Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 47
Приморского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТО
Педагогическим советом
ГБДОУ детского сада № 47
Приморского района Санкт-Петербурга
(протокол от 29.08.2025 № 1)
УТВЕРЖДЕНО
Приказом заведующего
ГБДОУ детского сада № 47
Приморского района Санкт-Петербурга
от 01.09.2025г. № 324
_____________________О.В.Викторова
Дополнительная образовательная
общеразвивающая программа
«Лукоморье»
Срок освоения: 1 год
Возраст обучающихся: 4 – 5 лет
Разработчик:
Грехнина Анастасия Владимировна,
педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
2025
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Лукоморье»
составлена в соответствии с:
Законом «Об образовании в Российсской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
Распоряжением Правительства Санкт-Петербурга Комитета по образованию от
25.08.2022 № 1676-р «Об утверждении критериев оценки качества дополнительных
общеразвивающих программ, реализуемых организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, и индивидуальными предпринимателями СанктПетербурга»;
Гигиеническими нормативами и требованиями к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания» (Постановление Главного
государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении
санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21);
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи; санитарные правила СП
2.4.3648-20.
Направленность: художественная.
Актуальность реализации
Программа театральных занятий для детей 4-5 лет является чрезвычайно актуальной
в свете современных требований к дошкольному образованию и ключевых задач развития
ребенка в данный возрастной период. Ее уникальность заключается в органичном
синтезе общеразвивающих задач и специфического театрально-игрового компонента,
направленного на знакомство с многообразием видов театрального искусства.
1. Актуальность с точки зрения возрастной психологии и педагогики
Ведущий вид деятельности – игра.
В 4-5 лет игра становится сложной, сюжетно-ролевой. Театрализованная деятельность
является высшей формой сюжетно-ролевой игры, где ребенок не просто подражает, а
перевоплощается, проживая роль. Это естественный и наиболее эффективный для
дошкольника способ познания мира и себя в нем.
«Возраст почемучки» и пик познавательной активности.
Программа удовлетворяет жажду познания через знакомство с разными видами театра
(кукольный, настольный, пальчиковый, теневой и др.), что расширяет кругозор и
стимулирует интерес к искусству.
Формирование эмоционального интеллекта.
В этом возрасте дети активно учатся распознавать и выражать эмоции. Театр предоставляет
безопасное пространство для проживания всего спектра чувств: радости, грусти, удивления,
страха, - что способствует гармоничному эмоциональному развитию и профилактике
тревожности.
2. Актуальность – как инструмент развития ключевых компетенций
Развитие речи и коммуникативных навыков.
Работа над ролью, проговаривание реплик, участие в диалогах напрямую способствуют
расширению активного словаря, улучшению дикции, формированию грамматического
строя речи и умению ясно выражать свои мысли.
Стимуляция психических процессов.
Театральные игры требуют внимания, памяти (запомнить текст, последовательность
действий), воображения (представить себя зайчиком или облаком) и мышления (понять
логику сюжета, найти выход для героя).
Развитие моторных функций.
Использование различных видов театра, особенно пальчикового и кукольного, великолепно
развивает мелкую моторику, что напрямую связано с речевыми центрами мозга. Работа над
пластикой и жестом развивает общую координацию и мышечную свободу.
3. Актуальность через призму эстетического воспитания и культурного кругозора
Знакомство с полифонией театрального искусства.
В отличие от программ, ограниченных одним форматом, данная программа
целенаправленно знакомит детей с богатым миром театра:
- пальчиковый театр развивает мелкую моторику и тактильное восприятие;
- настольный театр учит пространственному мышлению и планированию;
- театр теней пробуждает интерес к свету и форме, развивает абстрактное мышление;
- кукольный театр (би-ба-бо) помогает в проработке эмоций и диалогической речи;
- театр живого актера (где дети сами играют роли) способствует раскрепощению,
развитию пластики и координации.
Формирование первичных зрительских навыков.
Дети учатся не только быть «артистами», но и благодарными «зрителями», что воспитывает
в них уважение к труду других, терпение и умение сопереживать.
Таким образом, актуальность данной программы заключается в ее универсальности и
комплексном воздействии. Она отвечает на фундаментальные потребности ребенка 4-5 лет
в игре, общении, познании и самовыражении. Одновременно с решением ключевых задач
развития (речь, моторика, эмоции, социализация) программа закладывает базовый
культурный фундамент, знакомя детей с многообразием театрального языка, что
способствует формированию творческой, открытой и гармонично развитой личности.
Отличительны особенности (новизна)
Программа «Лукоморье» принципиально отличается от существующих аналогов
своей интегративной, модульной и интерактивной структурой, что обеспечивает ее
системное воздействие на ребенка.
1. Новизна методологии: «Синтез искусств через игру»
Уникальный сквозной формат «Знакомство с Театром». Вместо разрозненных занятий,
мы предлагаем тематические модули, посвященные разным видам театра:
«Пальчиковые истории» (пальчиковый театр);
«Сказки на столе» (настольный театр);
«Теневые загадки» (теневой театр);
«Мои первые куклы» (театр кукол би-ба-бо и простейших марионеток);
«Я – артист!» (театр живого актера, мини-этюды).
Каждый модуль — это погружение в определенную эстетику и технологию, что
позволяет ребенку не просто «поиграть в театр», а понять его многообразие.
2. Отличительная особенность «Динамическая среда развития»
Мы отходим от жесткой схемы «репетиция – спектакль». Вместо этого на каждом
занятии создается динамическая среда, где дети последовательно проходят 3-4 игровых
«станции», связанных общей темой, но направленных на развитие разных навыков (речевая
станция, пластическая, конструкторская (создание простейших атрибутов), игровая-
исполнительская). Это позволяет удерживать внимание дошкольников и обеспечивать
комплексное развитие.
3. Новизна в содержании «Адаптированная классика и современные сюжеты»
В программе использованы специально адаптированные для возраста 4-5 лет
тексты (короткие реплики, звукоподражания, простые диалоги) на основе:
классических народных и авторских сказок («Колобок», «Теремок», «Репка» в новой
интерпретации);
современной детской литературы (стихи и короткие рассказы современных
авторов), что делает программу близкой и понятной сегодняшним детям;
«Живых» импровизационных сценариев, рождающихся от самих детей («А что если
у Колобка был самокат?»).
