Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 47
Приморского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТО
Педагогическим советом
ГБДОУ детского сада № 47
Приморского района Санкт-Петербурга
(протокол от 29.08.2025 № 1)
УТВЕРЖДЕНО
Приказом заведующего
ГБДОУ детского сада № 47
Приморского района Санкт-Петербурга
от 01.09.2025г. № 324
_____________________О.В.Викторова
Дополнительная образовательная
общеразвивающая программа
«Шахматная азбука»
Срок освоения: 1 год
Возраст обучающихся: 5 – 7 лет
Разработчик:
Бовкина Ульяна Андреевна,
педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
2025
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Шахматная азбука»
составлена в соответствии с:
Законом «Об образовании в Российсской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
Распоряжением Правительства Санкт-Петербурга Комитета по образованию от
25.08.2022 № 1676-р «Об утверждении критериев оценки качества дополнительных
общеразвивающих программ, реализуемых организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, и индивидуальными предпринимателями СанктПетербурга»;
Гигиеническими нормативами и требованиями к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания» (Постановление Главного
государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении
санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21);
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи; санитарные правила СП
2.4.3648-20.
Направленность: социально-гуманитарная.
Актуальность реализации
Актуальность программы обучения игре в шахматы детей 5 – 7 лет обусловлена их
уникальным положением на стыке дошкольного и школьного детства. В этом возрасте игра
становится мощным инструментом подготовки к школе и формирования ключевых
компетенций для жизни в современном мире.
1. Прямая подготовка к школьному обучению.
В возрасте 5-7 лет ребенок переходи от игровой деятельности к учебной. Шахматы
идеально подходят для этого перехода, так как являются игрой по правилам, что
дисциплинирует и формирует произвольность психических процессов – главное
новообразование этого возраста.
развитие предпосылок к учебной деятельности: шахматы требуют умения слушать
инструкцию, понимать задачу и удерживать цель – именно те навыки, которые
критически важны на уроке в школе;
тренировка памяти и внимания: необходимость запоминать ходы, удерживать в уме
план и следить за действиями соперника напрямую развивает оперативную память
и концентрацию внимания, без которых невозможно успешное обучение;
формирование «мышления будущего»: шахматы учат логическому и
алгоритмическому мышлению, которое лежит в основе не только математики и
информатики, но и понимания любых сложных систем.
2. Развитие метапредметных навыков, востребованных в XXI веке.
Программа выходит далеко за рамки самой игры, целенаправленно формируя
качества, необходимые для успеха в любой сфере.
критическое и стратегическое мышление: ребенок учится не просто реагировать, а
продумывать свои действия на несколько ходов вперед, оценивать последствия
своих решений и просчитывать варианты;
принятие решений и ответственность: правило «тронул – ходи» наглядно учит тому,
что решения имеют последствия и за них нужно нести ответственность, что
воспитывает самостоятельность и осознанность;
эмоциональный интеллект и стрессоустойчивость: шахматы – это постоянная
практика работы с победами и поражениями; ребенок учится управлять своими
эмоциями, сохранять спокойствие под давлением и достойно принимать любой
результат, что является основой психологической устойчивости.
3. Профилактика учебных трудностей и цифровой перегрузки:
профилактика дисграфии и дислексии: ориентирование на шахматной доске (буквы
и цифры), мысленное перемещение фигур отлично развивают пространственное
воображение и зрительно-моторную координацию, что является надежной
профилактикой проблем с письмом и чтением;
интеллектуальная альтернатива гаджетам: в эпоху клипового мышления шахматы
предлагают «медленную» интеллектуальную нагрузку, требующую глубокой
концентрации, терпения и размышления, что формирует здоровые нейронные связи
и противовес поверхностному потреблению информации.
4. Социальная адаптация и коммуникация.
Несмотря на кажущуюся индивидуальность, шахматы – это диалог; в процессе игры
ребенок учится:
взаимодействовать с партнером-соперником, соблюдая правила;
уважать оппонента, проявляя волю к победе в рамках честной борьбы;
аргументировать свою позицию при разборе партий.
Таким образом, актуальность данной программы заключается в ее уникальной
универсальности. Это не просто кружок, а эффективная развивающая система, которая
готовит ребенка к школе комплексно: интеллектуально, эмоционально и социально. Она
закладывает прочный фундамент для успешного обучения, адаптации в коллективе и
формирования сильной, гибкой и ответственной личности, способной решать сложные
задачи в будущем.
