Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 47
Приморского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТО
Педагогическим советом
ГБДОУ детского сада № 47
Приморского района Санкт-Петербурга
(протокол от 29.08.2025 № 1)
УТВЕРЖДЕНО
Приказом заведующего
ГБДОУ детского сада № 47
Приморского района Санкт-Петербурга
от 01.09.2025г. № 324
_____________________О.В.Викторова
Дополнительная образовательная
общеразвивающая программа
«Шахматная азбука»
Срок освоения: 1 год
Возраст обучающихся: 4 – 5 лет
Разработчик:
Бовкина Ульяна Андреевна,
педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
2025
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Шахматная азбука»
составлена в соответствии с:
Законом «Об образовании в Российсской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
Распоряжением Правительства Санкт-Петербурга Комитета по образованию от
25.08.2022 № 1676-р «Об утверждении критериев оценки качества дополнительных
общеразвивающих программ, реализуемых организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, и индивидуальными предпринимателями СанктПетербурга»;
Гигиеническими нормативами и требованиями к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания» (Постановление Главного
государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении
санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21);
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи; санитарные правила СП
2.4.3648-20.
Направленность: социально-гуманитарная.
Актуальность реализации
Актуальность программы обучения игре в шахматы детей 4 – 5 лет обусловлена
комплексным воздействием игры на развитие ребенка в самый чувствительный для этого
период.
1. Соответствие возрастным особенностям:
в 4 – 5 лет у ребенка активно развивается логическое и наглядно-образное
мышление; шахматы являются идеальным тренажером для этого (чтобы сделать ход,
нужно мысленно представить его последствия);
это пиковый возраст для развития внимания и памяти; шахматная партия требует
собранности, концентрации и запоминания ходов, что естественно тренирует эти
функции;
в этом возрасте дети легко усваивают правила и стремятся к упорядоченности;
четкие правила шахмат удовлетворяют эту потребность, формируя произвольность
поведения (умение управлять своими импульсами).
2. Формирование мягких навыков, востребованных в будущем:
умение принимать решения и нести за них ответственность: ребенок усваивает, что
каждое действие (ход) имеет необратимые последствия, и учится делать осознанный
выбор;
развитие эмоционального интеллекта: шахматы учат справляться с поражениями,
проявлять терпение и уважение к сопернику, что является основой
стрессоустойчивости;
критическое и стратегическое мышление: ребенок учится не просто действовать, а
выстраивать простейший план, прогнозировать ответ соперника и гибко менять
свою тактику.
3. Профилактика образовательных трудностей:
регулярные
занятия
шахматами
напрямую
способствуют
развитию
пространственного воображения и математических способностей, что является
надежной базой для успешного освоения школьной программы в будущем;
тренировка усидчивости и концентрации помогает предотвратить проблемы с
вниманием, часто возникающие при начале систематического обучения в школе.
4. Альтернатива цифровому досугу:
в эпоху гаджетов шахматы предлагают «живую» интеллектуальную нагрузку,
которая развивает мозг через тактильное взаимодействие с фигурами и социальное
общение со сверстниками, что критические важно для гармоничного развития.
Таким образом, программа обучения игре в шахматы детей 4 – 5 лет – это не просто
кружок по обучению игре, это эффективный инструмент своевременного развития
ключевых интеллектуальных и личностных качеств, которые закладывают прочный
фундамент для успешного обучения в школе и адаптации в современном мире.
Новизна и отличительные особенности программы «Шахматная азбука»
заключается не в изобретении новых правил шахмат, а в уникальной методологии, подходе
и расстановке акцентов, адаптированных для детей 4 – 5 лет.
1. Игровой подход и погружение в сказку:
отказ от академического «взрослого» подхода к обучению; шахматные фигуры
«оживают» и становятся персонажами сказочного мира (например, Корольбатюшка, непоседливая пешка и т.д.);
введение понятий через метафоры и образы, понятные ребенку («мат» - это, когда
Королю некуда спрятаться).