4. Отличительная особенность «Родитель как со-творец» (интеграция семьи)
Программа включает систему «Домашних театральных чемоданчиков». Родителям на
время выдается тематический набор (например, набор для теневого театра с инструкцией),
чтобы они могли повторить и обыграть историю дома. Это:
повышает вовлеченность семьи;
закрепляет материал;
превращает программу из кружка в семейный досуговый проект.
5. Новизна в оценивании результатов «Портфолио юного театрала»
Мы полностью отказываемся от формальных зачетов. Вместо этого для каждого
ребенка ведется творческое портфолио, которое включает:
фотографии с разных этапов работы;
видео-отрывки;
динамические карты наблюдения педагога за развитием ключевых навыков
(коммуникация, речь, раскрепощенность);
в конце года итогом становится не один большой спектакль, а «Фестиваль
театральных историй», где каждая группа представляет результат работы по одному
из модулей на выбор.
Таким образов, новизна данной программы заключается в ее модульносинтетическом подходе, который системно знакомит ребенка с языком разных театральных
искусств через игровые технологии.
Отличительные особенности, такие как: Динамическая Среда Развития на
занятиях, глубокая интеграция семьи через «Театральные чемоданчики» и современная
система оценивания через «Портфолио», делает процесс развития ребенка наглядным,
ценным и личностно-ориентированным.
Это не просто «кружок постановки спектакля», а целостная развивающая экосистема,
формирующая у ребенка целостное восприятие театра как многогранного и увлекательного
мира.
Адресат: программа предназначена для детей 4 – 5 лет, независимо от их гендерной
принадлежности и возможностей.
Уровень освоения: общекультурный.
Объем и срок освоения: общее количество учебных часов в год – 56, лет – 1.
Цель программы: создание условий для гармоничного развития личности ребенка 4
– 5 лет через комплексное погружение в многообразный мир театрального искусства,
раскрытие его творческого потенциала и формирование первоначальной зрительской и
исполнительской культуры.
Задачи
1. Обучающие (связанные с передачей знаний и навыков):
познакомить детей с основными видами театрального искусства (пальчиковый,
настольный, теневой, кукольный, театр живого актера);
сформировать первоначальные представления о средствах театральной
выразительности (жест, мимика, интонация);
обучить основам кукловождения в различных видах театра;
способствовать обогащению активного словаря и развитию связной речи
(монологической и диалогической) через работу с текстами;
обучить навыкам коллективной творческой деятельности.
2. Развивающие:
развивать познавательные процессы: внимание, память, воображение, образное и
логическое мышление;
совершенствовать моторные функции: развивать общую координацию, пластику,
мышечную свободу и мелкую моторику рук через работу с разными типами
театральных кукол и атрибутов;
развивать эмоциональную сферу и эмпатию: умение распознавать, понимать и
выражать базовые эмоции, сопереживать героям;
стимулировать творческую активность и умение импровизировать в заданных
условиях.
3. Воспитательные:
воспитывать коммуникативные навыки: умение слушать партнера, договариваться,
работать в команде;
формировать положительную самооценку и уверенность в себе через публичные
выступления (пусть и в малой группе);
воспитывать зрительскую культуру: умение внимательно смотреть спектакль,
адекватно реагировать, благодарить артистов;
прививать интерес к театральному искусству и художественной литературе как к
источнику радости и творчества.
Таким образом, цель и задачи данной программы формируют четкий «маршрут»
развития ребенка, где каждое занятие – это шаг, направленный не только на подготовку
мини-выступления, но, в первую очередь, на достижение конкретных развивающих и
воспитательных результатов.
Планируемые результаты освоения Программы
К концу учебного курса ребенок:
повысит уровень уверенности в себе: сможет выступать перед малой группой
сверстников и знакомых взрослых без чрезмерного стеснения;
будет проявлять навыки сотрудничества: научится договариваться с партнерами по
игре, распределять элементарные роли и действовать согласованно в коллективных
этюдах;
станет более инициативным в предложении игровых замыслов и способов
реализации роли;
сформирует основы зрительской культуры: будет уметь сосредоточенно смотреть
небольшие постановки, адекватно реагировать (смеяться, аплодировать), проявлять
уважение к труду артистов;
улучшит качество речи: расширит активный словарь, будет четче произносить звуки
в звукоподражаниях и небольших стихотворных текстах;
научится пользоваться интонацией: будет стремиться передавать голосом характер
героя (сердитый медведь, испуганный зайчик);
разовьет
память
и
внимание: сможет
запомнить
и
воспроизвести
последовательность действий в знакомой сказке и небольшие реплики своего
персонажа;
будет активно использовать воображение: сможет предложить, «на что похож» тот
или иной предмет в реквизите, и найти нестандартное применение реквизиту в игре;
будет узнавать и различать на практике 3-5 видов театра (пальчиковый, настольный,
теневой, кукольный, театр живого актера);
овладеет начальными навыками кукловождения: сможет элементарно управлять
пальчиковой куклой, куклой би-ба-бо, фигуркой для настольного театра;
сможет использовать средства выразительности: будет пытаться передать характер
героя через жест, походку, мимику и голос в доступных для его возраста рамках;
проявит готовность к импровизации: сможет, опираясь на знакомый сюжет,
добавить от себя действие или реплику, ответить на вопрос от лица персонажа;
улучшит координацию и пластику: сможет выполнять простые движения в
соответствии с игровым образом (например, «тянуть репку», «летать как бабочка»);
разовьет мелкую моторику: благодаря постоянной работе с мелкими куклами,
изготовлению простейших элементов декораций (сминание бумаги, лепка).
Все результаты носят индивидуально-ориентированный характер. У каждого ребенка
свой темп развития, и задача педагога – зафиксировать личный прогресс (что и отражает
«Портфолио юного театрала»), а не требовать от всех детей одинаково высоких стандартов
исполнения. Главный результат – это желание ребенка участвовать в театрализованной
деятельности, его радость от творчества и возросшая коммуникативная открытость.
Организационно-педагогические условия реализации
Язык реализации: государственный язык Российской Федерации – русский.
Форма обучения: очная.