Новизна и отличительные особенности программы «Шахматная азбука»
заключается не в изобретении новых правил шахмат, а в уникальной методологии, подходе
и расстановке акцентов, адаптированных для детей 5 – 7 лет.
1. Игровой подход и погружение в сказку:
отказ от академического «взрослого» подхода к обучению; шахматные фигуры
«оживают» и становятся персонажами сказочного мира (например, Корольбатюшка, непоседливая пешка и т.д.);
введение понятий через метафоры и образы, понятные ребенку («мат» - это, когда
Королю некуда спрятаться).
2. Акцент на развитии психических процессов:
шахматы используются не как самоцель, а как инструмент для целенаправленного
развития базовых интеллектуальных функций;
в программу «встроены» специальные не шахматные упражнения-тренажеры на
развитие памяти, внимания и логики, которые служат подготовкой к игре («Найди
одинаковые фигуры», «Запомни расположение»);
задания строятся по принципу от простого к сложному, где сначала отрабатывается
один навык (например, ход одной фигурой), а затем они комбинируются.
3. Интеграция в другие виды деятельности:
шахматы не изолированы в рамках «урока», а становятся частью общей
развивающей среды;
использование творческих заданий (нарисовать фигуру, слепить ее из пластилина),
что способствует лучшему запоминанию и развитию моторики.
4. Комплексное формирование «мягких навыков»:
в программу заложены ритуалы и инструменты для обучения эмоциональной
саморегуляции (например, «ритуал рукопожатия» в конце игры);
формирование навыка осознанного принятия решений через вопросы тренера:
«Какой у тебя план? Что сделает после твоего хода соперник?»
5. Индивидуальная траектория и система мотивации:
отсутствие жестких нормативов и соревновательного давления, успех ребенка
измеряется его личным прогрессом;
акцент на похвале за усилие, а не за результат.
Новизна программы в ее двойной фокусировке: это одновременно и увлекательное
знакомство с шахматами, и системное развитие ключевых способностей ребенка через
уникальный, специально разработанный игровой инструментарий.
Отличительная особенность – программа не готовит юных гроссмейстеров, а
выращивает мыслящую, уверенную в себе личность, используя шахматы как мощный и
эффективный развивающий ресурс.
Адресат: программа предназначена для детей 5 – 7 лет, независимо от их гендерной
принадлежности и возможностей.
Уровень освоения: общекультурный.
Объем и срок освоения: общее количество учебных часов в год – 56, лет – 1.
Цель программы: сформировать у детей 5-7 лет устойчивый интерес к шахматам и
развить базовые интеллектуальные способности через освоение фундаментальных
принципов игры.
Задачи программы
1. Обучающие:
сформировать устойчивые знания о шахматной доске, фигурах и их правильной
расстановке;
обучить правилам хода и взятия каждой фигуры, основам шахматной нотации
(ориентирование по буквам и цифрам);
сформировать умение ставить мат, объявлять шах и защищаться от него;
познакомить с ключевыми принципами начала партии и правилом «тронут – ходи».
2. Развивающие:
развивать логическое и стратегическое мышление через решение простых
шахматных задач и построение многоходовых комбинаций (на 2-3 хода вперед);
совершенствовать оперативную память, концентрацию и устойчивость внимания;
тренировать пространственное воображение и умение мысленно моделировать
позицию;
формировать навык анализа ситуации, принятия осознанных решений и оценки их
последствий.
3. Воспитательные:
воспитывать усидчивость, целеустремленность, волю к победе и умение доводить
начатое дело до конца;
формировать адекватное отношение к успехам и неудачам, развивать
эмоциональную устойчивость;
прививать уважение к сопернику и культуру шахматного этикета.