2. Акцент на развитии психических процессов:
шахматы используются не как самоцель, а как инструмент для целенаправленного
развития базовых интеллектуальных функций;
в программу «встроены» специальные не шахматные упражнения-тренажеры
наразвитие памяти, внимания и логики, которые служат подготовкой к игре («Найди
одинаковые фигуры», «Запомни расположение»);
задания строятся по принципу от простого к сложному, где сначала отрабатывается
один навык (например, ход одной фигурой), а затем они комбинируются.
3. Интеграция в другие виды деятельности:
шахматы не изолированы в рамках «урока», а становятся частью общей
развивающей среды;
использование творческих заданий (нарисовать фигуру, слепить ее из пластилина),
что способствует лучшему запоминанию и развитию моторики.
4. Комплексное формирование «мягких навыков»:
в программу заложены ритуалы и инструменты для обучения эмоциональной
саморегуляции (например, «ритуал рукопожатия» в конце игры);
формирование навыка осознанного принятия решений через вопросы тренера:
«Какой у тебя план? Что сделает после твоего хода соперник?»
5. Индивидуальная траектория и система мотивации:
отсутствие жестких нормативов и соревновательного давления, успех ребенка
измеряется его личным прогрессом;
акцент на похвале за усилие, а не за результат.
Новизна программы в ее двойной фокусировке: это одновременно и увлекательное
знакомство с шахматами, и системное развитие ключевых способностей ребенка через
уникальный, специально разработанный игровой инструментарий.
Отличительная особенность – программа не готовит юных гроссмейстеров, а
выращивает мыслящую, уверенную в себе личность, используя шахматы как мощный и
эффективный развивающий ресурс.
Адресат: программа предназначена для детей 4 – 5 лет, независимо от их гендерной
принадлежности и возможностей.
Уровень освоения: общекультурный.
Объем и срок освоения: общее количество учебных часов в год – 56, лет – 1.
Цель программы: развитие у детей 4 – 5 лет познавательных способностей (памяти,
внимания, логического мышления) и навыков принятия решений через освоение основ
шахматной игры.
Задачи программы
1. Обучающие:
познакомить с шахматной доской: научить ориентироваться на ней, различать поля,
горизонтали и вертикали;
обучить названиям, месту расположения и правилам хода всех шахматных фигур;
сформировать умение выполнять шах и мат (на базовом уровне);
научить правилу «тронул – ходи» и другим основам шахматного этикета.
2. Развивающие:
развивать логическое мышление: умение просчитывать простые комбинации из 1-2
ходов;
тренировать пространственное воображение и зрительную память;
совершенствовать концентрацию и устойчивость внимания;
формировать умение принимать решение и нести за него ответственность (сделал
ход – не можешь его вернуть).
3. Воспитательные:
воспитывать усидчивость, целеустремленность и умение доводить игру до конца;
формировать навык достойно принимать как победы, так и поражения;
развивать уважение к сопернику и умение работать в парах.
Планируемые результаты освоения Программы
К концу учебного курса ребенок:
знает названия всех шахматных фигур (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король);
правильно расставляет фигуры на доске в начальную позицию;
уверенно ориентируется на шахматной доске, находит указанные поля (например,
e4, h5);
различает и называет горизонтали и вертикали;
понимает и применяет на практике правила хода для каждой фигуры;
понимает смысл понятий «шах», «мат», «рокировка», «взятие на проходе» (на
элементарном уровне);
может поставить мат одинокому королю ферзем или ладьей;
соблюдает основное правило шахмат: «тронул – ходи»;
умеет продумывать свои действия на 1-2 хода вперед в простых позициях;
видит и может избежать элементарные угрозы соперника (например, не подставить
фигуру под бой);
сравнивает силы фигур, понимает их относительную ценность;
способен концентрировать внимание на игре в течение 15-20 минут;
запоминает и воспроизводит на пустой доске расположение нескольких фигур;
делает осознанный выбор фигуры для хода, понимая последствия этого выбора;
проявляет усидчивость и доводит партию до логического завершения;
адекватно реагирует на результат игры: спокойно принимает победу и без слез –
поражение;
стремится анализировать свои ошибки («Почему я проиграл? Что можно было
сделать иначе?»);
соблюдает очередность хода, уважает соперника во время партии;
владеет базовыми нормами общения за шахматной доской.
