Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 47
Приморского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТО
решением Педагогического совета
ГБДОУ детского сада № 47
Приморского района Санкт-Петербурга
(протокол от 26.05.2023 № 4)
УТВЕРЖДЕНО
приказом заведующего
ГБДОУ детского сада № 47
Приморского района Санкт-Петербурга
от 31.05.2023г. № 102
С учётом мнения Совета родителей
ГБДОУ детского сада № 47
Приморского района Санкт-Петербурга
(протокол от 17.05.2023 № 3)
Подлинник электронного документа,
подписанного ЭП, хранится в
ГБДОУ детский сад № 47
Приморского района Санкт-Петербурга
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат: 486B 5FB1 F2AC 2ECC C92E 3132 C5D5 6115
Владелец: Викторова Оксана Викторовна
Действителен: с 29.09.202022 по 23.12.2023
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Волшебная кисточка»
Возраст учащихся: 5 – 6 лет
Срок реализации: 1 год
Разработчик:
Антонец Оксана Николаевна,
педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
2023
Содержание образовательной программы
№ п\п
1
2
2.1
2.2
2.3
2.3.1
2.4
2.5
2.6
2.7
3
4
5
6
7
Наименование раздела
Паспорт программы
Пояснительная записка
Актуальность Программы
Отличительные особенности (новизна) Программы
Адресат Программы
Возрастные особенности развития детей 5 – 6 лет
Объем и сроки реализации Программы
Цель и задачи Программы
Условия реализации Программы
Планируемые результаты
Учебный план
Календарный учебный график
Календарно-тематическое планирование и содержание
обучения
Оценочные материалы
Используемая литература
Страница
3
4
4
4
5
5
7
7
8
9
9
10
11
16
18
2
Наименование Программы
Направленность Программы
Нормативно-правовая основа
для разработки Программы
Разработчик Программы
Исполнитель Программы
Заказчик Программы
Адресат Программы
Цель Программы
Планируемые результаты
освоения Программы
1. Паспорт Программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа по рисованию «Волшебная кисточка»
Художественная
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт дошкольного образования (утвержден приказом
Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155,
зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г.,
регистрационный № 30384; в редакции приказа
Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955,
зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г.,
регистрационный № 72264);
Постановление главного государственного врача
Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 об
утверждении
СанПин
2.4.4.3172-14
«Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29
августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»;
Распоряжение правительства Российской Федерации
от 04.09.2014г. № 1726-р «Об утверждении Концепции
развития дополнительного образования детей»;
Распоряжение Комитета по образованию СанктПетербурга от 01.03.2017 № 617-р «Об утверждении
Методических
рекомендаций
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
в
государственных образовательных организациях СанктПетербурга, находящихся в ведении Комитета по
образованию».
Педагог дополнительного образования: Антонец Оксана
Николаевна
Государственное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 47 Приморского района СанктПетербурга
Родители воспитанников ДОУ
Воспитанники 5 – 6 лет
Развитие интереса к самостоятельной изобразительнотворческой деятельности, формирование художественного
восприятия,
образных
представлений,
воображения
посредством
правополушарного
рисования
и
нетрадиционных техник рисования.
По окончанию курса обучения обучающиеся:
- владеют основными навыками правополушарного
рисования: умеют видеть, где кончается один предмет и
начинается второй, умеют выделять пространство вокруг
предмета, передавать перспективу и пропорции, видеть и
передавать характеристики цвета, умение видеть целое и его
части;
- используют в одной работе разные изобразительные
3
Срок реализации Программы
материалы;
- освоили цветоведение, умеют экспериментировать с
красками;
- самостоятельно составляют сюжеты своих рисунков,
способны свободно выражать свой замысел в творческой
работе;
- получают эстетическое удовольствие от процесса и
результата рисования;
- уважительно относятся к работам товарищей, при
этом, способны объективно оценивать свою работу;
- владеют достаточно широким общим кругозором;
- имеют достаточно сформированные предпосылки
учебной
деятельности
(самоконтроль,
самооценка,
обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать
друг с другом;
- уверены в своих силах, не испытывают страха перед
рисованием.
1 год
2. Пояснительная записка
2.1 Актуальность Программы
Правополушарное рисование - один из эффективных методов раскрытия творческого
потенциала и обучения навыкам рисования. В ходе реализации программы дети приобщаются
к искусству, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки
изобразительного творчества.
Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей.
Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления,
колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала
личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребенка, его
эмоциональной отзывчивости. Все большей популярностью в современном мире пользуются
нетрадиционные методики по развитию творческих талантов. Научиться рисовать за короткое
время можно используя инновационную методику правополушарного рисования. Основа
метода правополушарного рисования заключается в активации правого полушария в режим
творчества.
Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети
получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание
создавать нечто новое своими силами. Занятия детей правополушарным рисованием
совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать,
учат понимать прекрасное. Данная программа создает условия для формирования таких
личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам,
умение радоваться успехам товарищей, способность работать в группе и проявлять лидерские
качества.