Особенности реализации
Условия набора и формирования групп
Принимаются все желающие в возрасте 4 – 5 лет. Списочный состав формируется с
учетом вида деятельности и возможностями помещения. Занятия проводятся с группами
детей, количество которых составляет не более 12 человек. Программа обусловлена
возрастом воспитанников и не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых
знаний к уровню развития ребенка.
Формы организации и проведения занятий
1. Комбинированное игровое занятие (основная форма)
Это стержень программы. Каждое занятие строится по принципу «динамической
среды», включая последовательную смену 3-4 форм работы:
ритуал начала («Театральное зеркальце»):
- форма: круглый стол, приветственный ритуал;
- содержание: эмоциональная настройка: дети и педагог здороваются жестами,
мимикой, передают друг другу «улыбку», произносят речевку-настройку («Мы в
театр приходим, сказку создаём!»);
разминка-импровизация («Разогрев артиста»):
- форма: подвижная игра, психогимнастика;
- содержание:
упражнения на развитие мимики («Покажи, какой ты котёнок – сытый/голодный»),
жестов («Пройди как великан/мышка»), голоса («Позови телёнка: «Му-у-у!» –
громко/тихо»);
этюды на основе стихов или музыки («Изобрази падающий листок»);
основная деятельность («В мастерской театра») – это ядро занятия, которое
варьируется в зависимости от тематического модуля:
- формы чередуются:
работа с реквизитом и куклами: дети исследуют кукол, учатся базовым приемам
кукловождения;
чтение и обсуждение сказки: педагог читает текст, используя разные голоса, а дети
активно включаются – договаривают реплики, показывают действия;
распределение и обыгрывание ролей: (не в смысле «заучивания», а в формате «Кто
хочет сегодня быть репкой? А кто – мышкой?); проигрывание ключевых сцен;
элементы изготовления: совместное создание простейших атрибутов (раскрасить
солнышко для теневого театра, приклеить усики для роли кошки);
ритуал окончания («Театральные аплодисменты»):
- форма: рефлексивный круг;
- содержание: закрепление эмоций: дети делятся, что им понравилось больше всего;
педагог хвалит каждого («Сегодня Саша был очень грозным медведем!», «А Маша
красиво летала, как бабочка!»); общие аплодисменты себе и друг другу.
2. Сквозные (проектные) формы работы
Эти формы пронизывают всю программу, обеспечивая ее целостность и новизну:
творческая мастерская: цикл занятий в рамках модуля, где дети не просто играют, а
создают свой собственный «продукт» – декорацию, элемент костюма, простую
куклу для своего спектакля;
репетиция-игра: подготовка к итоговому «Фестивалю театральных историй»
строится не как строгая репетиция, а как сюжетно-ролевая игра («Давайте сегодня
покажем нашу сказку игрушкам!»);
интегративное занятие: занятие, построенное на стыке искусств – театр + музыка
(подбираем характерную музыку для героев), театр + ИЗО (рисуем эмоции героя),
театр + литература.
3. Итоговые формы
«Фестиваль театральных историй» — это не классический отчетный концерт, а
интерактивное мероприятие, где:
- дети показывают результат работы по одному из модулей (например, настольный
театр «Колобок»);
- зрители не просто сидят, а участвуют: отгадывают загадки перед началом, помогают
«тянуть репку», пробуют себя в управлении куклами после показа;
- каждый ребенок получает момент славы и признания в комфортной для себя форме.
4. Совместная работа с родителями (интегративная форма)
«Домашний театральный чемоданчик»: родитель получает на время набор для игры
дома по пройденной теме, это прямая трансформация занятия в семейный досуг;
«Открытая репетиция» родители приглашаются не на спектакль, а на часть обычного
занятия, чтобы увидеть процесс изнутри и перенять игровые методики.
Комбинация этих форм обеспечивает непрерывную вовлеченность, учитывает
ограниченный объем внимания дошкольников и превращает программу в единый, живой и
развивающийся организм, а не в набор разрозненных уроков.
Структура типового занятия
1. Организационный этап: «Мы входим в сказку»
Цель: создать эмоциональный настрой, мотивировать детей, переключить их с
предыдущего вида деятельности на театральную игру.
Содержание и методы:
- ритуал приветствия: дети и педагог собираются в круг, приветствие проходит
необычно: «Здравствуйте, куколки!» (дети машут кистями рук), «Здравствуйте,
букашечки!» (шевелят пальчиками), «Здравствуйте, королевские пони!» (топают
ножкой);
- эмоциональная разминка – упражнение «Зеркало настроений»: педагог показывает
разную мимику (радость, удивление, легкая грусть), дети повторяют.
- объявление темы – ведение в сказку: «Сегодня наш ковер-самолет перенесет нас в
лес, где живут...».
2. Подготовительный этап: «Разогрев артиста»
Цель: активизировать речевой, голосовой и двигательный аппарат, подготовить
воображение к работе.
Содержание и методы (проводится в форме подвижной игры):
- артикуляционная гимнастика в картинках: «Покажите, как лошадка цокает
копытами (цок-цок языком)», «Как котенок лакает молоко (быстрые движения
языком)»;
- дыхательные упражнения: «Подуем на одуванчик» (короткий вдох, долгий выдох),
«Надуем шарик» (вдох носом, выдох со звуком «с-с-с»);
- пластические и мимические этюды: «Пройти по узкому мостику» (координация),
«Показать, как тает снеговик» (расслабление), «Испугаться, как зайчик, увидевший
волка».
3. Основной этап: «Волшебное превращение»
Цель: решить ключевые задачи занятия через главный вид деятельности (этот этап
меняется в зависимости от тематического модуля).
Содержание и методы (реализация через «станции» динамической среды):
- Станция 1: «Знакомство с историей»
Педагог эмоционально читает или рассказывает короткую сказку/отрывок, используя
наглядность (картинки, фланелеграф, перчаточную куклу): вовлечение детей в рассказ: «А
как мы позовем дедку? Давайте все вместе: «Де-е-дка!»;
- Станция 2: «Играем в сказку»
Распределение и обыгрывание ролей (важно: роли не заучиваются, а
импровизируются на основе простых действий и реплик): «Кто будет нашим медведем?
Топай, как мишка, и скажи: «У-у-у!»; использование элементов костюмов (шапочки,
хвостики) и реквизита.