Организационно-педагогические условия реализации
Язык реализации: государственный язык Российской Федерации – русский.
Форма обучения: очная.
Особенности реализации
Условия набора и формирования групп
Принимаются все желающие в возрасте 4 – 5 лет. Списочный состав формируется с
учетом вида деятельности и возможностями помещения. Занятия проводятся с группами
детей, количество которых составляет не более 12 человек. Программа обусловлена
возрастом воспитанников и не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых
знаний к уровню развития ребенка.
Формы организации и проведения занятий
1. Групповая форма:
объяснение нового материала: краткое введение в тему через сказку, диалог с
детьми, показ ярких плакатов, иллюстраций;
«Мозговой штурм»: коллективное решение простой шахматной задачки на доске
(например, «Какой фигурой можно за один ход добраться до…?»).
2. Работа в парах и малых группах:
практическая игра: дети играют друг с другом короткие партии с ограниченным
набором фигур (например, только короли и пешки);
дидактические игры: выполнение заданий в парах («Расставь фигуры правильно»,
«Кто быстрее найдет все белые поля»).
3. Индивидуальная работа:
работа с раздаточным материалом: решение шахматных ребусов, раскрашивание
шахматных фигур, выполнение заданий в тетрадях («нарисуй путь слона»);
выполнение специальных упражнений на развитие внимания и памяти
(«Лабиринты», «Найди отличия»).
Структура типового занятия:
1. организационный момент: приветствие, настрой на работу;
2. разминка: подвижная игра или пальчиковая гимнастика на шахматную тему;
3. повторение: вопросы по пройденной теме, дидактическая игра;
4. изучение нового: сказка, демонстрация, беседа;
5. практическое закрепление: работа в парах, дидактические игры, творческие задания;
6. итог и рефлексия: Что узнали? Что понравилось? Похвала и поощрение (наклейки,
штампы).
Такой гибкий и игровой подход позволяет поддерживать высокий интерес детей и
обеспечивает прочное усвоение материала.
Используемые методы
1. Наглядные методы:
иллюстрация: показ крупных красочных плакатов с изображением фигур, доски,
диаграмм с ходами;
демонстрация:
- педагог показывает, как ходит фигура, обыгрывая эт жестом или голосом;
- использование магнитной доски с крупными фигурами для объяснения правил;
- показ мультимедийных презентаций и анимационных роликов, где фигуры
«оживают»;
2. Практические методы:
дидактические игры: на запоминание, на ориентирование, на закрепление ходов;
упражнения: тренировочные, творческие;
элементарное моделирование:
- создание простых шахматных ситуаций на доске для их совместного разбора и
решения;
- игра в «живые шахматы», где дети сами являются фигурами.
3. Словесные методы:
дидактическая сказка/рассказ: главный метод объяснения нового материала;
беседа-диалог: эвристическая беседа, где педагог задает наводящие вопросы,
помогая ребенку самому прийти к выводу;
объяснение в игровой форме: краткое и понятное объяснение правил с
использованием рифмовок, считалок и мнемонических приемов;
загадки и стихи.
4. Игровые методы:
сюжетно-ролевая игра: все занятие или его часть – это одно большое приключение;
создание проблемной ситуации: педагог создает на доске «загвоздку», которую
детям интересно разрешить (например, «Король оказался в ловушке, как ему
выбраться за 1 ход?»);
метод соревнования: используется очень дозировано и мягко, без акцента на
проигрыше.
5. Методы контроля и самоконтроля:
поощрение: система мгновенной положительной обратной связи (вербальная
похвала, наклейки, штампы);
наблюдение: педагог постоянно наблюдает за работой детей в парах и в игре,
оценивая не результат, а приложенные усилия;
элементы самопроверки: простые задания, где ребенок может сам сразу увидеть
правильность его решения.