2.2 Отличительные особенности (новизна) Программы
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию
эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и
развития личности в целом. Программа обусловлена тем, что происходит знакомство с
нетрадиционными материалами и техниками исполнения. В системе эстетического,
творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит
изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира,
способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса,
трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство
взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Новизной данной программы является включение в программу метода
правополушарного рисования. Разнообразие материалов и техник будят творческую
инициативу, развивают фантазию и воображение учащихся. Не обладая достаточными
4
навыками, дети обычно не удовлетворяются своими слабыми рисунками и постепенно
утрачивают интерес к изобразительному искусству. При выполнении же нестандартных работ
с использованием различных материалов, учащиеся начинают с увлечением заниматься
рисованием, стремятся выполнять свои работы на высоком уровне, творчески подходить к
выполнению задачи. В результате повышается мотивация учащихся, качество знаний,
развивается познавательный интерес к искусству, учащиеся становятся более активными.
Во время правополушарного рисования у обучающих открывается самое главное –
видение. Обучающие смогут правым полушарием не только копировать, но и создавать свои
шедевры. Правое полушарие синтезирует, дает множество вариантов, как для картин, так и
для решения задач в жизни.
Рисование в правополушарном режиме снимает психологическую усталость, убирает
внутреннего критика, повышает уверенность в себе. У обучающихся развивается креативная
часть мозга, они начинают лучше учиться.
Метод правополушарного рисования скоростной и ученик очень быстро обучается. Если
человек никогда не брал кисточку в руки, уже после первого занятия он приносит картины,
собственноручно написанные.
Программа несет сильный оздоровительный эффект. Правополушарная методика очень
хорошо погружает человека в процесс медитации, в состояние «здесь и сейчас». Полностью
абстрагирует от внешних проблем человека, переключая внимание, снимает психологическое
напряжение.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что в процессе реализации данной
программы обучающиеся не только обучаются рисовать, но и справляются с проблемами,
вызывающими у них запредельные эмоции, которые зачастую он не может вербализовать.
Учащиеся вооружаются одним из доступных и приятных для них способов снятия
эмоционального напряжения. Дети, у которых развиты оба полушария, меньше устают,
повышается работоспособность.
Есть у правополушарного рисования и нетрадиционных техник рисования еще одно
заметное преимущество – родителям будет гораздо легче оторвать ребенка от телевизора и
компьютера, ведь творчество – это естественная и очень сильная мотивация для развития
творческого мышления у ребенка.
Отличительной особенностью программы по правополушарному рисованию и
нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В
системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского
художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и
бросовые для нетрадиционного рисования материалы. Нетрадиционное рисование доставляет
детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо
знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов,
удивляет своей непредсказуемостью.
Для современных детей стандартных наборов изобразительных материалов и способов
передачи информации стало недостаточным, так как уровень умственного развития и
потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, правополушарное рисование
и нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта,
активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
2.3 Адресат программы
Программа ориентирована на детей старшего дошкольного возраста 5 – 6 лет.
2.3.1 Возрастные особенности развития детей 5 – 6 лет
Возраст 5-6 лет — это старший дошкольный возраст. Он является очень важным
возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его
можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные
качества, формируется образ «Я», половая идентификация. В этом возрасте дети имеют
представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам. Важным
показателем этого возраста 5 – 6 лет является оценочное отношение ребенка к себе и другим.
Дети могут критически относиться к некоторым своим недостаткам, могут давать личностные
5
характеристики своим сверстникам, подмечать отношения между взрослыми или взрослым и
ребенком. 90% всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5 – 6 лет. Очень важный
возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем.
Ведущая потребность в этом возрасте – потребность в общении и творческая активность.
Общение детей выражается в свободном диалоге со сверстниками и взрослыми, выражении
своих чувств и намерений с помощью речи и неречевых средств (жестов, мимики). Творческая
активность проявляется во всех видах деятельности, необходимо создавать условия для
развития у детей творческого потенциала. Ведущая деятельность – игра, в игровой
деятельности дети уже могут распределять роли и строить своё поведение, придерживаясь
роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью. С 5 лет ребёнок начинает адекватно
оценивать результаты своего участия в играх соревновательного характера. Удовлетворение
полученным
результатом начинает доставлять ребёнку радость,
способствует
эмоциональному благополучию и поддерживает положительное отношение к себе. Ведущая
функция – воображение, у детей бурно развивается фантазия. Воображение – важнейшая
психическая функция, которая лежит в основе успешности всех видов творческой
деятельности человека. Детей необходимо обучать умению планировать предстоящую
деятельность, использовать воображение для развития внутреннего плана действий и
осуществлять внешний контроль посредством речи.
В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно
доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит
потом никогда в жизни. В познавательной деятельности продолжает совершенствоваться
восприятие цвета, формы и величины. Дети называют не только основные цвета, но и их
оттенки, знают формы. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим
миром, расширением его кругозора. Лучшим способом получить именно научную
информацию является чтение детской энциклопедии, в которой четко, научно, доступным
языком, ребенку описывается любая информация об окружающем мире. Ребенок получит
представление о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях, странах,
изобретениях и о многом другом.
