи»:
знать буквы русского алфавита;
печатать буквы русского алфавита в клетке;
понимать и использовать в речи термины «звук», «буква»;
определять место звука в слове: в начале, в середине и в конце;
различать гласные, согласные, твердые и мягкие согласные;
пользоваться графическим обозначением звуков (гласные – красный квадрат,
твердые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зеленый квадрат);
соотносить звук и букву;
читать слова, слоги, предложения;
правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «слово», «предложение»;
вести диалог и монолог;
рассуждать;
составлять рассказ по картине;
пересказывать небольшие тексты;
по направлению «ФЭМП»:
считать по образцу и названному числу в пределах 10;
понимать независимость числа от пространственного расположения предметов;
8
- печатать цифры от 1 до 10;
- пользоваться математическими знаками: +, --, =, БОЛЬШЕ, МЕНЬШЕ;
- записывать решение математической задачи (загадки) с помощью математических
знаков, цифр;
- соотносить количество предметов с соответствующей цифрой;
- различать количественный и порядковый счет в пределах 10;
- составлять числа от 3 до 10 из двух меньших;
- понимать смысл пословиц, в которых присутствуют числа;
- знать геометрические фигуры;
- рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры, символические изображения
предметов из геометрических фигур;
- выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры;
- располагать предметы в убывающем и возрастающем порядке по величине,
ширине, высоте, толщине, используя соответствующие определения;
- делить предмет на 2-4 и более частей; понимать, что часть меньше целого, а целое
больше части;
- называть последовательно дни недели, месяцы;
- ориентироваться на листе бумаги, в тетради в клетку;
- определять положение предметов по отношению к другому лицу;
- решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление
последовательности событий, анализ и синтез;
- понимать задание и выполнять его самостоятельно;
- проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы.
3. Учебный план
№
п/п
Название раздела, тема
«Развитие речи»
1
Обследование фонематического
слуха.
2
Гласный звук а, буква А.
3
Гласный звук о, буква О.
4
Гласный звук ы, буква ы.
«ФЭМП»
Количество и счет: числа и
цифры от 1 до 10,
математические знаки «больше меньше», работа со счетными
палочками.
Геометрические фигуры: квадрат,
прямоугольник.
Количество и счет: знаки «равно,
неравно, плюс, минус»,
математические задачи.
Величина: сравнение предметов.
Ориентировка на листе бумаги.
Количество и счет: счет по
образцу и названному числу.
Геометрические фигуры:
сравнение предметов с фигурами.
Части суток.
Количество и счет: знаки
«больше, меньше, равно,
9
Количество
часов
1
1
1
1
неравно», соотнесение
количества предметов с цифрой,
состав числа шесть из двух
меньших.
Геометрические фигуры:
треугольник, трапеция.
Логическая задача: дорисовка
предмета.
Количество и счет: соотнесение
количества предметов с цифрой,
математическая загадка.
Ознакомление с часами.
Количество и счет: установление
соответствия между количеством
и цифрой.
Дни недели.
Ориентировка в пространстве.
Количество и счет: порядковый
счет, счет по названному числу,
состав числа из двух меньших.
Геометрические фигуры: овал.
Логическая задача на
установление связей и
зависимостей.
Арифметические задачи,
величина, решение примеров.
Ориентировка в пространстве.
Количество и счет: цифры от 1 до
10.
Логическая задача.
Ориентировка во времени.
Количество и счет: состав числа
7 из двух меньших,
математические знаки.
Ориентировка в тетради в клетку.
Геометрические фигуры.
5
Гласный звук и, буква И.
Диалог и монолог.
6
Гласный звук у, буква У.
Диалог и монолог.
7
Согласные звуки н, н. Буква Н, н.
Диалог и монолог.
8
Согласные звуки м, м. Буква М,
м. Диалог и монолог.
9
Согласные звуки т, т. Буква Т, т.
Рассказ по картине.
10
Согласные звуки к, к. Буква К, к.
Рассказ по картине.
11
Согласные звуки р, р. Буква Р, р. Арифметическая задача.
Рассуждение.
Состав числа 8.
Логическая задача.
Ориентировка во времени.
Согласные звуки л, л. Буква Л, л. Количество и счет:
Рассуждение.
математическая задача, решение
примеров.
Логическая задача.
Геометрические фигуры.
Ориентировка в тетради в клетку.
Согласные звуки в, в. Буква В, в. Решение примеров, знаки «плюс
Слоги.