Планируемые результаты освоения Программы
В результате освоения программы ребенок:
знает названия всех шахматных фигур, их начальную расстановку и сравнительную
ценность (например, что ферзь ценнее пешки);
уверенно ориентируется на шахматной доске, находит поля по шахматной нотации
(например, e4, h5);
знает и применяет на практике правила хода и взятия для каждой фигуры, включая
специальные ходы (рокировка, взятие на проходе);
понимает смысл и цель игры – поставить мат королю противника;
умеет объявлять шах, защищаться от шаха (тремя способами) и ставить мат
одинокому королю ферзем или ладьей;
понимает базовые принципы дебюта: быстрое развитие фигур, контроль центра,
безопасность короля;
умеет продумывать свои действия на 2-3 хода вперед в простых позициях;
видит и создает элементарные тактические угрозы: «вилку (двойной удар)», связку;
способен анализировать прошедшую партию, находить свои ключевые ошибки и
удачные ходы;
способен концентрировать внимание на шахматной позиции в течение 20-25 минут;
может запомнить и кратко воспроизвести расстановку фигур в учебной позиции;
проявляет целеустремленность и настойчивость в достижении сложной цели на
доске;
адекватно и спокойно реагирует на результат партии: проявляет уважение к
победителю, в случае поражения анализирует его причины, а не ищет оправданий;
соблюдает правила шахматного этикета: приветствует соперника, соблюдает
правило «тронул – ходи», не мешает сопернику думать;
принимает решения самостоятельно и несет за них ответственность (не пытается
отменить ход).
Организационно-педагогические условия реализации
Язык реализации: государственный язык Российской Федерации – русский.
Форма обучения: очная.
Особенности реализации
Условия набора и формирования групп
Принимаются все желающие в возрасте 5 – 7 лет. Списочный состав формируется с
учетом вида деятельности и возможностями помещения. Занятия проводятся с группами
детей, количество которых составляет не более 12 человек. Программа обусловлена
возрастом воспитанников и не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых
знаний к уровню развития ребенка.
Формы организации и проведения занятий
1. Групповая форма:
объяснение нового материала: краткое введение в тему через сказку, диалог с
детьми, показ ярких плакатов, иллюстраций;
«Мозговой штурм»: коллективное решение простой шахматной задачки на доске
(например, «Какой фигурой можно за один ход добраться до…?»).
2. Работа в парах и малых группах:
практическая игра: дети играют друг с другом короткие партии с ограниченным
набором фигур (например, только короли и пешки);
дидактические игры: выполнение заданий в парах («Расставь фигуры правильно»,
«Кто быстрее найдет все белые поля»).
3. Индивидуальная работа:
работа с раздаточным материалом: решение шахматных ребусов, раскрашивание
шахматных фигур, выполнение заданий в тетрадях («нарисуй путь слона»);
выполнение специальных упражнений на развитие внимания и памяти
(«Лабиринты», «Найди отличия»).
Структура типового занятия:
1. организационный момент: приветствие, настрой на работу;
2. разминка: подвижная игра или пальчиковая гимнастика на шахматную тему;
3. повторение: вопросы по пройденной теме, дидактическая игра;
4. изучение нового: сказка, демонстрация, беседа;
5. практическое закрепление: работа в парах, дидактические игры, творческие задания;
6. итог и рефлексия: Что узнали? Что понравилось? Похвала и поощрение (наклейки,
штампы).
Такой гибкий и игровой подход позволяет поддерживать высокий интерес детей и
обеспечивает прочное усвоение материала.
Используемые методы
1. Наглядные методы:
иллюстрация: показ крупных красочных плакатов с изображением фигур, доски,
диаграмм с ходами;
демонстрация:
- педагог показывает, как ходит фигура, обыгрывая эт жестом или голосом;
- использование магнитной доски с крупными фигурами для объяснения правил;
- показ мультимедийных презентаций и анимационных роликов, где фигуры
«оживают»;
2. Практические методы:
дидактические игры: на запоминание, на ориентирование, на закрепление ходов;
упражнения: тренировочные, творческие;
элементарное моделирование:
- создание простых шахматных ситуаций на доске для их совместного разбора и
решения;
- игра в «живые шахматы», где дети сами являются фигурами.
3. Словесные методы:
дидактическая сказка/рассказ: главный метод объяснения нового материала;
беседа-диалог: эвристическая беседа, где педагог задает наводящие вопросы,
помогая ребенку самому прийти к выводу;
объяснение в игровой форме: краткое и понятное объяснение правил с
использованием рифмовок, считалок и мнемонических приемов;
загадки и стихи.