Это период наивысших возможностей для развития всех познавательных процессов:
внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих процессов
усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку
приходится думать и рассуждать. Конструктор хорошо развивает логическое мышление. Здесь
важным моментом является складывание по схеме – образцу, начиная с простых узоров.
Кубики, различные головоломки, мозаику необходимо выкладывать по картинке,
ориентируясь на цвет, форму, величину. В логических играх ребенок должен увидеть
последовательность, проследить логическую закономерность и обосновать.
В играх на логику прослеживается и личностный аспект дошкольника. Правильно решив
упражнение, ребенок радуется, чувствует уверенность в себе и желание побеждать. Есть дети,
которые сдаются, не верят в свои силы и задача родителей выработать у ребенка стремление
победить. Важно, ребенок должен знать, что «Я могу». Необходимо прививать интерес к
размышлению и рассуждению, поиску решений, научить испытывать удовольствие от
прилагаемых усилий и получаемого результата. Важно, чтобы детям сопутствовал успех.
Главное, в развитии детей 5-6 лет – это их познавательное развитие, расширение
кругозора. И все игры, направленные на это, дадут хороший результат. Не отвечайте
односложно – «да» или «нет». Отвечайте ребенку развернуто, спрашивайте его мнение,
заставляйте думать и рассуждать. А почему сейчас зима? Докажи. А почему в лесу нельзя
разводить костер. Обоснуй. У детей много неосознанной информации в голове, задача
взрослых им в этом помочь.
В старшем дошкольном возрасте дети могут выполнять задание, не отвлекаясь в течение
10-12 минут. У них наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
6
Дети могут находить 5-6 отличий между предметами, выполнять задания по предложенному
образцу, находить пары одинаковых предметов – это концентрация внимания. Также старшие
дошкольники способны запоминать 6-8 картинок в течение 1-2 минут, рассказывать наизусть
несколько стихотворений, пересказать близко к тексту прочитанное произведение, определять
последовательность событий, складывать разрезанную картинку из 9 частей, находить и
объяснять несоответствия на рисунках, находить и объяснять отличия между предметами и
явлениями, находить среди предложенных 4 предметов лишний, объяснять свой выбор и
многое др.
В изобразительной деятельности 5 – 6-летний ребёнок свободно может изображать
предметы круглой, овальной, прямоугольной формы. Обычно рисунки представляют собой
схематические изображения различных предметов. Дети любят рисовать, лепить, успешно
справляются с вырезыванием предметов прямоугольной и круглой формы, по контуру.
В развитии эмоциональной сферы необходимо формировать позитивное эмоциональное
отношение к самому себе и своему имени, к членам своей семьи, к друзьям, учить детей
сопереживать, помогать по мере возможности, заботиться о младших. Ребёнок может
произвольно управлять своим поведением, а также процессами внимания и запоминания,
эмоциональными реакциями.
2.4 Объем и сроки реализации Программы
Обучение по Программе «Волшебная кисточка» рассчитано на один год. Занятия
проводятся с группой 10-12 человек 1 раз в неделю с октября по апрель. Продолжительность
одного занятия 25 минут.
2.5 Цель и задачи программы
Главная цель – развитие интереса к самостоятельной изобразительно-творческой
деятельности, формирование художественного восприятия, образных представлений,
воображения посредством правополушарного рисования и нетрадиционных техник
рисования.
Задачи:
обучающие:
освоить основные навыки правополушарного рисования:
восприятие краев предмета (умение видеть, где кончается один предмет и
начинается второй);
восприятие пространства (умение выделять пространство вокруг предмета);
восприятие соотношений предметов и их частей (умение передавать
перспективу и пропорции);
восприятие света и тени (умение видеть и передавать характеристики цвета);
восприятие целостного образа (умение видеть целое и его части);
расширить представления о многообразии нетрадиционных техник рисования;
обучить приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с
использованием различных материалов;
развивающие:
раскрепостить, убрать и раздвинуть рамки для свободного творчества;
формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной
деятельности;
развивать
художественный
вкус,
фантазию,
изобретательность,
пространственное воображение;
развивать желание экспериментировать, стимулируя яркие познавательные
чувства: удивление, сомнение, радость от познания нового;
7
воспитательные:
формировать эмоционально-положительное восприятие окружающего мира;
воспитывать художественный вкус;
прививать любовь и уважение к различным видам искусства;
воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую
самореализацию.
2.6 Условия реализации Программы
Обучение нетрадиционным техникам рисования в соответствии с программой
осуществляется с учётом следующих условий:
ребёнок должен быть психологически готов к обучению нетрадиционным техникам
рисования, у него должны быть достаточно развиты зрительное и слуховое внимание,
мышление, память, устная речь, мелкая моторика;
обучение проводится с использованием игровых методик, ориентируясь на игру как
основную форму деятельности дошкольника, так как именно игра наиболее доступна, понятна
и интересна дошкольникам;
обучение проходит на положительном эмоциональном фоне;
процесс обучения строится на материале понятном в познавательном развитии
дошкольнику.
образовательная деятельность проводится в помещении с хорошим освещением и
вентиляцией.
Условия набора и формирования групп: в коллектив принимаются все желающие в
возрасте 5 – 6 лет, проявляющие интерес к художественно-эстетической деятельности.