Комплексное использование этих методов позволяет сделать обучение шахматам для
дошкольников эффективным, соответствующим их психологии и, что самое главное,
радостным и увлекательным. Акцент смещен с механического заучивания на проживание и
прочувствование игры.
Материально-техническое оснащение
1. Основное шахматное оборудование:
демонстрационные шахматы:
- большая магнитная настенная доска с крупными, хорошо видимыми фигурами;
- напольных шахматный коврик с крупными клетками для игры в «живые шахматы»;
индивидуальные шахматные наборы для детей (деревянные или пластиковые).
2. Дидактические материалы и оборудование:
наглядные пособия:
- комплект крупных, красочных плакатов: «Шахматные фигуры», «Начальная
позиция», «Как ходят фигуры»;
- набор карточек с изображением каждой фигуры для игр на запоминание и
классификацию;
- «лабиринты» и «дорожки» для отработки ходов фигур (например, «Помоги коню
дойти до домика»);
раздаточный материал для индивидуальной работы:
- тетради для творческих заданий (раскраски с шахматными фигурами, «соедини по
точкам» и т.д.);
- листы для графических диктантов.
3. Технические средства обучения:
ноутбук/компьютер с колонками;
проектор и экран (интерактивная доска);
презентации PowerPoint с простыми анимациями, объясняющими ходы фигур;
звуковые файлы для физминуток и создания настроения.
4. Мебель и организация пространства:
детские столы и стулья, соответствующие росту детей;
зонирование помещения:
- учебная зона: для работы за столами;
- игровая зона с ковром для подвижных игр, напольной шахматной доской;
- зона для демонстрации: магнитная доска и экран.
5. Вспомогательное и игровое оборудование:
материалы для развития моторики и сенсорики (фигуры из разных материалов для
тактильных ощущений); пластилин/кинетический песок для лепки;
реквизит для сюжетно-ролевых игр (элементы костюмов или шапочки,
обозначающие шахматные фигуры);
система мотивации: «экран успехов детей» или «дневник шахматиста».
Оснащение должно создавать развивающую, безопаную и эстетически приятную
среду, где ребенок может изучать шахматы через игру, движение, творчество и
практическое взаимодействие с качественными и подходящими по размеру материалами.
Кадровое обеспечение
Реализацию программы осуществляет педагог дополнительного образования.
Учебный план
Количество часов
№ п/п
1–4
5–8
9 – 12
Название раздела, тема
Шахматные фигуры
Шахматная доска
Шахматная
доска:
проспекты, улицы, переулки
шахматной доски
Начальное положение
Шахматные фигуры
Пешка
Белая ладья
Черная ладья
Слон
Ладья против слона
Ферзь
Ферзь против ладьи и слона
Конь
Король
«Большой турнир»
Всего
Теория
Практика
4
4
2
2
2
2
4
2
2
Форма
аттестации/
контроля
Мини-игра,
наблюдение и
обратная связь,
детская
самооценка
13 – 16
4
2
2
17 – 20
4
2
2
21 – 24
4
2
2
25 – 26
2
1
1
27 – 28
2
1
1
29 – 32
4
2
2
33 – 36
4
2
2
37 – 40
4
2
2
41 - 44
4
2
2
45 - 48
4
2
2
49 - 52
4
2
2
53 - 56
4
2
2
56
28
28
ИТОГО:
Соотношение теоретических и практических часов условно, так как каждое занятие
построено на принципе интеграции и практико-ориентированного подхода. Теоретическая
часть – это краткое объяснение педагога, погружение в игровую ситуацию, а практическая
– основное время занятия.