4. Игровые методы:
сюжетно-ролевая игра: все занятие или его часть – это одно большое приключение;
создание проблемной ситуации: педагог создает на доске «загвоздку», которую
детям интересно разрешить (например, «Король оказался в ловушке, как ему
выбраться за 1 ход?»);
метод соревнования: используется очень дозировано и мягко, без акцента на
проигрыше.
5. Методы контроля и самоконтроля:
поощрение: система мгновенной положительной обратной связи (вербальная
похвала, наклейки, штампы);
наблюдение: педагог постоянно наблюдает за работой детей в парах и в игре,
оценивая не результат, а приложенные усилия;
элементы самопроверки: простые задания, где ребенок может сам сразу увидеть
правильность его решения.
Комплексное использование этих методов позволяет сделать обучение шахматам для
дошкольников эффективным, соответствующим их психологии и, что самое главное,
радостным и увлекательным. Акцент смещен с механического заучивания на проживание и
прочувствование игры.
Материально-техническое оснащение
1. Основное шахматное оборудование:
демонстрационные шахматы:
- большая магнитная настенная доска с крупными, хорошо видимыми фигурами;
- напольных шахматный коврик с крупными клетками для игры в «живые шахматы»;
индивидуальные шахматные наборы для детей (деревянные или пластиковые).
2. Дидактические материалы и оборудование:
наглядные пособия:
- комплект крупных, красочных плакатов: «Шахматные фигуры», «Начальная
позиция», «Как ходят фигуры»;
- набор карточек с изображением каждой фигуры для игр на запоминание и
классификацию;
- «лабиринты» и «дорожки» для отработки ходов фигур (например, «Помоги коню
дойти до домика»);
раздаточный материал для индивидуальной работы:
- тетради для творческих заданий (раскраски с шахматными фигурами, «соедини по
точкам» и т.д.);
- листы для графических диктантов.
3. Технические средства обучения:
ноутбук/компьютер с колонками;
проектор и экран (интерактивная доска);
презентации PowerPoint с простыми анимациями, объясняющими ходы фигур;
звуковые файлы для физминуток и создания настроения.
4. Мебель и организация пространства:
детские столы и стулья, соответствующие росту детей;
зонирование помещения:
- учебная зона: для работы за столами;
игровая зона с ковром для подвижных игр, напольной шахматной доской;
зона для демонстрации: магнитная доска и экран.
Вспомогательное и игровое оборудование:
материалы для развития моторики и сенсорики (фигуры из разных материалов для
тактильных ощущений); пластилин/кинетический песок для лепки;
реквизит для сюжетно-ролевых игр (элементы костюмов или шапочки,
обозначающие шахматные фигуры);
система мотивации: «экран успехов детей» или «дневник шахматиста».
Оснащение должно создавать развивающую, безопаную и эстетически приятную
среду, где ребенок может изучать шахматы через игру, движение, творчество и
практическое взаимодействие с качественными и подходящими по размеру материалами.
5.
Кадровое обеспечение
Реализацию программы осуществляет педагог дополнительного образования.
Учебный план
Количество часов
№ п/п
1–4
5 – 10
11 – 14
15 – 20
21 – 26
27 – 30
31 – 34
35 – 40
Название раздела, тема
Пешка
Ферзь, король, ладья и слон
против пешки
Конь
Ферзь, король, ладья и слон
против коня
Король и пешка против коня
Шах
Мат
Конь, пешка и король дают
мат в один ход
Мат и пат
Решение шахматных задач
«Большой турнир»
Всего
Теория
Практика
4
2
2
6
2
4
4
2
2
6
2
4
6
4
4
2
2
2
4
2
2
6
2
4
Форма
аттестации/
контроля
Мини-игра,
наблюдение и
обратная связь,
детская
самооценка
41 – 44
4
2
2
45 – 50
6
2
4
51 - 56
6
2
4
56
22
34
ИТОГО:
Соотношение теоретических и практических часов условно, так как каждое занятие
построено на принципе интеграции и практико-ориентированного подхода. Теоретическая
часть – это краткое объяснение педагога, погружение в игровую ситуацию, а практическая
– основное время занятия.