К занятиям допускаются учащиеся, не имеющие медицинских противопоказаний.
Форма организации занятий.
Обучение и развитие воспитанников происходит в игровой форме.
Развитию активности и любознательности, заинтересованности и концентрации
внимания способствует использование на занятиях пословиц, поговорок, загадок, стихов;
задания игрового характера.
Формированию мотивации к сохранению и укреплению своего здоровья происходит за
счет проведения зрительной гимнастики, смены статических поз, проведения
физкультминуток, динамических пауз и упражнений для коррекции мелкой моторики.
Структура занятия:
знакомство детей с правополушарным рисованием и многообразием нетрадиционных
техник рисования;
самостоятельная продуктивная деятельность (правополушарное и нетрадиционное
рисование).
Используемые методы
Для качественного развития творческой деятельности юных художников дошкольникам
предоставляется возможность выбора художественной формы и художественных средств
выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике и
живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только
фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением
работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются
правила рисования с элементами фантазии.
Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а
затем закрепляются в практической работе.
Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в
программе в их содержательном единстве.
8
Методы, которые используются в работе:
- репродуктивный (воспроизводящий);
- иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
- проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
- эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её
решения).
В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается
занятие просмотром работ и их обсуждением.
В период обучения происходит постепенное усложнение материала.
Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с
обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее
выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя
ученические ошибки и подсказывая пути их исправления.
Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в
изобразительном искусстве.
Техническое оснащение кабинета:
- мебель по количеству и росту детей;
- учебная доска, мел;
- инструменты и приспособления (бумага, простые, цветные карандаши, стирательная
резинка, разный нетрадиционный материал: зубная щётка, губка, перчатки, трубочка из под
коктейля).
1.1.7. Планируемые результаты
Предметные результаты
По окончанию курса обучения обучающиеся:
владеют основными навыками правополушарного рисования: умеют видеть, где
кончается один предмет и начинается второй, умеют выделять пространство вокруг предмета,
передавать перспективу и пропорции, видеть и передавать характеристики цвета, умение
видеть целое и его части;
используют в одной работе разные изобразительные материалы;
освоили цветоведение, умеют экспериментировать с красками;
самостоятельно составляют сюжеты своих рисунков, способны свободно выражать
свой замысел в творческой работе;
получают эстетическое удовольствие от процесса и результата рисования;
уважительно относятся к работам товарищей, при этом, способны объективно
оценивать свою работу;
владеют достаточно широким общим кругозором;
имеют
достаточно
сформированные
предпосылки
учебной
деятельности
(самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг
с другом;
уверены в своих силах, не испытывают страха перед рисованием.
Метапредметные результаты
Обучающийся:
умеет составлять план и определять последовательность действий;
способен к волевому усилию;
владеет навыками самоконтроля;
понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной
форме;
9
умеет общаться и взаимодействовать с партнѐрами по совместной деятельности или
обмену информацией;
учитывает разные точки зрения и стремится к координации различных позиций в
сотрудничестве;
умеет работать в группе, включая ситуации учебного сотрудничества и проектные
формы работы;
следует морально-этическим и психологическим принципам общения и
сотрудничества;
умеет договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
умеет сдерживать негативные эмоции, представлять и корректно отстаивать свою
точку зрения, проявлять активность в обсуждении вопросов.
Личностные результаты
Обучающийся:
осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат;
умеет делать нравственный выбор;
способен к волевому усилию;
имеет развитую рефлексию;
имеет сформированную учебную мотивацию;
умеет адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку.
3. Учебный план
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
Название раздела, тема
Вводное занятие.
Знакомимся с инструментами художника.
Различные фоны.
Смешение красок.
Вкусные дары щедрой осени.
В грибном царстве, лесном государстве.
Рябина.
Разноцветная осень.
Какие они разные деревья и кусты.
Дикие животные.
Рисуем елочку разными способами.
Елочные игрушки.
Диагональный фон.
Зимний лес.
Перспектива.
Снегири на ветке.
Круговой фон.
Валентинка.
Рыбка.
Поздравительная открытка
Подарок для мамы.
Тюльпаны
Подснежники.
Весенние мотивы.
Космос.
Пушистый котик.
Городской пейзаж.
Цветущее дерево.
Количество
часов
Формы
контроля
1
Рисунок
1
1
1
1
1
1
1
1
Рисунок
Рисунок
Рисунок
Рисунок
Рисунок
Рисунок
Рисунок
Рисунок
1
Рисунок
1
Рисунок
1
1
1
1
Рисунок
Рисунок
Рисунок
Рисунок
1
1
1
1
1
1
Рисунок
Рисунок
Рисунок
Рисунок
Рисунок
Рисунок
10
22
23
24
25
26
27
28
Домашние питомцы.
Весенние мотивы.
Пасхальная открытка.
Космос.
Одуванчики.
Насекомые.
Итоговое занятие.
Едем на море.