Год
обучения
1
Дата
начала
занятий
06.10
2025
Календарный учебный график
Количест Количест
Дата
Количест
во
во
Количест
окончани
во часов
учебных учебных во часов
я занятий
в неделю
недель
дней
30.04
28
56
56
2
2026
*1 академический час = 20 мин в соответствии с возрастом детей
Режим
занятий
2 раза в
неделю
по 1 часу
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 47
Приморского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТО
Педагогическим советом
ГБДОУ детского сада № 47
Приморского района Санкт-Петербурга
(протокол от 29.08.2025 № 1)
УТВЕРЖДЕНО
Приказом заведующего
ГБДОУ детского сада № 47
Приморского района Санкт-Петербурга
от 01.09.2025г. № 324
_____________________О.В.Викторова
Рабочая программа
к дополнительной образовательной
общеразвивающей программе
«Шахматная азбука»
Срок освоения: 1 год
Возраст обучающихся: 4 – 5 лет
Разработчик:
Бовкина Ульяна Андреевна,
педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
2025
Цель программы: развитие у детей 4 – 5 лет познавательных способностей (памяти,
внимания, логического мышления) и навыков принятия решений через освоение основ
шахматной игры.
Задачи программы
4. Обучающие:
познакомить с шахматной доской: научить ориентироваться на ней, различать поля,
горизонтали и вертикали;
обучить названиям, месту расположения и правилам хода всех шахматных фигур;
сформировать умение выполнять шах и мат (на базовом уровне);
научить правилу «тронул – ходи» и другим основам шахматного этикета.
5. Развивающие:
развивать логическое мышление: умение просчитывать простые комбинации из 1-2
ходов;
тренировать пространственное воображение и зрительную память;
совершенствовать концентрацию и устойчивость внимания;
формировать умение принимать решение и нести за него ответственность (сделал
ход – не можешь его вернуть).
6. Воспитательные:
воспитывать усидчивость, целеустремленность и умение доводить игру до конца;
формировать навык достойно принимать как победы, так и поражения;
развивать уважение к сопернику и умение работать в парах.
Планируемые результаты освоения Программы
К концу учебного курса ребенок:
знает названия всех шахматных фигур (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король);
правильно расставляет фигуры на доске в начальную позицию;
уверенно ориентируется на шахматной доске, находит указанные поля (например,
e4, h5);
различает и называет горизонтали и вертикали;
понимает и применяет на практике правила хода для каждой фигуры;
понимает смысл понятий «шах», «мат», «рокировка», «взятие на проходе» (на
элементарном уровне);
может поставить мат одинокому королю ферзем или ладьей;
соблюдает основное правило шахмат: «тронул – ходи»;
умеет продумывать свои действия на 1-2 хода вперед в простых позициях;
видит и может избежать элементарные угрозы соперника (например, не подставить
фигуру под бой);
сравнивает силы фигур, понимает их относительную ценность;
способен концентрировать внимание на игре в течение 15-20 минут;
запоминает и воспроизводит на пустой доске расположение нескольких фигур;
делает осознанный выбор фигуры для хода, понимая последствия этого выбора;
проявляет усидчивость и доводит партию до логического завершения;
адекватно реагирует на результат игры: спокойно принимает победу и без слез –
поражение;
стремится анализировать свои ошибки («Почему я проиграл? Что можно было
сделать иначе?»);
соблюдает очередность хода, уважает соперника во время партии;
владеет базовыми нормами общения за шахматной доской.
№ п/п
1–4
5–8
9 – 12
13 – 16
17 – 20
Содержание работы
Календарно – тематическое планирование и содержание обучения
Тема
Программное содержание
Оборудование
Шахматные
Познакомить
детей с
Шахматные доски,
фигуры
шахматным королевством, с
наборы шахматных
шахматными фигурами, с
фигур, тетрадь в клетку,
терминами белые и черные.
карандаш.
Рассказать о том, что игра в
шахматы очень занимательная
и интересная.
Шахматная
Познакомить с шахматной
доска
доской: её формой, белыми и
черными полями;
чередованием белых и
черных полей на шахматной
доске.
Учить пользоваться линейкой
и карандашом,
ориентироваться на
тетрадном листе.