Год
обучения
1
Дата
начала
занятий
06.10
2025
Календарный учебный график
Количест Количест
Дата
Количест
во
во
Количест
окончани
во часов
учебных учебных во часов
я занятий
в неделю
недель
дней
30.04
28
56
56
2
2026
*1 академический час = 30 мин в соответствии с возрастом детей
Режим
занятий
2 раза в
неделю
по 1 часу
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 47
Приморского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТО
Педагогическим советом
ГБДОУ детского сада № 47
Приморского района Санкт-Петербурга
(протокол от 29.08.2025 № 1)
УТВЕРЖДЕНО
Приказом заведующего
ГБДОУ детского сада № 47
Приморского района Санкт-Петербурга
от 01.09.2025г. № 324
_____________________О.В.Викторова
Рабочая программа
к дополнительной образовательной
общеразвивающей программе
«Шахматная азбука»
Срок освоения: 1 год
Возраст обучающихся: 5 – 7 лет
Разработчик:
Бовкина Ульяна Андреевна,
педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
2025
Цель программы: сформировать у детей 5-7 лет устойчивый интерес к шахматам и
развить базовые интеллектуальные способности через освоение фундаментальных
принципов игры.
Задачи программы
4. Обучающие:
сформировать устойчивые знания о шахматной доске, фигурах и их правильной
расстановке;
обучить правилам хода и взятия каждой фигуры, основам шахматной нотации
(ориентирование по буквам и цифрам);
сформировать умение ставить мат, объявлять шах и защищаться от него;
познакомить с ключевыми принципами начала партии и правилом «тронут – ходи».
5. Развивающие:
развивать логическое и стратегическое мышление через решение простых
шахматных задач и построение многоходовых комбинаций (на 2-3 хода вперед);
совершенствовать оперативную память, концентрацию и устойчивость внимания;
тренировать пространственное воображение и умение мысленно моделировать
позицию;
формировать навык анализа ситуации, принятия осознанных решений и оценки их
последствий.
6. Воспитательные:
воспитывать усидчивость, целеустремленность, волю к победе и умение доводить
начатое дело до конца;
формировать адекватное отношение к успехам и неудачам, развивать
эмоциональную устойчивость;
прививать уважение к сопернику и культуру шахматного этикета.
Планируемые результаты освоения Программы
В результате освоения программы ребенок:
знает названия всех шахматных фигур, их начальную расстановку и сравнительную
ценность (например, что ферзь ценнее пешки);
уверенно ориентируется на шахматной доске, находит поля по шахматной нотации
(например, e4, h5);
знает и применяет на практике правила хода и взятия для каждой фигуры, включая
специальные ходы (рокировка, взятие на проходе);
понимает смысл и цель игры – поставить мат королю противника;
умеет объявлять шах, защищаться от шаха (тремя способами) и ставить мат
одинокому королю ферзем или ладьей;
понимает базовые принципы дебюта: быстрое развитие фигур, контроль центра,
безопасность короля;
умеет продумывать свои действия на 2-3 хода вперед в простых позициях;
видит и создает элементарные тактические угрозы: «вилку (двойной удар)», связку;
способен анализировать прошедшую партию, находить свои ключевые ошибки и
удачные ходы;
способен концентрировать внимание на шахматной позиции в течение 20-25 минут;
может запомнить и кратко воспроизвести расстановку фигур в учебной позиции;
проявляет целеустремленность и настойчивость в достижении сложной цели на
доске;
адекватно и спокойно реагирует на результат партии: проявляет уважение к
победителю, в случае поражения анализирует его причины, а не ищет оправданий;
соблюдает правила шахматного этикета: приветствует соперника, соблюдает
правило «тронул – ходи», не мешает сопернику думать;
принимает решения самостоятельно и несет за них ответственность (не пытается
отменить ход).
№ п/п
1–4
5 – 10
11 – 14
15 – 20
Содержание работы
Календарно – тематическое планирование и содержание обучения
Тема
Программное содержание
Оборудование
Пешка
Познакомить с местом пешки Шахматные доски,
в начальном положении, учить наборы шахматных
«сражаться пешками».
фигур, тетрадь в клетку,
Поощрять стремление
карандаш.
высказывать свое мнение..
Ферзь, король,
Закрепить знания о том, как
ладья и слон
ходит пешка; что делать, если
против пешки
мешает своя пешка; можно ли
вернуться на исходную
позицию; является ли пешка
фигурой; по каким линиям
ходит пешка.