- Станция 3: «Мастерская театра»
Практическое действие, связанное с текущим модулем:
пальчиковый театр: одеваем куколок на пальцы и пробуем «походить»;
теневой театр: учимся складывать ладони в фигуру зайца или птицы;
настольный театр: расставляем декорации на столе и «ведем» фигурки.
4. Заключительный этап: «Возвращение и аплодисменты»
Цель: закрепить положительные эмоции, провести рефлексию, плавно вывести
детей из игровой ситуации.
Содержание и методы:
- ритуал завершения сказки: «Мы закрываем театральный занавес. Раз, два, три –
сказка, стоп!»;
- эмоциональная рефлексия: педагог задает простые вопросы: «Что вам сегодня
больше всего понравилось?», «Каким героем было веселее всего быть?»;
- общая похвала и аплодисменты: «Сегодня мы были дружными артистами! Давайте
похлопаем себе и друг другу!» (похвала должна быть конкретной: «Ваня был очень
сильным медведем, а Соня – нежной бабочкой»);
- спокойная игра – ритуал прощания: «До свидания, артисты!» (дети машут рукой и
тихо выходят из зала).
Ключевое преимущество такой структуры: она гибкая. В зависимости от темы и
состояния группы, длительность этапов можно немного менять, а содержание «станций» на
основном этапе – варьировать, что полностью соответствует принципу «Динамической
среды развития».
Система используемых методов в программе
Методы тесно переплетаются между собой на каждом занятии, создавая целостную
развивающую среду.
1. Игровые методы (ведущие)
Это основа всей программы, так как игра — естественное состояние ребенкадошкольника.
Сюжетно-ролевые игры: Дети не «репетируют», а «проживают» роль. («Давайте все
превратимся в жителей теремка и посмотрим, как нам там жить?»).
Игры-имитации и импровизации: («Покажите, как лисичка крадется за мышкой»,
«Как дерево качается на ветру») – развивают воображение и пластику.
Игры-драматизации – упрощенное разыгрывание готового литературного сюжета
(сказки) без заучивания текста, с опорой на действия и импровизацию.
Дидактические театральные игры – игры с правилами, направленные на решение
конкретной задачи:
- «Угадай, кто я?» (развитие мимики и жестов);
«Волшебная коробка» (достать предмет и придумать, как его можно использовать в
сказке);
- «Звуки сказки» (угадать героя или действие по звукоподражанию).
2. Наглядные методы
Помогают создать конкретный образ, который детям сложно представить абстрактно.
Наблюдение: просмотр коротких видеозаписей выступлений кукольных театров,
театра теней.
Образец и показ: педагог сам показывает, как двигается персонаж, как управлять
куклой, как произносить реплику – ключевой метод для обучения конкретным
навыкам.
Использование наглядных пособий:
- иллюстрации и репродукции для погружения в атмосферу;
- фланелеграф для моделирования сюжета;
- предметы-заместители (кубик — это пряник, ленточка — речка).
3. Словесные методы
Используются в тесной связи с игрой и наглядностью.
Художественное слово: выразительное чтение сказки педагогом с использованием
разных интонаций, тембра голоса, силы звука.
Беседа-диалог: обсуждение поступков героев, но не морализаторство, а вопросы:
«Как мы можем помочь зайчику?», «Почему мишка рассердился?».
Сочинение сказки «здесь и сейчас»: метод коллективной импровизации: педагог
начинает «Жил-был маленький мячик...», а дети по цепочке предлагают, что с ним
произошло.
Объяснение в игровой форме: не «держи куклу ровно», а «давай спрячем свою руку
от зрителей, чтобы они видели только сказочного героя».
4. Практические методы
Позволяют ребенку не просто увидеть и услышать, а самому действовать.
Упражнения: многократное, но не скучное повторение для отработки навыка:
- артикуляционные упражнения («Вкусное варенье», «Лошадка»);
- дыхательные упражнения («Задуй свечу», «Снежинка на ладошке»);
- пластические упражнения («Замри-отомри», «Пройди как...»).
Элементарное моделирование и конструирование:
- создание простейших масок-ободков;
- лепка персонажей для настольного театра из пластилина;
- совместное создание декораций (раскрашивание, аппликация).
5. Методы стимулирования и мотивации
Ситуация успеха: педагог подбирает роли и задания так, чтобы каждый ребенок
почувствовал себя значимым и способным («Петя, ты у нас сильный, помоги нам
вытянуть репку!»).
Сюрпризные моменты: появление «волшебного сундучка», приход сказочного
персонажа (куклы), получение «театрального билета» на занятие.
Поощрение и похвала: конкретная похвала не результата, а усилия и процесса.
(«Мне очень понравилось, как ты сегодня рычал для волка, это было так страшно!»,
«Как ловко у тебя получилось управлять куколкой!»).
-
Синтез методов на практике
На одном занятии по модулю «Теневой театр» педагог может использовать:
словесный + наглядный: рассказывает сказку «Заюшкина избушка», показывая
персонажей на теневом экране;
практический: дети пробуют сложить ладони в фигуру зайки или собачки;
игровой: проводится игра «Угадай тень» — педагог показывает фигуру, а дети
отгадывают;
метод стимулирования: все участники получают «звезду теневого артиста».
Такая интеграция методов обеспечивает высокую вовлеченность и комплексное
развитие.
Материально-техническое оснащение
1. Помещение и общее оборудование:
просторное, хорошо проветриваемое помещение (музыкальный или спортивный зал,
специализированная студия), свободное от лишней мебели;
ковровое покрытие (или индивидуальные коврики) для работы сидя и лежа;
стульчики по количеству детей, легкие, чтобы их можно было легко переставлять;
зеркало (настенное или передвижное зеркальная ширма) для работы над мимикой и
пластикой;
музыкальный центр / колонка с возможностью bluetooth-подключения для фонового и
тематического музыкального сопровождения;
ноутбук / проектор для показа коротких видео-примеров (теневой театр, кукольные
постановки).
2. Оснащение по театральным модулям
а) Модуль «Пальчиковые истории»:
набор пальчиковых кукол по мотивам русских народных и популярных авторских
сказок («Колобок», «Теремок», «Три медведя»);
перчатки с липучками для создания собственных персонажей;
пальчиковый театр из разных материалов (дерево, ткань, войлок).