Шахматная
Познакомить с понятиями
доска:
«горизонталь» и «вертикаль».
проспекты,
Упражнять детей в быстром и
улицы, переулки правильном нахождении
шахматной
полей, вертикалей и
доски
диагоналей, показывая и
называя их вслух.
Начальное
Познакомить детей с боевыми
положение
единицами, участвующими в
шахматном сражении, научить
расставлять на шахматной
доске начальное положение
(начальную позицию).
Дать представление о первой
и второй горизонтали.
Выучить правило: «Ферзь
любит свой цвет».
Шахматные
Познакомить с шахматными
фигуры
фигурами, с терминами белые
и черные.
Пешка
21 – 24
25 – 26
Белая ладья
Черная ладья
27 – 28
Слон
29 – 32
Ладья против
слона
33 – 36
Ферзь
37 – 40
Ферзь против
ладьи и слона
41 - 44
Конь
45 - 48
49 - 52
Король
Познакомить с шахматной
фигурой «Пешка», ее местом в
начальном положении,
ходами, взятием.
Формировать представления о
шахматной фигуре «Ладья»
Закрепить представления о
шахматной фигуре «Ладья».
Отрабатывать практические
навыки.
Познакомить с шахматной
фигурой «Слон», его местом в
начальном положении,
ходами. Развивать внимание.
Отрабатывать практические
навыки игры ладьей и слоном.
Учить нападать на фигуру
партнера, ограничивать ее
подвижность, уводить из-под
боя свою фигуру, занимать по
возможности центральные
поля, на которых сила ладьи и
слона возрастает.
Развивать внимание.
Познакомить с шахматной
фигурой «Ферзь», ее местом в
начальном положении,
ходами, взятием.
Ввести понятие «Ферзь –
тяжелая фигура».
Продолжить знакомить детей
с шахматной фигурой – ферзь.
Показать
позиции фигуры,
различные
ходы.
Развивать
воображен
ие,
сообразительность,
быстро
ту реакции, мелкую моторику
рук.
Познакомить с шахматной
фигурой «Конь», его местом в
начальном положении, ходами
коня, взятием.
Познакомить с шахматной
фигурой «Король», его
«Большой
турнир»
53 - 56
местом в начальном
положении, ходами, взятием.
Развивать ловкость и
смекалку, ориентировку в
пространстве, способность
думать, мыслить,
анализировать.
Активизировать словарь.
Закрепление пройденного
материала
Шахматные доски,
наборы шахматных
фигур, тетрадь в клетку,
карандаш, медали,
грамоты.
Методические и оценочные материалы
Итоговая оценка достижений ребенка проводится в двух форматах: индивидуальная
диагностическая игра и анализ накопительной папки достижений.
1. Индивидуальная диагностическая игра-беседа: педагог приглашает ребенка в
игровую зону и предлагает ему выполнить несколько заданий:
Блок заданий
Конкретное задание
Что оценивает педагог
ребенку
Знание шахматной доски и Рассели все фигуры в их Умение
правильно
фигур
домики на поле перед расставлять фигуры.
началом игры.
Покажи, где стоит белый Ориентирование на доске
Король, черная Пешка и т.д. (знание
расположения
фигур, возможно букв и
цифр).
Знание правил хода
Помоги
Коню Уверенное знание ходов
перепрыгнуть через все ключевых фигур (ладья,
препятствия и добраться до слон, ферзь, конь, король,
сундука.
пешка).
Покажи, как Ферзь может Понимание взятия фигур.
забрать
эту
фигуру
противника.
Базовые понятия и логика
Поставь шах Королю одним Понимание смысла «шаха»
ходом.
и «мата».
Спаси своего Короля от Умение видеть угрозы и
шаха.
простейшие
тактические
Найди мат в один ход (самая идеи.
простая позиция).
Практическая игра и этикет Педагог играет с ребенком Соблюдение
правил
короткую партию.
«тронул – ходи».
Умение
принимать
решение, обдумывать ход.
Эмоциональная реакция на
ходы и итог игры.