Развивать находчивость,
сообразительность речь.
Конь
Продолжать
знакомить
детей с конем, с местом коня в
начальном положении.
Отрабатывать умение
«сражаться конями».
Приобщать детей в ходе
решения занимательных задач
к элементарной творческой
деятельности.
Поощрять стремление
высказывать свое мнение.
Ферзь, король,
Закрепить знания детей,
ладья и слон
полученные на предыдущих
против коня
занятиях.
Воспитывать интерес к игре в
шахматы, усидчивость,
владение навыками
простейших шахматных задач.
Король и пешка
против коня
21 – 26
Шах
27 – 30
Мат
31 – 34
35 – 40
Конь, пешка и
король дают мат
в один ход
Мат и пат
41 – 44
Решение
шахматных
задач
45 – 50
51 - 56
«Большой
турнир»
Закрепить знания детей,
полученные на предыдущих
занятиях.
Воспитывать интерес к игре в
шахматы, усидчивость,
владение навыками
простейших шахматных
задач.
Формировать представление о
позиции «шах».
Развивать способность думать,
мыслить, рассуждать и
анализировать.
Активизировать словарь.
Развивать логическое
мышление, умение доказывать
правильность своего решения,
опровергать неправильные,
сообразительность, быстроту
реакции.
Воспитывать умение
выслушивать других детей.
Формировать представления о
том, что мат – цель игры.
Упражнять в определении
шахматных ситуаций.
Закрепить представления
детей о позиции «мат».
Развивать быстроту реакции.
Воспитывать
организованность.
Формировать представление о
положении «пат».
Выделять отличия пата от
мата.
Закреплять знания детей,
полученные
на
предыдущих
занятиях.
Воспитывать усидчивость,
внимательность, умение точно
рассчитывать правильные
ходы.
Развивать творческое и
Шахматные доски,
логическое мышление.
наборы шахматных
Способствовать умению
доказывать правильность
своего решения, развитию
интеллекта. Отрабатывать
практические навыки.
фигур, тетрадь в клетку,
карандаш, медали,
грамоты.
Методические и оценочные материалы:
Итоговая оценка достижений ребенка проводится в двух форматах: индивидуальная
диагностическая игра и анализ накопительной папки достижений.
1. Индивидуальная диагностическая игра-беседа: педагог приглашает ребенка в
игровую зону и предлагает ему выполнить несколько заданий:
Блок заданий
Конкретное задание
Что оценивает педагог
ребенку
Знание шахматных основ «Собери армию»: ребенок Автоматизм и точность
(теория и ориентирование) расставляет фигуры на расстановки;
знание
доске до начала игры.
начальной позиции.
«Секретное
донесение»: Свободное ориентирование
ребенок ставит конкретную на доске, знание букв и
фигуру на конкретное место цифр.
(белую ладью на e4, черного
коня на g6).
Владение
фигурами «Сила фигуры»: ребенок Понимание сравнительной
(тактика и комбинаторика) условно нумерует от самой ценности фигур.
сильной до самой слабой.
«Лабиринт для Слона»: Понимание цвета полей и
проводит Слона из одного траектории хода слона,
угла доски в другой за умение планировать на 2-3
минимальное
количество хода вперед.
ходов,
объезжая
препятствия.
«Прыгучий конь»: проводит Гибкость
мышления,
коня с одного заданного понимание нестандартного
поля на другое (например, с хода коня.
a1 на h8) за определенное
количество ходов.
Разрешение
базовых «Один в поле воин»: ставит Понимание конечной цели
тактических задач
мат в 1-2 хода.
игры,
умение
координировать действия
своей
фигуры
и
ограничивать вражеского
короля.
«Защита от шаха»: находит Глубина понимания угрозы
все возможные способы «шах»,
вариативность
защиты от шаха (уйти мышления.
королем, закрыться другой
фигурой,
побить
атакующую фигуру).
«Вилка-ловушка»: находит Знакомство
с
базовой
ход, который атакует две тактикой, умение видеть
фигуры соперника сразу.
возможности для атаки.
Практическая игра и этикет
«Настоящая партия»: играет
короткую
партию
с
педагогом
или
другим
ребенком.
Практические
навыки:
применяет ли знания на
практике,
пытается
ли
строить планы.