б) Модуль «Сказки на столе»:
небольшая ширма для настольного театра;
наборы объемных фигурок-персонажей и декораций (дом, деревья) из дерева,
картона или прочного пластика;
фланелеграф с набором персонажей и декораций из фетра.
в) Модуль «Теневые загадки»:
теневая ширма (напольная или настольная) с белым экраном;
проектор для теневого театра или мощная направленная лампа;
набор готовых теневых фигурок на палочках (персонажи, деревья, животные);
картон, черная бумага, ножницы, палочки для совместного с детьми создания
простейших теневых фигур.
г) Модуль «Мои первые куклы»:
перчаточные куклы (би-ба-бо) основных сказочных персонажей;
простые куклы-марионетки на нитях (например, птичка, рыбка) для начального
освоения;
петрушечная ширма для кукольных спектаклей.
д)
-
Модуль «Я – артист!»:
детский костюмерный уголок с элементами костюмов:
юбки, платки, накидки, жилеты, шапочки-маски зверей, короны, фартуки;
разные по фактуре ткани (шифон, шелк, мех) для развития тактильных ощущений и
импровизации;
грим (гипоаллергенный, смываемый) или набор аквагрима для создания простых
образов (кошачий нос, усики);
набор бутафории: муляжи овощей/фруктов, «волшебные» палочки, сундук,
корзинка и т.д.
3. Расходные и вспомогательные материалы:
материалы для творческой мастерской:
- цветная бумага и картон, краски (гуашь), кисти, карандаши, фломастеры;
- ножницы с закругленными концами, клей-карандаш, ПВА;
- природные материалы (шишки, желуди), ткани, нитки, пряжа;
- пластилин, тесто для лепки;
подборка музыкальных произведений:
- классическая музыка (Чайковский, Прокофьев «Детская музыка»);
- детские песни, звуки природы (шум леса, пение птиц, ручей);
- набор шумовых инструментов (маракасы, бубны, колокольчики, деревянные
палочки);
библиотечка:
- хрестоматии русских и зарубежных сказок, стихов, подходящих для инсценировки;
- книги-театры и панорамные книги для вдохновения.
4. Оснащение для работы с родителями («Домашний театральный чемоданчик»):
несколько переносных наборов, каждый из которых посвящен одному модулю:
- пример: чемоданчик «Теневой театр»: небольшая картонная ширма-конструктор, 34 готовые фигурки, инструкция для родителей с вариантами игр;
- пример: чемоданчик «Пальчиковый театр»: набор куколок по сказке «Репка»,
маленькая переносная декорация.
Требования к безопасности:
все материалы должны быть сертифицированы для детей данного возраста;
отсутствие острых углов, мелких легко отсоединяемых деталей;
использование гипоаллергенных материалов (красок, тканей, клея).
Данное оснащение является модульным и позволяет гибко выстраивать занятия,
обеспечивая их наглядность, вовлеченность и соответствие поставленным развивающим
задачам.
Кадровое обеспечение
Реализацию программы осуществляет педагог дополнительного образования.
Учебный план
Пояснительная записка к плану:
теория: краткие объяснения педагога, знакомство с понятиями в игровой форме;
практика: игровые упражнения, этюды, работа с реквизитом, инсценировки;
№
п/п
формы контроля: интегрированы в процесс и представлены в конце каждого модуля
как творческий показ.
Количество часов
Название раздела, тема
Всего
Теория*
Практика
Форма
аттестации/кон
троля
«Пальчиковые истории»
1
«Здравствуй,
театр!»
2
пальчиковый
1
0,2
0,8
«Веселые зверята»
1
0,2
0,8
3
«Колобок»
2
0,4
1,6
4
«Теремок»
2
0,4
1,6
5
«Репка»
2
0,4
1,6
6
«Мои первые сказки»
1
0,2
0,8
7
«Мы — артисты»
1
0,2
0,8
Наблюдение
педагога
за
вовлеченностью
Наблюдение
педагога
за
вовлеченностью
Инсценировка
сказки
«Колобок»
Инсценировка
сказки
«Теремок»
Инсценировка
сказки «Репка»
Наблюдение
педагога
за
развитием
фантазии
Инсценировка
сказки
«Сказки на столе»
8
«Что
такое
театр?»
9
настольный
1
0,2
0,8
«Прогулка по лесу»
1
0,2
0,8
10
«Заюшкина избушка»
2
0,4
1,6
11
«Три медведя»
2
0,4
1,6
Наблюдение за
навыками
управления
фигуркой
Наблюдение за
навыками
управления
фигуркой
Рассказывание
сказки
с
помощью
фигурок
Рассказывание
сказки
с
помощью
фигурок
12
«Конструктор сказок»
1
0,2
0,8
13
«Волк и семеро козлят»
2
0,4
1,6
14
«Показ
спектакля»
1
0,2
0,8
настольного
Наблюдение за
развитием
логики
и
воображения
Рассказывание
сказки
с
помощью
фигурок
Видеозапись
рассказа
ребенка
с
использованием
театра
«Теневые загадки»
15
«Волшебный мир теней»
1
0,2
0,8
16
«Теневые животные руками»
1
0,2
0,8
17
«Лисичка-сестричка и серый
2
волк»
0,4
1,6
18
«Теневые превращения»
2
0,4
1,6
19
«Зимовье зверей»
2
0,4
1,6
20
«Теневая мастерская»
1
0,2
0,8
21
«Наш теневой спектакль»
1
0,2
0,8
Наблюдение за
интересом
и
реакцией детей
Выполнение 1-2
фигур
по
образцу
Проигрывание
ключевых сцен
сказки
Создание своей
фигурки
и
демонстрация ее
тени
Коллективная
инсценировка
сказки
Наблюдение за
развитием
фантазии
и
навыков
комбинировани
я
Показ теневого
спектакля
«Мои первые куклы»
22
«Знакомство с куклой би-ба1
бо»
0,2
0,8
23
«Прогулка»
0,2
0,8
1
Наблюдение за
первичными
навыками
управления
Умение
согласовывать
24
«Маша и медведь»
2
0,4
1,6
25
«Добрый и злой герой»
1
0,2
0,8
26
«Кукольный детектив «Кто
2
украл морковку?»