- минус». Величина.
Логическая задача.
Геометрические фигуры.
12
13
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
Согласные звуки с, с. Буква С, с. Количество и счет
Культура речи.
Логическая задача.
Дни недели.
Согласные звуки п, п. Буква П, п. Количество и счет: состав числа
Культура речи.
9, арифметическая задача.
Геометрические фигуры.
Согласные звуки з, з. Буква З, з. Количество и счет: числа от 1 до
Культура речи.
10, решение примеров.
Логическая задача.
Геометрические фигуры.
Согласные звуки б, б. Буква Б, б. Количество и счет
Культура речи.
Измерение линейкой.
Логическая задача.
Ориентирование во времени.
Согласные звуки д, д. Буква Д, д. Количество и счет: решение
Составление слов из слогов.
примеров, счет по образцу и
названному числу.
Ориентировка во времени: часы
(стрелки, циферблат)
Логическая задача: поиск
недостающей фигуры.
Согласный мягкий звук й. Буква Количество и счет
Й, й. Составление слов из слогов. Геометрические фигуры:
вершины, стороны, углы.
Логическая задача.
Буква Я, я – показатель мягкости Количество и счет: решение
согласных звуков. Составление примеров.
слов из слогов.
Ориентировка во времени:
времена года.
Ориентировка на листе бумаги.
Согласные звуки г, г. Буква 2Г, г. Количество и счет: состав числа
Диалог. Пересказ.
10.
Величина: сравнение предметов
по величине.
Логическая задача.
Согласный мягкий звук ч. Буква Количество и счет
Ч, ч. Диалог. Пересказ.
Величина: измерение линейкой.
Геометрические фигуры:
квадраты.
Согласный твердый звук ш. Количество и счет: решение
Буква Ш, ш. Диалог. Пересказ.
примеров, задачи.
Логическая задача.
Гласный звук э. Буква Э, э. Количество и счет: решение
Диалог. Пересказ.
арифметической задачи,
примеров.
Величина: измерение линейкой.
Ориентировка в пространстве:
работа в тетради в клетку.
Логическая задача.
Буква Е, е – показатель мягкости Количество и счет: знаки «плюс –
согласных звуков. Рассказ по минус», математическая задача.
11
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
теме.
26
Согласный твердый звук
Буква Ж, ж. Рассказ по теме.
27
Согласные звуки х, х. Буква Х, х.
Рассказ по теме.
28
Буква Ю, ю – в начале слова и
как
показатель
мягкости
согласных звуков. Рассуждение.
29
Обследование детей на конец
года.
Закрепление.
Ударные
и
безударные гласные.
30
31
32
Приемы заучивания наизусть.
Повторение в игровой форме.
Год
обучения
20232024 уч.
год
ж.
Величина: измерение линейкой.
Ориентировка во времени:
определение времени на часах.
Количество и счет: решение
примеров.
Геометрические фигуры: квадрат,
треугольник, прямоугольник.
Ориентировка во времени: дни
недели.
Количество и счет: соотнесение
между количеством предметов и
цифрой.
Ориентировка в пространстве:
ориентировка по отношению к
другому лицу.
Логическая задача.
Количество и счет: задачи –
шутки, решение примеров,
математические загадки.
Ориентировка во времени:
весенние месяцы.
Обследование детей на конец
года.
Количество и счет: решение
примеров.
Геометрические фигуры: квадрат,
треугольник, прямоугольник.
Ориентировка во времени: дни
недели.
Повторение в игровой форме.
Повторение в игровой форме.
1
1
1
1
1
1
1
4. Календарный учебный график на 2023 – 2024 учебный год
Дата
Дата начала
Всего
Кол-во
окончания
Режим занятий
обучения по
учебных учебных
обучения по
программе
недель
часов
программе
1 октября
31 мая
32
64
Понедельник /
2023 года
2024 года
вторник
17:00 – 17:30
Среда / четверг
17:00 – 17:30
Продолжительность учебной недели: 5 дней (с понедельника по пятницу)
12
Продолжительность учебного занятия:
Возрастная
Возраст
Длительность
группа
обучающихся
учебного
занятия
Подготовительная
6 – 7 лет
не более 30
к школе группа
минут
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Количество учебных занятий
в неделю
в месяц
в год
2
8
64
5. Календарно – тематическое планирование и содержание обучения
Название раздела, тема
«Развитие речи»
«ФЭМП»
Обследование фонематического
Количество и счет: числа и цифры от 1 до 10,
слуха.