Рисунок
Рисунок
Рисунок
Рисунок
Рисунок
Рисунок
Выставка
творческих
работ
1
1
1
1
1
1
1
4. Календарный учебный график на 2023 – 2024 учебный год
Год
обучения
1 год
Дата начала
обучения по
программе
1 октября
2023 года
Дата окончания
обучения по
программе
30 апреля
2024 года
Всего
учебных
недель
28
Кол-во
учебных
часов
28
Режим занятий
Среда / четверг
17:00 – 17:25
Продолжительность учебной недели: 5 дней (с понедельника по пятницу)
Продолжительность учебного занятия:
Возрастная
Возраст
Длительность
Количество учебных занятий
группа
обучающихся
учебного
в неделю
в месяц
в год
занятия
Старшая группа
5 – 6 лет
не более 25
1
4
28
минут
5. Календарно – тематическое планирование и содержание обучения
№ п/п
Тема
1
Вводное занятие.
Знакомимся с
инструментами
художника.
Различные фоны.
Смешение красок.
2
Вкусные дары
щедрой осени.
3
В грибном царстве,
лесном государстве.
Программное содержание
Оборудование
Теория:
Рассказ
об инструментах
художника, знакомство с кисточками; с
правилами правополушарного рисования.
Показ порядка выполнения фона –
большой и средней кисточкой щетинкой.
Практика: грунтовка листа, упражнение
«Точки», смешение цветов на листе,
работаем кисточками.
Теория:
техника
правополушарного
рисования
горизонтального
фона.
Правильное расположение рисунка на
листе. Свет, тень, блики.
Практика:
горизонтальный
фон,
нанесение
вертикальный
и
горизонтальных полос, изображение
яблок, ставим блики.
Теория:
техника
правополушарного
рисования
горизонтального
фона.
Правильное расположение рисунка на
листе. Показ способа рисования грибов.
Свет,
тень,
блики.
Практика:
горизонтальный
фон,
изображение
грибов, закрепляем навык рисования
травы распушенной щетинкой, ставим
блики, выполнение творческого задания.
Альбомный лист,
набор гуашевых
красок,
кисть,
стаканы с водой,
салфетки, фартук.
Альбомный лист,
набор гуашевых
красок,
кисть,
стаканы с водой,
салфетки, фартук.
Альбомный лист,
набор гуашевых
красок,
кисть,
стаканы с водой,
салфетки, фартук.
11
4
Рябина.
5
Разноцветная осень.
6
Какие они разные
деревья и кусты.
7
Рисуем елочку
разными способами.
8
Елочные игрушки.
Диагональный фон.
9
Зимний лес.
Перспектива.
Теория:
техника
правополушарного
рисования
горизонтального
монохромного фона. Проработка деталей
на переднем плане, показ способа
изображение
гроздей
рябины
подушечками пальцев, последовательно
нанося цветовые пятна (бардовый,
красный, свет и тень).
Практика:
монохромный
фон,
изображение
гроздей
рябины
подушечками пальцев, нанесение света,
тени, блики.
Теория: Беседа об осени, просмотр
слайдов
«Осень».
Техника
правополушарного
рисования
вертикального фона хаотичными мазками
в разных направлениях. Показ способа
рисования дерева «вверх ногами».
Практика: Рисование фона короткими
мазками, нанося их хаотично, палитра
красок осени, рисования дерева «вверх
ногами», нанесение световых пятен на
стволы и ветки.
Теория: наблюдение, «Какого цвета
осень», показ разных способов рисования
листвы
ватными
палочками,
подушечками пальцев, последовательно
нанося цвета от темного к светлому.
Практика: закрепление рисования дерева
«вверх ногами»,
листвы
ватными
палочками, пальцами, используя при
этом палитру красок Осени.
Теория: 1. Показ способа рисования ели
(мазками). 2. Показ способа рисования
ели (жесткой кистью). 3.Показ новой
техники «набрызг» с помощью жесткой
кисти.
Практика:
1.
Рисование
облаков
пальцами, ели мазками, украшение
игрушками. 2.рисование ели по схеме,
жесткой кистью, снегирей подушечкой
пальца, дорисовка деталей (головы,
крыльев, хвоста), снега «набрызгом»
Теория: Показ способа изображения
еловой ветки, сплющенной большой
щетинкой движениями от середины в
сторону; рисования елочной игрушки,
придания объема (свет, тень)
Практика: изображение еловой ветки,
придания ветке объема; рисование
елочной игрушки по показу.
Теория:
Рассматривание
зимних
пейзажей, объяснение, что такое линия
горизонта,
понятия
«воздушная
перспектива» и как ее изображали
художники.
Практика: самостоятельная работа детей
Альбомный лист,
набор гуашевых
красок,
кисть,
стаканы с водой,
салфетки, фартук.
Альбомный лист,
набор гуашевых
красок,
кисть,
стаканы с водой,
салфетки, фартук.
Альбомный лист,
набор гуашевых
красок,
кисть,
стаканы с водой,
салфетки, фартук.
Альбомный лист,
набор гуашевых
красок,
кисть,
стаканы с водой,
салфетки, фартук.
Альбомный лист,
набор гуашевых
красок,
кисть,
стаканы с водой,
салфетки, фартук.
Альбомный лист,
набор гуашевых
красок,
кисть,
стаканы с водой,
салфетки, фартук.
12
10
Снегири на ветке.
Круговой фон.