0,4
1,6
27
«Кот, петух и лиса»
2
0,4
1,6
28
«Кукла оживает»
2
0,4
1,6
29
«Генеральная репетиция»
1
0,2
0,8
движение куклы
со своей речью
Показ сказки
Умение
передать
характер через
движение
и
голос
Наблюдение за
навыками
импровизации в
диалоге
Показ сказки с
использованием
музыкального
сопровождения
Умение
передать смену
эмоций без слов
Показ
кукольного
спектакля
«Я – артист!»
30
«Я – актер!»
1
0,2
0,8
31
«Актерский грим и костюм»
1
0,2
0,8
32
В.Сутеев «Под грибом»
2
0,4
1,6
33
«Эмоции на сцене»
1
0,2
0,8
34
«Громко и тихо, быстро и
2
медленно»
0,4
1,6
35
К.Чуковский «Путаница»
2
0,4
1,6
36
«Репетиция
спектакля»
2
0,4
1,6
итогового
Наблюдение за
степенью
раскрепощеннос
ти
Активное
участие
в
создании своего
образа
Показ этюдов по
сказке
Умение узнать и
изобразить
базовые эмоции
Умение менять
темп речи и
движения
по
сигналу
Веселое
представление
Наблюдение за
слаженностью
работы труппы
37
«Генеральная репетиция»
2
0,4
1,6
38
«Фестиваль
историй»
1
0,2
0,8
56
11,2
44,8
ИТОГО:
Год
обучения
1
Дата
начала
занятий
06.10
2025
театральных
Готовность
к
публичному
выступлению
Анализ
успешности и
личностного
роста каждого
ребенка
по
итогам года
Календарный учебный график
Количест Количест
Дата
Количест
во
во
Количест
Режим
окончани
во часов
учебных учебных во часов
занятий
я занятий
в неделю
недель
дней
30.04
28
56
56
2
2 раза в
2026
неделю
по 1 часу
*1 академический час = 20 мин в соответствии с возрастом детей
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 47
Приморского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТО
Педагогическим советом
ГБДОУ детского сада № 47
Приморского района Санкт-Петербурга
(протокол от 29.08.2025 № 1)
УТВЕРЖДЕНО
Приказом заведующего
ГБДОУ детского сада № 47
Приморского района Санкт-Петербурга
от 01.09.2025г. № 324
_____________________О.В.Викторова
Рабочая программа
к дополнительной образовательной
общеразвивающей программе
«Лукоморье»
Срок освоения: 1 год
Возраст обучающихся: 4 – 5 лет
Разработчик:
Грехнина Анастасия Владимировна,
педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
2025
Цель программы: создание условий для гармоничного развития личности ребенка 4
– 5 лет через комплексное погружение в многообразный мир театрального искусства,
раскрытие его творческого потенциала и формирование первоначальной зрительской и
исполнительской культуры.
Задачи
4. Обучающие (связанные с передачей знаний и навыков):
познакомить детей с основными видами театрального искусства (пальчиковый,
настольный, теневой, кукольный, театр живого актера);
сформировать первоначальные представления о средствах театральной
выразительности (жест, мимика, интонация);
обучить основам кукловождения в различных видах театра;
способствовать обогащению активного словаря и развитию связной речи
(монологической и диалогической) через работу с текстами;
обучить навыкам коллективной творческой деятельности.
5. Развивающие:
развивать познавательные процессы: внимание, память, воображение, образное и
логическое мышление;
совершенствовать моторные функции: развивать общую координацию, пластику,
мышечную свободу и мелкую моторику рук через работу с разными типами
театральных кукол и атрибутов;
развивать эмоциональную сферу и эмпатию: умение распознавать, понимать и
выражать базовые эмоции, сопереживать героям;
стимулировать творческую активность и умение импровизировать в заданных
условиях.
6. Воспитательные:
воспитывать коммуникативные навыки: умение слушать партнера, договариваться,
работать в команде;
формировать положительную самооценку и уверенность в себе через публичные
выступления (пусть и в малой группе);
воспитывать зрительскую культуру: умение внимательно смотреть спектакль,
адекватно реагировать, благодарить артистов;
прививать интерес к театральному искусству и художественной литературе как к
источнику радости и творчества.
Таким образом, цель и задачи данной программы формируют четкий «маршрут»
развития ребенка, где каждое занятие – это шаг, направленный не только на подготовку
мини-выступления, но, в первую очередь, на достижение конкретных развивающих и
воспитательных результатов.
Планируемые результаты освоения Программы
К концу учебного курса ребенок:
повысит уровень уверенности в себе: сможет выступать перед малой группой
сверстников и знакомых взрослых без чрезмерного стеснения;
будет проявлять навыки сотрудничества: научится договариваться с партнерами по
игре, распределять элементарные роли и действовать согласованно в коллективных
этюдах;
станет более инициативным в предложении игровых замыслов и способов
реализации роли;
сформирует основы зрительской культуры: будет уметь сосредоточенно смотреть
небольшие постановки, адекватно реагировать (смеяться, аплодировать), проявлять
уважение к труду артистов;
улучшит качество речи: расширит активный словарь, будет четче произносить звуки
в звукоподражаниях и небольших стихотворных текстах;
научится пользоваться интонацией: будет стремиться передавать голосом характер
героя (сердитый медведь, испуганный зайчик);
разовьет
память
и
внимание: сможет
запомнить
и
воспроизвести
последовательность действий в знакомой сказке и небольшие реплики своего
персонажа;
будет активно использовать воображение: сможет предложить, «на что похож» тот
или иной предмет в реквизите, и найти нестандартное применение реквизиту в игре;
будет узнавать и различать на практике 3-5 видов театра (пальчиковый, настольный,
теневой, кукольный, театр живого актера);
овладеет начальными навыками кукловождения: сможет элементарно управлять
пальчиковой куклой, куклой би-ба-бо, фигуркой для настольного театра;
сможет использовать средства выразительности: будет пытаться передать характер
героя через жест, походку, мимику и голос в доступных для его возраста рамках;
проявит готовность к импровизации: сможет, опираясь на знакомый сюжет,
добавить от себя действие или реплику, ответить на вопрос от лица персонажа;
улучшит координацию и пластику: сможет выполнять простые движения в
соответствии с игровым образом (например, «тянуть репку», «летать как бабочка»);
разовьет мелкую моторику: благодаря постоянной работе с мелкими куклами,
изготовлению простейших элементов декораций (сминание бумаги, лепка).