математические знаки «больше - меньше»,
работа со счетными палочками.
Геометрические фигуры: квадрат,
прямоугольник.
Гласный звук а, буква А.
Количество и счет: знаки «равно, неравно,
плюс, минус», математические задачи.
Величина: сравнение предметов.
Ориентировка на листе бумаги.
Гласный звук о, буква О.
Количество и счет: счет по образцу и
названному числу.
Геометрические фигуры: сравнение
предметов с фигурами.
Части суток.
Гласный звук ы, буква ы.
Количество и счет: знаки «больше, меньше,
равно, неравно», соотнесение количества
предметов с цифрой, состав числа шесть из
двух меньших.
Геометрические фигуры: треугольник,
трапеция.
Логическая задача: дорисовка предмета.
Гласный звук и, буква И.
Количество и счет: соотнесение количества
Диалог и монолог.
предметов с цифрой, математическая загадка.
Ознакомление с часами.
Гласный звук у, буква У.
Количество и счет: установление
Диалог и монолог.
соответствия между количеством и цифрой.
Дни недели.
Ориентировка в пространстве.
Согласные звуки н, н. Буква Н, н.
Количество и счет: порядковый счет, счет по
Диалог и монолог.
названному числу, состав числа из двух
меньших.
Геометрические фигуры: овал.
Логическая задача на установление связей и
зависимостей.
Согласные звуки м, м. Буква М, м. Арифметические задачи, величина, решение
Диалог и монолог.
примеров.
Ориентировка в пространстве.
Согласные звуки т, т. Буква Т, т.
Количество и счет: цифры от 1 до 10.
Рассказ по картине.
Логическая задача.
Ориентировка во времени.
13
10 Согласные звуки к, к. Буква К, к.
Рассказ по картине.
Количество и счет: состав числа 7 из двух
меньших, математические знаки.
Ориентировка в тетради в клетку.
Геометрические фигуры.
11 Согласные звуки р, р. Буква Р, р.
Рассуждение.
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
Арифметическая задача.
Состав числа 8.
Логическая задача.
Ориентировка во времени.
Согласные звуки л, л. Буква Л, л.
Количество и счет: математическая задача,
Рассуждение.
решение примеров.
Логическая задача.
Геометрические фигуры.
Ориентировка в тетради в клетку.
Согласные звуки в, в. Буква В, в.
Решение примеров, знаки «плюс - минус».
Слоги.
Величина.
Логическая задача.
Геометрические фигуры.
Согласные звуки с, с. Буква С, с.
Количество и счет
Культура речи.
Логическая задача.
Дни недели.
Согласные звуки п, п. Буква П, п.
Количество и счет: состав числа 9,
Культура речи.
арифметическая задача.
Геометрические фигуры.
Согласные звуки з, з. Буква З, з.
Количество и счет: числа от 1 до 10, решение
Культура речи.
примеров.
Логическая задача.
Геометрические фигуры.
Согласные звуки б, б. Буква Б, б.
Количество и счет
Культура речи.
Измерение линейкой.
Логическая задача.
Ориентирование во времени.
Согласные звуки д, д. Буква Д, д.
Количество и счет: решение примеров, счет
Составление слов из слогов.
по образцу и названному числу.
Ориентировка во времени: часы (стрелки,
циферблат)
Логическая задача: поиск недостающей
фигуры.
Согласный мягкий звук й. Буква
Количество и счет
Й, й. Составление слов из слогов.
Геометрические фигуры: вершины, стороны,
углы.
Логическая задача.
Буква Я, я – показатель мягкости
Количество и счет: решение примеров.
согласных звуков. Составление
Ориентировка во времени: времена года.
слов из слогов.
Ориентировка на листе бумаги.
Согласные звуки г, г. Буква 2Г, г.
Количество и счет: состав числа 10.
Диалог. Пересказ.
Величина: сравнение предметов по величине.
Логическая задача.
Согласный мягкий звук ч. Буква Ч, Количество и счет
ч. Диалог. Пересказ.
Величина: измерение линейкой.
Геометрические фигуры: квадраты.
14
23 Согласный твердый звук ш. Буква
Ш, ш. Диалог. Пересказ.
Количество и счет: решение примеров,
задачи.
Логическая задача.
Количество и счет: решение арифметической
24 Гласный звук э. Буква Э, э.