Критерии оценки каждого задания:
«Уверенно» (высокий уровень): ребенок выполняет задание самостоятельно, быстро
и без ошибок;
«Старается» (средний уровень): ребенок выполняет задание с небольшой подсказкой
или после небольшого размышления;
«Осваивается» (базовый уровень): ребенок затрудняется с выполнением, нуждается
в активной помощи педагога, но понимает суть после объяснения.
2. Анализ «Портфолио юного шахматиста»
Педагог вместе с ребенком и родителями просматривают материалы, которые
собирались в течении всего курса:
«Дневник успехов» со всеми наклейками и выполненными заданиями;
творческие работы (рисунки, аппликации);
«Карта наблюдений» педагога.
Это наглядно демонстрирует динамику развития: с чего ребенок начинал и каких
результатов достиг.
Главный результат, который оценивает педагог, - это не столько шахматное
мастерство, а сформированный интерес к игре, развитие логики и умения учиться, а также
положительные изменения в характере ребенка.
Итоговая оценка призвана сделать ребенка гордым за свои достижения и создать
мотивацию для дальнейшего роста.
Информационные источники
1. Весела, И. Шахматный букварь [текст] / И. Весела, И. Веселы. — М.: Просвещение,
2018;
2. Гришин, В. Г. Шахматная азбука [текст] / В. Г. Гришин, Е. И. Ильин. — М.:
Детская литература, 2020; 3.
3. Зак, В. Г. Я играю в шахматы [текст] / В. Г. Зак, Я. Н. Длуголенский. — Л.:
Детская литература, 2015;
4. Карпов, А. Е. Учитесь шахматам [текст] / А. Е. Карпов. — М.: Эгмонт Россия
Лтд, 2019;
5. Карпов, А. Е. Школьный шахматный учебник [текст] / А. Е. Карпов, А. Б. Шингирей.
— М.: Русский шахматный дом, 2019;
6. Костров, В. В. Шахматный учебник для детей и родителей [текст] / В. В. Костров, Д.
А. Давлетов. — СПб.: Литера, 2015;
7. Мазаник, С.В. Шахматы для всей семьи [текст] / С.В. Мазаник. — СПб.: Питер, 2019;
8. Петрушина, Н. М. Шахматный учебник для детей [текст] / Н. М. Петрушина – Ростов
н/Д Феникс, 2016;
9. Сухин, И. Г. Волшебный шахматный мешочек [текст] / И. Г. Сухин. — Испания:
Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова,
2017;
10. Сухин, И. Г. Приключения в Шахматной стране [текст] / И. Г. Сухин. — М.:
Педагогика, 2021;
11. Сухин, И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране [текст] / И. Г. Сухин.
— Ростов н/Д: Феникс, 2021;
12. Сухин, И. Г. Шахматы для самых маленьких [текст] / И. Г. Сухин. — М.: Астрель;
АСТ, 2020;
13. Сухин, И. Г. Шахматы, первый год, или там клетки черно-белые чудес и тайн полны
[текст]: учебник для 1 класса четырехлетней и трехлетней начальной школы / И. Г.
Сухин – Обнинск Духовное возрождение, 2018;
14. Сухин, И. Г. Шахматы, первый год, или учусь и учу [текст]: пособие для учителя / И.
Г. Сухин. — Обнинск: Духовное возрождение, 2019;
15. Хенкин, В.Л. Шахматы для начинаючих [текст] / Виктор Хенкин.
— М.: Астрель: АСТ, 2018;
16. Шахматы, — школе [текст] / сост. Б. С. Гершунский, А. Н.
Костьев. — М.: Педагогика, 2021
Интернет-ресурсы:
1. Обучающий курс для начинающих шахматистов и игра в шахматы онлайн: [сайт]
URL: http://www.chess-master.net/articles/3.html;
2. Шахматы: [сайт] URL: http://www.shahmatik.ru/;
3. Шахматная библиотека: [сайт] URL: http://webchess.ru/eboo