Все результаты носят индивидуально-ориентированный характер. У каждого ребенка
свой темп развития, и задача педагога – зафиксировать личный прогресс (что и отражает
«Портфолио юного театрала»), а не требовать от всех детей одинаково высоких стандартов
исполнения. Главный результат – это желание ребенка участвовать в театрализованной
деятельности, его радость от творчества и возросшая коммуникативная открытость.
Содержание работы
Календарно – тематическое планирование и содержание обучения
№
Тема
п/п
«Пальчиковые истории»
«Здравствуй,
1
пальчиковый
театр!»
«Веселые
2
зверята»
Программное содержание
Оборудование
Знакомство с видом театра. Пальчиковые
Игра «Проснись, пальчик!».
зверушки, ширма.
куклы-
Этюды «Познакомься с моей Набор пальчиковых кукол,
куклой».
Развитие игрушка-мишка.
диалогической речи.
«Колобок»
Знакомство
со
сказкой.
Распределение
ролей.
3
Обыгрывание с помощью
кукол.
«Теремок»
Работа над выразительностью
4
интонации. Игра «Кто в
теремочке живет?».
«Репка»
Работа над согласованностью
5
действий.
Игра
«Дружно
тянем!».
«Мои
первые Импровизация.
Сочинение
6
сказки»
своей короткой истории с
куклами.
«Мы
— Закрепление
навыков.
7
артисты»
Подготовка и показ миниспектакля по выбору детей.
«Сказки на столе»
«Что
такое Знакомство с фигурками и
8
настольный
декорациями. Правила «игры».
театр?»
«Прогулка
по Импровизация «Встреча в
9
лесу»
лесу».
Развитие
монологической речи.
«Заюшкина
Чтение и обсуждение сказки.
10
избушка»
Распределение
ролей.
Обыгрывание.
«Три медведя»
Проработка
эмоций
и
11
характеров
героев.
Игра
«Найди свой стульчик».
«Конструктор
Составление
собственного
12
сказок»
сюжета из предложенных
фигурок.
«Волк и семеро Работа
над
интонацией
13
козлят»
(ласковый голос козы, грубый
— волка).
«Показ
Репетиция и показ выбранной
14
настольного
сказки.
спектакля»
«Теневые загадки»
«Волшебный
Знакомство с теневым театром.
мир теней»
Игры с тенью от собственного
15
тела.
Наблюдение:
«Как
рождается тень?».
Пальчиковые куклы по
сказке
«Колобок»,
декорация леса.
Пальчиковые куклы по
сказке «Теремок», кубик«теремок».
Пальчиковые куклы по
сказке «Репка».
Разные пальчиковые куклы,
предметы-заместители.
Все куклы модуля, ширма,
музыкальное
сопровождение.
Настольные
фигурки
животных, домики, деревья.
Фигурки зверей, декорации
леса.
Фигурки
по
сказке,
декорации
избушки
и
ледяного домика.
Фигурки семьи медведей,
Маши, набор миниатюрной
мебели.
Разные
фигурки
и
декорации из всех наборов.
Фигурки
по
сказке,
декорация избушки.
Все оборудование модуля,
видеокамера (для записи).
Теневая ширма, лампа.
«Теневые
животные
руками»
Обучение
складыванию
простейших фигур из ладоней
16
(заяц, птица, собака). Игра
«Угадай, чья тень?».
«ЛисичкаЧтение и обсуждение сказки.
сестричка
и Распределение
ролей.
17
серый волк»
Обыгрывание с помощью
готовых теневых фигурок.
«Теневые
Совместное создание простых
превращения»
теневых фигурок из картона и
18
палочек
(листок,
грибок,
елочка).
«Зимовье
Работа над сказкой. Акцент на
зверей»
создании атмосферы (метель,
19
уют в домике) через звуки и
движения теней.
«Теневая
Импровизация:
создание
мастерская»
собственной теневой истории с
20
помощью всех имеющихся
фигурок и рук.
«Наш
теневой Репетиция и показ итоговой
спектакль»
работы модуля (одна из
21
разученных
сказок
или
придуманная история).
«Мои первые куклы»
«Знакомство с Как
«оживить»
куклу?
куклой би-ба-бо» Основные правила: смотреть
22
на куклу, двигать ее ртом в
такт речи.
«Прогулка»
Этюды на базовые движения
куклы:
ходьба,
прыжки,
23
повороты. Диалог двух кукол
«Знакомство».
«Маша
и Работа
над
сказкой.
медведь»
Распределение ролей. Упор на
24
интонацию (просьба Маши,
грозный голос Медведя).
«Добрый и злой Проработка характеров. Как
герой»
кукла-лиса ходит и говорит? А
25
кукла-медведь?
Этюды
«Встреча героев».
«Кукольный
Сочинение
и
детектив
«Кто импровизационное
26
украл
обыгрывание
простого
морковку?»
сюжета. Развитие умения
Теневая ширма,
схемы-подсказки.
лампа,
Теневая ширма, лампа,
готовые фигурки деда,
лисы, волка, саней.
Картон, черная бумага,
ножницы, клей, деревянные
палочки, ширма, лампа.
Теневая ширма, лампа,
фигурки
зверей,
самодельные
декорации
домика.
Все созданные и готовые
фигурки, ширма, лампа,
шумовые инструменты (для
создания звукового фона).
Все оборудование модуля,
музыкальное
сопровождение.
Куклы би-ба-бо, ширма.
Куклы би-ба-бо, ширма.
Куклы би-ба-бо по сказке,
ширма, декорация леса и
дома медведя.
Куклы
би-ба-бо,
олицетворяющие
разные
характеры, ширма.
Разные куклы би-ба-бо,
бутафория
(морковка,
корзинка).
быстро
реагировать
на
реплики партнера.
«Кот, петух и Работа над сложным диалогом.
лиса»
Отработка
испуганной
27
интонации Петуха, хитрой Лисы, спасительной - Кота.
«Кукла оживает» Работа над эмоциями куклы.