11
Рыбка.
12
Городской пейзаж.
13
Домашние питомцы.
14
Пушистый котик.
15
Дикие животные.
по
рисованию
зимнего
пейзажа,
применяя полученные навыки
Теория: показ нового способа создания
фона - по спирали. Рассматривание
рисунка «Снегири на ветке», показ
приема рисования снегиря от яркого
цветового пятна.
Практика: самостоятельная работа детей
по рисованию зимнего пейзажа, деревьев,
снегирей, нанесение светотени, снега на
грозди рябины, ветки деревьев.
Теория: показ нового способа создания
фона- по диагонали, показ способа
рисования рыбки при помощи простых
форм.
Практика: выбор цвета и рисование
нового фона, рисование рыбки по показу
педагога.
Выполнение
творческого
задания:
дорисовка
пузырьков,
водорослей…
Теория: продолжаем закреплять способы
рисования правополушарного фона волнистыми линиями, передний и задний
план. Силуэтный рисунок. Проработка
деталей на переднем плане. Свет, блики,
на воде.
Практика:
выполнение
силуэтного
рисунка города на заднем плане, берега,
дерева, кота на переднем плане. Свет,
блики, на воде.
Теория: продолжение знакомства с
техникой правополушарного рисования
от простых форм, цветового пятна,
используя разные кисти.
Практика:
создание
выразительного
образа.; рисование щенка (кота) по схеме,
в определенной последовательности, от
простых форм (круга, овала),
Теория: показ нового способа создания
фона – подушечками пальцев, необычное
расположение кота, способ рисования
шерсти
распущенной
щетинкой.
Практика: рисование нового фона,
пушистого
кота
используя
кисть
щетинку, прорисовка деталей тонкой
круглой синтетикой (глаза, нос, рот, усы)
Теория: Беседа о животных, обитающих в
лесах, еже. Продолжаем закреплять
способы рисования фона – от середины
листа. Показ способа рисования ежа –
подушечками
пальцев,
нанося
последовательно
коричневый,
охру,
черный, белый.
Практика:
правополушарный
горизонтальный фон - от середины листа.
Рисование ежа по показу педагога.
Выполнение
творческого
задания:
Альбомный лист,
набор гуашевых
красок,
кисть,
стаканы с водой,
салфетки, фартук.
Альбомный лист,
набор гуашевых
красок,
кисть,
стаканы с водой,
салфетки, фартук.
Альбомный лист,
набор гуашевых
красок,
кисть,
стаканы с водой,
салфетки, фартук.
Альбомный лист,
набор гуашевых
красок,
кисть,
стаканы с водой,
салфетки, фартук.
Альбомный лист,
набор гуашевых
красок,
кисть,
стаканы с водой,
салфетки, фартук.
Альбомный лист,
набор гуашевых
красок,
кисть,
стаканы с водой,
салфетки, фартук.
13
16
Космос.
17
Валентинка.
18
Поздравительная
открытка.
19
Подснежники.
20
Подарок для мамы.
Тюльпаны.
21
Весенние мотивы.
22
Цветущее дерево.
дорисовка листочков, грибочков, травы.
Теория:
Рассматривание
коллекции
«Картинки космоса», подбор цветовой
гаммы,
проговаривание
приемов
рисования планет, звезд, космических
кораблей.
Практика:
использование
правополушарных техник для создания
картины:
пальчиковое
рисование,
набрызг, от пятна, от простых форм.
Теория: показ нового способа создания
фона – от центра, рассматривание
валентинок, выбор образца, показ
способа рисования овечки.
Практика: выбор цвета и рисование
нового фона, рисование овечки по показу
педагога.
Выполнение
творческого
задания: дорисовка сердечек.
Теория: показ нового способа создания
фона - подушечками пальцев используя
различные оттенки синего цвета. Показ
способа рисования самолета.
Практика: рисование нового фона,
самолета по показу педагога
Теория: рассматривание фотографий
подснежников. Показ использования
поролоновых кисточек для изображения
снега,
способа
рисования
цветов.
Практика: рисование нового фона с
использованием поролоновых кисточек,
подснежников по показу педагога,
листьев и стеблей используя разные
цвета.
Теория: показ нового способа создания
фона – цвета идут навстречу друг другу.
Рассматривание
фотографий.
Показ
способа рисования тюльпанов.
Практика: рисование нового фона,
тюльпанов по показу педагога, нанесение
света и тени, обводка кончиком кисточки
Теория: просмотр слайдов «Весна»,
какой цвет у весны. Компоновка рисунка
на листе. Передний и задний планы.
Плавный переход цвета в цвет.
Особенности
изображения
деревьев
весной.
Практика: выполнение неба в цвете.
Прорисовка облаков и деревьев на
горизонте.
Изображение
снега
и
проталин. Рисунок деревьев и кустов на
переднем плане. Прорисовка почек на
деревьях. Прорисовка подснежников.
Изображение солнца. Нанесение света и
тени на деревья и снег
Теория: продолжение знакомства с
техникой правополушарного рисования.
Теплая цветовая гамма. Создание
Альбомный лист,
набор гуашевых
красок,
кисть,
стаканы с водой,
салфетки, фартук.