Диалог. Пересказ.
задачи, примеров.
Величина: измерение линейкой.
Ориентировка в пространстве:
работа в тетради в клетку.
Логическая задача.
Буква Е, е – показатель мягкости
Количество и счет: знаки «плюс – минус»,
согласных
звуков.
Рассказ
по
теме.
математическая задача.
25
Величина: измерение линейкой.
Ориентировка во времени: определение
времени на часах.
Согласный твердый звук ж. Буква Количество и счет: решение примеров.
Ж, ж. Рассказ по теме.
Геометрические фигуры: квадрат,
26
треугольник, прямоугольник.
Ориентировка во времени: дни недели.
Согласные звуки х, х. Буква Х, х.
Количество и счет: соотнесение между
Рассказ по теме.
количеством предметов и цифрой.
27
Ориентировка в пространстве: ориентировка
по отношению к другому лицу.
Логическая задача.
Буква Ю, ю – в начале слова и как Количество и счет: задачи – шутки, решение
показатель мягкости согласных
примеров, математические загадки.
28
звуков. Рассуждение.
Ориентировка во времени: весенние месяцы.
Обследование детей на конец года. Обследование детей на конец года.
29
Закрепление. Ударные и
Количество и счет: решение примеров.
безударные
гласные.
Геометрические фигуры: квадрат,
30
треугольник, прямоугольник.
Ориентировка во времени: дни недели.
Приемы заучивания наизусть.
Повторение в игровой форме.
31
Повторение в игровой форме.
Повторение в игровой форме.
32
6. Оценочные материалы
Способы проверки освоения программы – мониторинг с использованием игровых
заданий.
Цель мониторинга: выявление уровня речевого развития и уровня развития
математических представлений ребенка (начального уровня и динамики развития,
эффективности педагогического воздействия), изучение личностно-социального
поведения.
Методы оценки результатов освоения учащимися Программы:
диагностика готовности к чтению и письму детей 6 – 7 лет с использованием
индивидуальной рабочей тетради, диагностических игровых заданий;
диагностика уровня развития математических способностей с использованием
диагностических игровых заданий, бесед;
15
диагностика личностно-социальных проявлений ребенка дошкольника с помощью
методики изучения личностно-социального поведения с использованием метода
наблюдения.
Параметры оценки:
по направлению «Подготовка к обучению грамоте. Развитие речи»:
- звуковая сторона и выразительность речи;
- фонематический слух;
- уровень развития моторики, графических навыков;
- звукобуквенный анализ (место звука в слове, соотнесение звука и буквы);
по направлению «ФЭМП»:
- общие понятия (свойства предметов, группы (совокупности);
- числа и операции с ними;
- пространственно-временные представления;
- геометрические фигуры и величины.
7. Используемая литература
1) Алябьева Е.А. Учим русский язык. М.: Творческий центр Сфера.2013;
2) Дурова Н.В., Новикова В.П. «Развивающие упражнения для подготовки к школе»
М.. Школьная Пресса. 2010;
3) Жукова Н.С. «Букварь».2012;
4) Колесникова Е.В. «Я считаю до 10» Изд-во «Сфера».2019;
5) Марцинкевич Г.Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста .-Волгоград:
Учитель,2006;
6) Мищенкова Л.В. 36 занятий для будущих отличников. Методическое пособие для
подготовки к школе. Москва. Издательство Рост. 2011;
7) Нищева Н.В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и
синтеза у старших дошкольников. Детство-Пресс. Санкт-Петербург. 2015;
8) Сычева Г.Е. Формирование элементарных математических представлений у
дошкольников. Москва. Национальный книжный центр. 2014;
9) Холодова О.А. «За 3 месяца до школы», 2011г.;
10) Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребенка говорить и читать. Москва. Издательство
Гоном. 2011;
11) Чистякова О.В. Обучение грамоте. Учебное пособие для будущих
первоклассников. Санкт-Петербург. Издательский дом «Литера». 2014;
12) Узорова О., Нефёдова Е. «1000 упражнений для подготовки к школе». ООО
«Издательство АСТ», 2013;.
13) Серия «Папка для дошколят»: Учимся читать. Чтение. Тренажёр – пропись
«Готовим руку к письму». ЗАО «Росмэн – ПРЕСС».2013;
14) Серия «Папка дошкольника»: Вычитаем и складываем. Счёт до 20. Знакомимся со
временем. ООО ВК «Дакота» 2012.
16