Этикет:
соблюдает
ли
правило «тронул – ходи»,
делает ли ход одной рукой,
здоровается и благодарит за
партию.
Эмоциональный интеллект:
как
реагирует
на
победу/поражение.
Такой комплекс заданий дает педагогу полную картину того, насколько ребенок не
просто выучил правила, а научился думать за шахматной доской.
Критерии оценки каждого задания:
«Уверенно» (высокий уровень): ребенок выполняет задание самостоятельно, быстро
и без ошибок;
«Старается» (средний уровень): ребенок выполняет задание с небольшой подсказкой
или после небольшого размышления;
«Осваивается» (базовый уровень): ребенок затрудняется с выполнением, нуждается
в активной помощи педагога, но понимает суть после объяснения.
2. Анализ «Портфолио юного шахматиста»
Педагог вместе с ребенком и родителями просматривают материалы, которые
собирались в течении всего курса:
«Дневник успехов» со всеми наклейками и выполненными заданиями;
творческие работы (рисунки, аппликации);
«Карта наблюдений» педагога.
Это наглядно демонстрирует динамику развития: с чего ребенок начинал и каких
результатов достиг.
Главный результат, который оценивает педагог, - это не столько шахматное
мастерство, а сформированный интерес к игре, развитие логики и умения учиться, а также
положительные изменения в характере ребенка.
Итоговая оценка призвана сделать ребенка гордым за свои достижения и создать
мотивацию для дальнейшего роста.
Информационные источники
1. Весела, И. Шахматный букварь [текст] / И. Весела, И. Веселы. — М.: Просвещение,
2018;
2. Гришин, В. Г. Шахматная азбука [текст] / В. Г. Гришин, Е. И. Ильин. — М.:
Детская литература, 2020; 3.
3. Зак, В. Г. Я играю в шахматы [текст] / В. Г. Зак, Я. Н. Длуголенский. — Л.:
Детская литература, 2015;
4. Карпов, А. Е. Учитесь шахматам [текст] / А. Е. Карпов. — М.: Эгмонт Россия
Лтд, 2019;
5. Карпов, А. Е. Школьный шахматный учебник [текст] / А. Е. Карпов, А. Б. Шингирей.
— М.: Русский шахматный дом, 2019;
6. Костров, В. В. Шахматный учебник для детей и родителей [текст] / В. В. Костров, Д.
А. Давлетов. — СПб.: Литера, 2015;
7. Мазаник, С.В. Шахматы для всей семьи [текст] / С.В. Мазаник. — СПб.: Питер, 2019;
8. Петрушина, Н. М. Шахматный учебник для детей [текст] / Н. М. Петрушина – Ростов
н/Д Феникс, 2016;
9. Сухин, И. Г. Волшебный шахматный мешочек [текст] / И. Г. Сухин. — Испания:
Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова,
2017;
10. Сухин, И. Г. Приключения в Шахматной стране [текст] / И. Г. Сухин. — М.:
Педагогика, 2021;
11. Сухин, И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране [текст] / И. Г. Сухин.
— Ростов н/Д: Феникс, 2021;
12. Сухин, И. Г. Шахматы для самых маленьких [текст] / И. Г. Сухин. — М.: Астрель;
АСТ, 2020;
13. Сухин, И. Г. Шахматы, первый год, или там клетки черно-белые чудес и тайн полны
[текст]: учебник для 1 класса четырехлетней и трехлетней начальной школы / И. Г.
Сухин – Обнинск Духовное возрождение, 2018;
14. Сухин, И. Г. Шахматы, первый год, или учусь и учу [текст]: пособие для учителя / И.
Г. Сухин. — Обнинск: Духовное возрождение, 2019;
15. Хенкин, В.Л. Шахматы для начинаючих [текст] / Виктор Хенкин.
— М.: Астрель: АСТ, 2018;
16. Шахматы, — школе [текст] / сост. Б. С. Гершунский, А. Н.
Костьев. — М.: Педагогика, 2021
Интернет-ресурсы:
1. Обучающий курс для начинающих шахматистов и игра в шахматы онлайн: [сайт]
URL: http://www.chess-master.net/articles/3.html;
2. Шахматы: [сайт] URL: http://www.shahmatik.ru/;
3. Шахматная библиотека: [сайт] URL: http://webchess.ru/eboo