Альбомный лист,
набор гуашевых
красок,
кисть,
стаканы с водой,
салфетки, фартук.
Альбомный лист,
набор гуашевых
красок,
кисть,
стаканы с водой,
салфетки, фартук.
Альбомный лист,
набор гуашевых
красок,
кисть,
стаканы с водой,
салфетки, фартук.
Альбомный лист,
набор гуашевых
красок,
кисть,
стаканы с водой,
салфетки, фартук.
Альбомный лист,
набор гуашевых
красок,
кисть,
стаканы с водой,
салфетки, фартук.
Альбомный лист,
набор гуашевых
красок,
кисть,
14
23
Весенние мотивы.
24
Насекомые.
25
Космос.
26
Одуванчики.
27
Пасхальная
открытка.
настроения в работе. Прорисовка деталей
в работе.
Практика: выполнение неба в цвете
(круговой фон), рисунок дерева «вверх
ногами» (цветущей ветки). Выполнение
цветущего дерева в цвете. Прорисовка
цветков разными способами: кистью,
ватными палочками.
Теория: компоновка рисунка на листе.
Плавный переход цвета в цвет.
Особенности
изображения
деревьев
весной.
Практика: выполнение неба в цвете.
Прорисовка деревьев на горизонте.
Изображение снега и проталин. Рисунок
деревьев и кустов на переднем плане.
Создание
выразительного
образа
белоствольных берез.
Теория: продолжаем закреплять способы
рисования правополушарного фонавертикальными полосами, по кругу,
подбор цветовой гаммы. Правильное
композиционное построение рисунка на
листе. Создание настроения в рисунке.
Рассматривание фотографий бабочек,
божьих коровок (форма, цвет).
Практика: выполнение фона в цвете;
Прорисовка травы и цветов уже
знакомыми способами; бабочки, божьей
коровки.
Теория: закрепление способа создания
фона по спирали; рассматривание
иллюстраций «Космос», из каких форм
состоит ракета, спутник, планеты.
Практика: выполнение фона по спирали,
изображение планет, спутников, ракеты
по самостоятельному выбору детей.
Теория: продолжаем закреплять способы
рисования правополушарного фона- от
угла, по дуге; подбор цветовой гаммы.
Правильное композиционное построение
рисунка на листе. Создание настроения в
рисунке.
Практика:
выполнение
фона,
использование различных инструментов:
жесткая кисть, поролоновая кисть,
ватные
палочки,
создание
образа
воздушных одуванчиков, дорисовки по
желанию.
Теория: виды открыток, рассматривание
пасхальных открыток, объяснение, что
такое праздник Пасхи, какие символы
пасхи. Показ способа рисования кулича,
яиц, веточек вербы. Свет, тень, блик.
Практика: выбор детьми красок для
создания фона рисунка, выполнение
выбранного рисунка.
стаканы с водой,
салфетки, фартук.
Альбомный лист,
набор гуашевых
красок,
кисть,
стаканы с водой,
салфетки, фартук.
Альбомный лист,
набор гуашевых
красок,
кисть,
стаканы с водой,
салфетки, фартук.
Альбомный лист,
набор гуашевых
красок,
кисть,
стаканы с водой,
салфетки, фартук.
Альбомный лист,
набор гуашевых
красок,
кисть,
стаканы с водой,
салфетки, фартук.
Альбомный лист,
набор гуашевых
красок,
кисть,
стаканы с водой,
салфетки, фартук.
15
28
Итоговое занятие.
Едем на море.
Теория: перспектива в изображении.
Передний и задний план. Изображение
поверхности воды и волн.
Практика: подбор цветовой гаммы.
Изображение неба и облаков. Прорисовка
моря и гор на заднем плане. Изображение
гор и цветущих кустов на переднем
плане.
Альбомный лист,
набор гуашевых
красок,
кисть,
стаканы с водой,
салфетки, фартук.
5. Оценочные материалы
Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на
занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при
помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:
игра, которая является основным видом деятельности детей;
сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и
приглашает ребенка отправиться в путешествие;
просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно
почувствовать себя значимыми;
музыкальное сопровождение.
и т.д.
Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и
показывать приемы изображения.
Анализируя детский рисунок, педагог оценивает характеры героев, использование
специфики таких изобразительных средств, как точка, линия и штрих, и делает вывод о том,
насколько творчески ребенок подошел к заданию, по силам ли оно ему.