Этюды «Кукла радуется»,
28
«Кукла
плачет»,
«Кукла
удивляется».
«Генеральная
Подготовка
итогового
репетиция»
кукольного спектакля (на
29
выбор детей). Работа над
слаженностью действий всей
труппы.
«Я – артист!»
«Я – актер!»
Что такое театр живого актера?
Знакомство со сценой и
30
зрительным
залом.
Игра
«Зеркало».
«Актерский грим Как костюм и грим помогают
и костюм»
создать образ. Практическое
31
перевоплощение в сказочного
героя.
В.Сутеев «Под Распределение ролей. Работа
грибом»
над образами: легкая мушка,
32
грузный заяц, неуклюжий
медведь. Этюды.
«Эмоции
на Игры на выражение эмоций
сцене»
«Фотоаппарат»,
«Король
33
эмоций». Передача эмоции
через все тело.
«Громко и тихо, Работа над темпо-ритмом речи
быстро
и и движения. Игры «Большие
34
медленно»
ноги - маленькие ножки»,
«Капельки и водопад».
К.Чуковский
Работа над коллективной
«Путаница»
инсценировкой.
Развитие
35
чувства юмора и умения
работать в ансамбле.
«Репетиция
Закрепление
материала
итогового
выбранной для фестиваля
36
спектакля»
пьесы. Работа над мимикой,
жестами, взаимодействием.
Куклы би-ба-бо по сказке,
ширма, декорация избушки.
Куклы би-ба-бо, ширма,
«эмоциональные» карточки.
Все куклы и декорации,
ширма, музыкальный центр.
Элементы
бутафория.
Детский
грим,
зеркало.
костюмов,
гипоаллергенный
костюмерная,
Элементы костюмов героев,
бутафория (большой гриб,
капли
дождя),
музыка
дождя и солнца.
Карточки с пиктограммами
эмоций, зеркало.
Бубен, музыкальные треки с
разным темпом.
Костюмы
или
маски
животных,
бутафория
(сапог, луна).
Полные
декорации,
музыкальное
сопровождение.
костюмы,
реквизит,
37
38
«Генеральная
репетиция»
«Фестиваль
театральных
историй»
Прогон спектакля от начала до
конца. Работа со зрителем
(вымышленным). Обсуждение
и доработка.
Торжественный показ лучших
номеров из всех модулей.
Вручение
портфолио
и
памятных дипломов.
Все
необходимое
для
спектакля, видеокамера для
записи (по желанию).
Все
необходимое
оборудование, зал, зрители,
фотоаппарат.
Методические и оценочные материалы:
Оценка результатов носит диагностически-развивающий характер и направлена на
отслеживание личного прогресса ребенка, а не на сравнение детей друг с другом. Основной
инструмент — «Портфолио юного театрала».
1. Диагностическая карта развития ребенка (на начало и конец года)
Карта включает в себя шкалу, где педагог отмечает проявление навыков:
0 – навык не проявляется,
1 – проявляется с помощью педагога,
2 – проявляется самостоятельно.
Критерий
Показатели
Начало года
Конец года
(Что оцениваем?)
(Как проявляется?)
Коммуникативные
Вступает в ролевой диалог.
навыки
Умеет договариваться с
партнерами в игре.
Речевое развитие
Интонационно передает
характер героя. Четко
произносит слова в
чистоговорках.
Эмоциональная
Узнает и изображает базовые
сфера
эмоции (радость, грусть, испуг).
Сопереживает героям сказок.
Творческие
Импровизирует в рамках
способности
заданной роли. Предлагает свои
идеи.
Моторное развитие
Уверенно управляет
пальчиковой куклой. Повторяет
пластические этюды за
педагогом.
Интерес к
С желанием включается в игрутеатральной
драматизацию. Проявляет
деятельности
интерес к атрибутам и
костюмам.
2. Портфолио юного театрала
Это папка с файлами, которая наполняется в течение года и вручается родителям на
итоговом концерте.
Раздел 1: «Мои роли»
фотографии ребенка в костюмах и с куклами во время занятий;
лист «Я был...», где наклейками или рисунками отмечаются сыгранные роли
(Медведь, Репка, Мышка);
Раздел 2: «Мои награды»
грамоты, дипломы («Лучший Храбрец», «Самый выразительный Зайчик»);
нарисованные билеты на все «Фестивали театральных историй».
Раздел 3: «Мои работы»
эскизы масок или декораций, созданные ребенком;
фото его теневых фигурок или кукол.
Раздел 4: «Отзывы и пожелания»
лист, где педагоги и родители пишут свои теплые слова ребенку после показов.
3. Лист экспертной оценки итогового показа («Фестиваль театральных историй»)
Заполняется педагогом для оценки качества реализации программы в целом.
Критерий оценки
Баллы (1-5)
Комментарий
Соответствие репертуара возрастным
особенностям детей
Использование средств выразительности
(речь, пластика, костюмы)
Слаженность работы детского коллектива
Степень эмоциональной вовлеченности
детей
Комплекс этих материалов позволяет не только отслеживать динамику развития
каждого ребенка, но и корректировать ход занятий, предоставлять родителям наглядную
информацию об успехах их детей и демонстрировать эффективность программы в целом.
Информационные источники
1. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение,
1991.
2. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М.: Просвещение, 1991.
3. М.Д. Маханева. Театрализованные занятия в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2001.
4. Сорокина, Н.Ф., Миланович, Л.Г. Программа «Театр – творчество – дети». – М.:
АРКТИ, 1995.
5. Антипина, Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. – М.: ТЦ Сфера,
2006.
6. Петрова, Т.И., Сергеева, Е.Л., Петрова, Е.С. Театрализованные игры в детском
саду. – М.: Школьная Пресса, 2000.
7. Щеткин, А.В. Театральная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
8. Губанова, Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей
группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
9. Янушко, Е.А. Развитие речи у детей раннего возраста. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
10. Русские народные сказки в обработке А.Н. Афанасьева, М. Булатова, А.Н. Толстого.
11. Чуковский, К.И. Стихи и сказки. ("Путаница", "Телефон", "Мойдодыр").
12. Сутеев, В.Г. Сказки и картинки. ("Под грибом", "Кто сказал "мяу"?", "Палочкавыручалочка").