Рисунки, выполненные детьми на занятиях, оцениваются по следующим критериям:
формообразующие движения (вертикальные, горизонтальные, короткие, пересекающиеся,
волнистые, круг, овал, треугольник, квадрат):
3 балла – наличие всех линий и форм;
2 балла – неточные, неровные, неуверенные, незаконченные;
1 балл – нет в рисунке данных линий и форм;
части предметов:
3 балла – ребёнок изображает предметы, состоящие из 3-х частей разной формы (например:
машина, зайчик, дом);
2 балла – предметы из 2-х частей разной формы;
1 балл – предметы из частей одинаковой формы;
сюжет:
3 балла – в рисунке присутствует 3 предмета, связанные между собой;
2 балла - 2 предмета;
1 балл – 1 предмет;
использование цвета:
3 балла – 3 цвета;
2 балла – 2 цвета;
1 балл - 1 цвет;
соответствие реальному цвету:
3 балла – предметы соответствуют реальному цвету;
2 балла – есть некоторые несоответствия;
1 балл - все предметы одного цвета или не совпадают с реальным;
соотношение по величине, пропорции:
3 балла – соблюдение пропорций;
16
2 балла – некоторое несоответствие;
1 балл - отсутствие пропорций;
композиция:
3 балла – располагает предметы по всему листу или узкой полосе;
2 балла – расположение выше узкой полосы;
1 балл - хаотичное расположение;
творчество:
3 балла – составляет рассказ о нарисованном;
2 балла – перечисляет нарисованные предметы;
1 балл - не идёт на контакт;
контур:
3 балла – умение рисовать набросок;
2 балла – сильный нажим в некоторых местах;
1 балл – неумение рисовать набросок;
строение предметов, присутствие частей:
3 балла - присутствуют все части, расположены верно;
2 балла – есть незначительные искажения;
1 балл – части предметов расположены неверно, некоторых не хватает;
динамика:
3 балла – присутствует, передано достоверно;
2 балла – есть недостатки в передаче движения;
1 балл – изображение статично.
Динамика
Контур
Творчество
Композиция
Соответствие
реальному цвету
Соотношение по
величине, пропорции
Использование цвета
Сюжет
Ф. И. ребенка
Части предметов
№
п/п
Формообразующие
движения
Оценочный лист динамики художественного развития детей 5-6 лет
Всего
баллов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Уровни художественно-творческого развития
детей 5 - 6 лет
Высокий (25-30 баллов) – владеет формообразующими движениями, изображает
предметы, состоящие из трех частей разной формы, в рисунке присутствует 3 предмета,
связанные между собой, использует три и больше цветов, предметы соответствуют реальному
17
цвету, соблюдает пропорции в рисунке, располагает предметы по всему листу, учитывает
расположение сюжета, составляет рассказ о нарисованном, умеет сделать набросок, все части
нарисованы верно, достоверно передана динамика.
Средний (15-20) – формообразующие линии присутствуют, но они неточные и
нечеткие, изображает предметы, состоящие из двух частей, в рисунке присутствуют два
предмета, связанные между собой, использует два и больше цветов, есть некоторые
несоответствия по реальному цвету, есть некоторые несоответствия по пропорциям, не всегда
соблюдает композиционное расположение, перечисляет нарисованное, сильно нажимает в
некоторых местах, не все части нарисованы правильно, есть недостатки визображении
движений.
Низкий уровень(10-15) – отсутствие формообразующих линий, изображает предметы ,
состоящие из одной части, в рисунке не более одного предмета, использует один-два цвета,
цвета не соответствуют реальному предмету, пропорции не выдерживает, композиционное
расположение отсутствует, не может рассказать о нарисованном, не умеет рисовать набросок,
части предметов изображает неверно, изображение статично
6. Используемая литература
1. Баймашова В.А. 33 занятия по рисованию в детском саду– М.: «Издательство Скрипторий
2003», 2013.
2.Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.:
«Издательство Скрипторий 2003», 2008.
3.Давыдова Г.Н. 22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники– М.:
«Издательство Скрипторий 2003», 2016.
4.Р.Г.Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова, В.Ю. Слепцова, Т. В. Смагина. Р54 Занятия по
рисованию с дошкольниками / Под ред. Р.Г. Казаковой - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 128 с. (Серия
«Вместе с детьми».)
5.Немешаева Е. Разноцветные ладошки –М.: « Айрис Пресс», 2013.
6.Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование,
конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованызродителей.-СПб.:
КАРО,2010.
7. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. –
М.: ТЦ Сфера,2011.
8. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.- Москва. 2003.
9. Б. Эдвартс "Художник внутри вас», Минск: Попурри, 2008 г. www naydisebya ru Студия
правополушарного рисования
10. Бетти Эдвардс «Открой в себе художника», Минск: изд Попурри. 2010, 288 с.
11. Лана Ф. "Правополушарное рисование", 14 Dec 2013, интернет-ресурс, www naydisebya
ru
12. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие.
Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К˚», 1998.–
256с.
13. Ворушило Н.С. "Программа кружка "Карандашик", г. Чистополь, Республика Татарстан
(материалы электронного журнала "Дошкольник")
14. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по
изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
15. Дворниченко А.В. ИЗО кружок "Каляка – маляка", воспитатель МБДОУ №47 «Радость»
г. Псков (материалы электронного журнала "Дошкольник")
16. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. – 128с.
17. Зорькина Н. Н. "Рабочая программа кружка "Фантазия", МБДОУ"Золотой ключик"
(материалы электронного журнала "Дошкольник")
18. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста:
Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 18.200420.128с.
19. Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. – Мн: ООО«Попурри»,
2005. – 256с.
18
20. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
21. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство
«Астрель», 2005. – 63с.
22. Комментированное рисование в детском саду: методическое пособие / Н. В. Микляева. Москва : Сфера, 2010. - 122 с.
23. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми.
24. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
25. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.–
96с.
19